Историк Александр Дюков. Фото: Facebook.com/alexander.dyukov.9

«Германизировать Калининградскую область может негосударственная группа»

Мнение директора фонда "Историческая память" Александра Дюкова

Германизировать Калининградскую область может какая-либо негосударственная группа, которой государство передаст контроль над школами, вузами, телевидением и другими машинами по формированию идентичности. Такое мнение в интервью «Клопс.Ru» высказал директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр Дюков. Информационно-аналитический портал «НьюсБалт» публикует фрагмент беседы по поводу германизации российского эксклава.

— В нашей области в последние годы ведутся очень активные дискуссии на тему германизации Калининграда. Под германизацией понимается развитие у населения ориентации на Германию и немецкую культуру, постепенное размывание у него русской идентичности с последующим формированием сепаратистских настроений. Вы можете привести примеры из истории, когда воздействие чужой культуры порождало у жителей какого-либо региона стремление выйти из состава своей страны?

— Всегда можно методами социальной инженерии сформировать группу людей, которая воспринимает себя как уникальную и будет использоваться в качестве сепаратистской силы. В истории подобных примеров много. Да и не только в истории, но и в современности.

Например, в Архангельской области определённые силы много лет пытаются создать поморский сепаратизм. При том, что население Архангельской области — пресловутые поморы — не обладает какими-то особыми отличиями от остальных русских, им упорно пытаются навязать искусственную нерусскую идентичность. Понятно, что эти попытки делаются в антигосударственных целях и с привлечением внешних сил.

Может ли подобное происходить здесь, в Калининградской области? Мне кажется, это не совсем тот случай, поскольку сформировать пронемецки настроенную группу людей в регионе можно, но сделать эту группу массовой возможно только при контроле над крупнейшими СМИ и всей системой образования. Всё, что происходит без привлечения этих больших машин формирования идентичности, остаётся маргинальным явлением.

Мне сложно представить, что школы, университеты, телеканалы, основные газеты будут работать на формирование у местного населения представления о своей отличности от России. Если вся мощь государственной машины не подключится к этим процессам, то они так и будут оставаться на периферии и затрагивать только какие-то маргинальные группы.

Пока машины формирования государственной идентичности России не заработают в этом направлении, этот процесс не станет центральным сюжетом для региона. Если вдруг заработают, то мы увидим относительно быстрое в исторической перспективе переформатирование регионального социума.

— А если это иностранные машины формирования идентичности? Могут они повлиять на российскую идентичность жителей Калининградской области? У нас ведь говорят о немецком влиянии.

— Иностранные структуры не могут носить по-настоящему масштабного характера, заниматься масштабной работой с молодёжью — студентами, школьниками. Базовые вещи закладываются на другом уровне. Может быть работа с лидерами мнений, с местной интеллигенцией, но в обозримой перспективе эта работа на ситуацию не влияет. Быстрых изменений такой работой добиться невозможно.

— То есть германизировать Калининградскую область может только российское государство, если вдруг поставит перед собой такую задачу?

— Государство или какая-либо негосударственная группа, которой государство передаст контроль над школами, вузами, телевидением и другими машинами по формированию идентичности. Именно при задействовании этих механизмов в течение 15–20 лет происходит массовое изменение идентичности — мы можем прямо сейчас наблюдать это на Украине.

Если Россия поставит задачу изменить российскую идентичность жителей Калининградской области, то через 15–20 лет мы увидим это здесь. Я не представляю, какая государственная катастрофа должна случиться в Москве, чтобы это произошло. Вы можете представить, чтобы Россия поставила перед собой задачу убедить жителей Калининградской области, что они не россияне, не русские? Я тоже не могу.

От редакции «НьюсБалт». Уважаемый историк РАН Александр Дюков чётко ответил на вопрос, который иначе как издёвкой не назовёшь — «То есть германизировать Калининградскую область может только российское государство?» Вчитаемся ещё раз в ответ: «Государство или какая-либо негосударственная группа, которой государство передаст контроль над школами, вузами, телевидением и другими машинами по формированию идентичности. Именно при задействовании этих механизмов в течение 15–20 лет происходит массовое изменение идентичности — мы можем прямо сейчас наблюдать это на Украине».

Ключевое словосочетание в калининградском случае, конечно, «негосударственная группа». Именно эта группа, состоящая из творческой интеллигенции — писателей, журналистов, учёных и чиновников — взяла контроль над калининградскими школами, вузами по формированию идентичности. Фактов предостаточно, особенно в школьной сфере — начиная городским литературным конкурсом «Янтарное перо», где главный приз выиграла работа о немецком Кафедральном соборе, а не о доблестном штурме Кёнигсберга, и завершая популяризацией Министерством образования Калининградской области кёнигсбергской поэтессы, писавшей оды Гитлеру. 

Отрадно, что федеральный вуз имени немецкого философа, организовавший приезд в Калининград Александра Дюкова, начал на серьёзном уровне изучать феномен «германизации» в Калининградской области.