«Кёнигсбергский стиль» шведской гитлеровской радиопропаганды

Историк Аркадий Рябиченко сообщает подробности о «Радио Кёнигсберг», которое более пяти лет служило цели склонить общественное мнение Швеции на сторону Гитлера.

В России никто не знает о том, что Кёнигсберг для шведов связан с одноименной гитлеровской радиопередачей, транслировавшейся из Восточной Пруссии в годы второй мировой войны. О передаче «Радио Кёнигсберг» шведским читателям рассказал писатель и журналист Никлас Сеннертег (Niclas Sennerteg), чья книга «Говорит Германия» вышла в свет в издательстве «Historiska media» в 2006 году.

«Халло, Север, говорит Германия», — с этих слов начинался каждый выпуск передачи «Радио Кёнигсберг» (Radio Königsberg") или «Кёнигсбергского радио», как называли её шведские слушатели. Пропагандистскую передачу на шведском языке выпускала кёнигсбергская радиостанция (Reichsenders Königsberg), размещавшаяся в Доме радио на проспекте Ганзаринг (ныне – НИИ Океанологии в начале проспекта Мира в Калининграде). Новости и политические комментарии в эфире перемежались популярной музыкой. Первоначально радиостанция располагалась в Берлине (ныне здание входит в комплекс на площади Теодор-Хойс-Плац), но затем, после начала бомбежек столицы рейха, переехала в Кёнигсберг.

Германия начала «приветствовать Север» в ноябре 1939 года. Передача выходила в эфир ежедневно в половину седьмого вечера и в первое время длилась двадцать минут. Впоследствии её продолжительность составила шесть часов. Кёнигсбергское радио стало одной из пяти станций (помимо Германии, для шведов вещали Великобритания, США и Люксембург), транслировавших свои передачи на нейтральную Швецию.

Несмотря на пропагандистский характер, «Кёнигсбергское радио» пользовалось популярностью среди шведских радиослушателей. Даже после разгрома германских войск под Сталинградом в феврале 1943 года, когда ежедневные трансляции сменились еженедельными, «Радио Кёнигсберг» ловил каждый десятый радиослушатель в Швеции. Интерес к трансляциям был вызван тем, что шведские СМИ в то время подверглись ограничениям со стороны властей и некоторые события обходили молчанием. (Единственным конкурентом иностранных трансляций были передачи шведской государственной радиослужбы (Radiotjänsten).

Большую часть создателей передачи «Радио Кёнигсберг» составили проживавшие в Германии шведские коллаборационисты: число шведов или шведскоговорящих сотрудников достигало трёх десятков. Современные шведские историки сходятся во мнении о том, что в случае вторжения Гитлера в королевство, нацистам не пришлось бы долго искать квислингов среди шведов. В стране действовал ряд нацистских организаций, и, хотя их было мало, активности им было не занимать.

Идеологические построения социал-демократов, незадолго до начала войны начавших строить шведский «дом для народа», отчётливо напоминали некоторые идеи Гитлера (речь, прежде всего, идёт об «очистке» расы с помощью массовых насильственных стерилизаций «второсортных» шведов). Кроме того, формально являясь нейтральным государством, Швеция на деле реально помогала Германии, снабжая военную машину рейха столь необходимой для производства боеприпасов железной рудой – разумеется, за хорошие деньги, которые после войны легли в основание шведского «государства благоденствия».

Объединившиеся перед лицом возможного втягивания Швеции во Вторую мировую войну, социал-демократы и буржуазные партии дополнительно «подстраховались», запретив Коммунистическую партию и отправив её активистов в лагеря для интернированных лиц на севере страны.

Хорошо иллюстрирует позицию Швеции в годы войны смотревший на прохожих с плакатов «шведский тигр» (от шведского выражения «svensk tiger» — швед молчит»). «Швед молчал», когда немцы захватили Норвегию и Данию. Более того: чтобы не прогневать Гитлера, шведские власти разрешили нацистам осуществлять военный транзит через страну в оккупированную Норвегию.

