«Всеобщая мобилизация на борьбу с «врагом с Восток», похоже, постепенно превращается в шведскую национальную традицию»

Историк Балтийского федерального университета им. Канта Аркадий Рябиченко проанализировал масштабы шведских страхов перед русскими.

В нынешнем году на страницах шведских газет всё чаще можно увидеть гипнотическое словосочетание «русские идут». И это не удивляет: основным подспорьем шведским «ястребам» в их нелёгком труде всегда служила «русская угроза». В начале года верховный главнокомандующий Сверкер Йорансон (Sverker Göransson) сделал заявление о том, что в случае нападения русских Швеция продержится одну неделю, затем начался организованный правоцентристской газетой «Свенска Дагбладет» скандал вокруг учений российских ВВС неподалеку от Швеции. Закономерным итогом стало то, что Шведская комиссия по вопросам обороны в своих выводах представила Россию как основной источник опасности для королевства. И вот на днях Швеция заявила о том, что отныне будет принимать участие в учениях Сил быстрого реагирования НАТО.

Как бы абсурдно ни выглядели опасения шведов, понять причины их возникновения можно. Сами шведы, как рассказывала мне наша соотечественница Вера Эфрон, ещё пятьдесят лет назад пугали детей русскими. Предпосылки «страха перед русскими» (rysskräck) кроются в истории. Не будем углубляться вглубь веков и остановимся на недавних событиях «холодной войны», не обошедшей королевство стороной. В противостоянии между СССР и США Швеция формально не участвовала, но фактически активно «помогала» Америке. К примеру, ещё в 1952 году советскими истребителями был сбит шведский разведывательный самолёт, собиравший данные для нужд армии США.

После того как в 1981 г. в шхерах Карлскруны была обнаружена советская подводная лодка, в стране началась «боязнь русских субмарин», отголоски которой мы видим сегодня. (В окрестностях Хельсинборга не так давно неизвестные шутники украсили разворотное кольцо перископом и российским флажком).

О масштабах «страхов перед русскими» времен «холодной войны» свидетельствует передача «Шведская потайная комната» (Hemliga svenska rum), второй сезон которой идёт сейчас на шведском телевидении SVT. Во время съёмок передачи журналист Мелькер Бекер (Melker Becker) посетил ряд военных объектов, главным предназначением которых было – помочь пережить Третью мировую войну. Строительство многих из них началось ещё до Второй мировой войны, в которой Швеция не участвовала.

Передача помогает по-новому взглянуть на обыденную жизнь Швеции и найти в ней следы «холодной войны». Вот несколько примеров: обычный лес, обычная гора, но под ней спрятано огромное убежище, высота потолка которого составляет двадцать метров!

В другом лесу, на острове Хемсен (Hemsön) в Ботническом заливе также есть «потайные комнаты». Пушки береговой артиллерии, базировавшейся здесь, должны были помешать советским судам подплыть к Сунсдваллю и Хэрносанду. О запрете доступа иностранцев в эту часть леса говорится с большого информационного щита, часть которого написана на русском языке. Здесь внутри горы Сторробергет (Storråberget) спрятано сооружение, где должны были находиться триста сорок солдат. Последний военный, к слову, покинул Сторробергет в 1989 году; в запломбированных помещениях всё сохраняется в прежнем виде.

На этом же острове среди леса стоит неприметный зелёный сарайчик. Мелькер Бекер открывает дверцу, и перед зрителями предстает массивный люк с гидроприводом, под которым скрывается спуск под землю. Здесь находятся станции обнаружения целей; всего таких станцией на Хемсен пять.

В подземном гараже, расположенном в центре Стокгольма, под церковью св. Клары, журналист попадает во вспомогательные помещения для экстренной эвакуации людей в случае начала ядерной войны. Вмещающие десятки тысяч людей убежища строились для гражданского населения. Много таких построек было подготовлено в Стокгольме в 1960 году. Двери весом в тридцать пять тонн должны защитить мирных граждан от смертоносного оружия.

Другое убежище журналист находит прямо возле входа в Армейский музей. Бекер спускается в заброшенное помещение, где вдоль стен всё ещё стоят деревянные скамьи. Здесь сохранились даже репродукторы времён «холодной войны» и насос, который работает, если покрутить рукоятку.

Бункер был сделан в годы Второй мировой войны, но использовался и позднее. В такие убежища как рассказывается в передаче, на учебные тревоги регулярно приводили школьников. Быть может, и главный шведский «ястреб» Сверкер Йорансон был одним из них?

Информационная кампания «Если будет война» (Om kriget kommer) проводилась с размахом. В 1961 году было отпечатано несколько миллионов экземпляров одноименной брошюры. Услышав сигнал тревоги, граждане обязаны были срочно направиться в убежище, не забыв захватить профсоюзный билет и медицинскую страховку (наверное, без страховки медицинскую помощь педантичные шведы оказывать не будут).

На шведских автотрассах временами встречаются прямые участки, на которых дорога внезапно расширяется. Мелькер Бекер объясняет: это было сделано для того, чтобы использовать их в качестве взлётных полос для военно-воздушного флота, в 1970 году насчитывавшего тысячу истребителей! Три десятка автотрасс-аэродромов расположены по всей территории Швеции от севера до юга.

Для того, чтобы противник не узнал точного числа и местоположения находившихся в распоряжении шведских ВВС самолётов, их также спрятали…внутри гор. Шведы запланировали строительство десятков «авиабаз горного короля», но к концу «холодной войны» готово было лишь пять из них. Неподалёку от Гётеборга в местечке Севе (Säve) один из подземных аэродромов («Новая гора» или Nya berget) теперь является музеем «Аэросеум» (Aeroseum).

Расположенное на глубине двадцать метров строение приводит Мелькера Бекера в восторг. В огромных ангарах площадью 30 000 квадратных метров постоянно дежурили готовые к вылету укомплектованные горючим и боеприпасами истребители. В случае тревоги тягачи через специальные двери вывозили самолёты на взлётно-посадочную полосу. Здесь до сих пор стоят истребители и вертолеты, но уже в качестве музейных экспонатов. Где находятся четыре другие подземные авиабазы и используются ли они по назначению, всё ещё неизвестно.

Под землей спрятана и «резервная столица Швеции» — то, что шведы называют Государственным бункером (Riksbunkern). Журналист Бекер отмечает: передача впервые открывает место размещения убежища, куда в случае Третьей мировой войны должны были переместиться король и его семья, парламент и правительство. Этим местом оказывается Карлсборг (Karlsborg) – район размещения шведской военной академии.

Передача «Шведская потайная комната» подтверждает в очередной раз: в годы «холодной войны» Швеция всерьёз готовилась к нападению СССР. И неважно что, так же как и современной России, Советскому Союзу не было никакой необходимости нападать на северное королевство. Но всеобщая мобилизация на борьбу с «врагом с Восток», похоже, постепенно превращается в шведскую национальную традицию. Сообщения СМИ всё больше напоминают сводки с полей «холодной войны»; в королевстве словно вновь идёт кампания «Если будет война». Не забыли про профсоюзный билет и страховку?


Источник — «Intellika».