Литовская «Игналина» и обычные спички

«Калининградская правда» пишет о возможных негативных последствиях для Европы от ликвидации пожарной службы остановленной Игналинской атомной электростанции.

Когда в конце 2009 года власти Литвы окончательно закрывали Игналинскую АЭС, население имело весьма туманные представления о том, что ещё около 30 последующих лет будут продолжаться работы по изыманию ядерного топлива из реактора, его захоронению и дезактивации самой станции и прилегающей территории.

То, что к остановке второго реактора приступили, не имея надёжного стационарного хранилища для отработанного атомного топлива и ещё пригодных к дальнейшей эксплуатации ядерных стержней, не встревожило никого. И «Евроатом», и соседние Латвия с Эстонией и Беларусью, а также Польша с Калининградской областью доселе хранят деликатное молчание по этому поводу. К этому надо ещё прибавить, что национальный фонд по закрытию ИАЭС формировался только из средств, зарабатываемых самой ИАЭС, продающей свой продукт производства. А это значит – с остановкой второго и последнего реактора прекратилось поступление средств в этот фонд.

Далее только расходы. Сколько денег было в данном фонде на момент принятия решения об окончательной остановке станции, являлось закрытой информацией. Хотя уже тогда в отдельных СМИ упоминалось, что литов там не так уж и много, и будет явная нехватка.

Сегодня третий, после остановки ИАЭС, генеральный директор Жильвинас Юркшус сообщил всему населению Литвы и прилегающих «окрестных» государств, а следовательно, и всей Европе, что максимум через полгода на остановленной Игналинской АЭС будет ликвидирована пожарная служба, работающая в режиме постоянного дежурства. В этой службе круглосуточное дежурство несут 112 специалистов- пожарных, прошедших особую подготовку по тактике и технике предотвращения и ликвидации очагов возгорания на атомных электростанциях.

Сообщение о, без сомнения, «опасном» решении руководства ИАЭС транслировалось в программе «Новости» национального телеканала ЛНК. Там же было сообщено, что, по уверению руководства станции, на такой шаг оно решилось только в целях экономии денежных средств.

— Из Евросоюза мы не можем получить деньги на оплату пожарных, а платим им из национального фонда по закрытию АЭС, и этот фонд не пополняется, он уже истощается, вопрос, будут ли в нем средства в следующем году, — сказал гендиректор станции Жильвинас Юркшус. 

По его словам, на содержание пожарной службы из фонда ежегодно выделяется 6 млн литов. К слову, и у второго директора — дипломата, и у третьего, имеющего диплом физика, назначенных правительством гендиректорами остановленной ИАЭС, зарплата в разы превышает зарплату уволенного под сомнительным предлогом бывшего многолетнего руководителя Виктора Шевалдина. А уж зарплата принятых вновь так называемых «главных специалистов» ИАЭС, профессиональная деятельность и образование которых никогда не были связаны с ядерной энергетикой, превышает зарплату инженеров и других дипломированных ядерщиков не в разы, а многократно.

Первым и пока единственным, кто категорически возразил решению о ликвидации пожарной службы, стал Ремигиюс Банюлис, директор департамента пожарной безопасности и спасения.

— Представление таково, что будто с остановкой реакторов уменьшилась опасность, то есть вероятность радиоактивного инцидента или атомного происшествия, но вероятность различных инцидентов и их частотность увеличилась, поскольку ведётся активный демонтаж, становится больше опасностей, поэтому наша служба, я в этом убежден, необходима, — сказал главный пожарник Литвы.

И действительно, не надо «далеко ходить», чтобы убедиться, как не предотвращённое вовремя возгорание в малозначимой мастерской имело «невозвратные и широкомасштабные» последствия.

А вот министра внутренних дел Литвы такое заявление гендиректора ИАЭС удивило.

— Я бы знал, но мне такие акты неизвестны. Пока просто предлагают в одностороннем порядке расторгнуть договор с января 2012 года. Я убеждён, что Литва не должна оставлять такой объект без пожарной и гражданской безопасности. Если ИАЭС отказывается от этих услуг, то так или иначе в масштабе государства мы должны думать, как охранять этот объект, — сказал глава МВД Раймундас Палайтис.

Похоже, что власти в Литве и в упомянутых выше сопредельных государствах настолько увлеклись «ядерной гонкой» и обоюдными «кознями» по строительству своих новых атомных станций, что забыли – на какой горячей «сковородке» сидят, ладно бы сами, а не со всеми своими народами.

И если далёкая японская «Фукусима» не выдержала природных потрясений, то литовская «Игналина», а вместе с ней и вся Восточная Европа могут рухнуть по банальной, но не менее опасной причине – от обычных спичек, с которыми «балуются» взрослые дяди.


Источник — «Калининградская правда».