Ранее Швеция помогла Финляндии в войне против СССР, помимо добровольцев выслав маршалу Маннергейму большое количество военной техники и других материальных ресурсов. Когда Вермахт напал на Советский Союз, король Густав V в частном письме поблагодарил Гитлера за борьбу против «большевистской чумы», а чуть позже поздравил фюрера с успехом операции «Барбаросса».

В свете этого в том, что три десятка шведов стали работать на нацистской Кёнигсбергской радиостанции, не было ничего удивительного. В интервью «Шведскому радио» писатель Никлас Сеннертег отметил, что хотя среди создателей передачи «Радио Кёнигсберг» доминировали убеждённые нацисты, находились также и такие шведы, которые прельстились возможностью выстроить хорошую карьеру или банально заработать денег.

Об одном из работавших на «Кёнигсбергском радио» убеждённых сторонников нацистов, унтерштурмфюрере СС Ёсте Борге (Gösta Borg) рассказывается в книге другого шведского исследователя Буссе Шёна (Bosse Schön) «Шведские солдаты Гитлера». Помимо работы на «Радио Кёнигсберг», Борг также служил военным репортёром на Восточном фронте.

Состав редакции был весьма разнообразен: в число сотрудников «Кёнигсбергского радио» даже входила графиня Дагмар Кронстед (Dagmar Cronstedt), после войны ставшая женой будущего нобелевского лауреата из Швеции.

Как сообщает сайт, посвящённый военной истории острова Готланд, фразу «Халло, Север», ставшую опознавательным знаком «Радио Кёнигсберг», произносил уроженец Готланда Бертиль Крунвал (Bertil Kronvall). Первоначально он занимался переводом на шведский язык немецкого киножурнала, а затем стал сотрудником радиостанции. Вместе со своей супругой-немкой после падения Берлина он оказался в советском лагере для военнопленных, откуда его «забрало» правительство Швеции.

После Сталинграда, как уже было сказано, передача выходила гораздо реже. Больше места в структуре вещания «Кёнигсбергского радио» стала занимать музыка. Штат радиостанции сократился: кто-то из коллаборационистов уехал за границу, кто-то подыскал новую работу. Но ни те, ни другие, впоследствии не рассказывали своим детям о работе в Кёнигсберге. Многие из работавших на радио актёров (например, Рольф Йеста фон Наукофф) после войны не только не оказались под судом, но спокойно занимались творчеством в Западной Германии.

В интервью «Шведскому радио» в 2007 году Никлас Сеннертег рассказал, что всё ещё жив, по меньшей мере, один из сотрудников «Радио Кёнигсберг», который после войны в течение многих лет был главой бюро путешествий и свою старость проводил в излюбленном месте избежавших правосудия нацистских преступников — Южной Америке. Интересно, что когда в 2000 году журналисты издания «Афтонбладет» позвонили одной из бывших сотрудниц радиостанции, та отказалась общаться с ними, заявив, что проработала на «Радио Кёнигсберг» только четырнадцать дней.

Как завершилась история нацистской шведскоязычной радиопередачи? С приближением советских войск к столице Восточной Пруссии «Радио Кёнигсберг» было эвакуировано на север – в Осло. «Новый ”Кёнигсберг” в Южной Норвегии» — отреагировала на это 23 апреля 1945 года шведская газета «Дагенс Нюхетер», отметив, что в передаче сохранился прежний «кёнигсбергский стиль».

stellamaris.no.png

Заметка в шведской «Дагенс Нюхетер» от 23 апреля 1945 года о радиостанции из Кёнигсберга. Фото: Stellamaris.no.

Шведские журналисты, возможно, догадывались о том, что передаче осталось существовать последние дни, но в статье об этом не было сказано ничего. Так или иначе, вместе с падением Третьего рейха «Радио Кёнигсберг» в течение пяти с половиной лет служившее цели склонить общественное мнение Швеции на сторону Гитлера, прекратила своё существование.


Источник — «Intellika»