«Горбачёв без малейшего колебания «сдал» тысячи граждан СССР в Литве»

Бывший второй секретарь ЦК Компартии Литвы Владислав Швед высказался об идеи привлечь к уголовной ответственности экс-президента СССР.

С удовлетворением прочитал сообщение о том, что группа депутатов Госдумы 10 апреля 2014 г. направила Генпрокурору РФ Юрию Чайке запрос с требованием инициировать прокурорскую проверку событий, которые происходили в период распада СССР и роли в их развитии бывшего Президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва.  

Для меня, и, полагаю, что для многих в Литве, этот запрос крайне важен. Напомню, что после ультимативного объявления 11 марта 1990 г. Верховным Советом Литвы независимости, более миллиона жителей республики, поверив заявлениям Президента СССР Горбачёва и решению третьего Съезда народных депутатов СССР, продолжали считать себя гражданами СССР и до 22 августа 1991 года жили по советским законам. 

Однако 6 сентября 1991 года некий орган, называемый Госсоветом СССР, без каких-либо условий признал выход Литовской ССР из состава Союза ССР. После этого все бывшие граждане СССР на территории Литовской Республики оказались политическими заложниками. Любому их них могло быть предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности. Что и произошло и происходит на протяжении последних 23 лет.

Подобная ситуация в Литовской Республике во многом была обусловлена поведением Президента СССР М.С. Горбачёва на пятом внеочередном Съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в сентябре 1991 года. Тогда Горбачёв сумел навязать Съезду принятие Закона № 2392-I «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».  

Этот Закон в нарушение статьи 108 Конституции СССР объявлял Высшим органом государственной власти Союза ССР Государственный Совет СССР. Однако соответствующие изменения в Конституцию Союза ССР внесены не были, что делало этот Закон в правовом плане ничтожным.

Тем не менее, 6 сентября 1991 г. Госсовет СССР под председательством Президента СССР М. С. Горбачёва признал выход из состава Союза ССР прибалтийских союзных республик: Литвы, Латвии и Эстонии. Тем самым были умышленно нарушены статьи 73 и 75 Конституции СССР, а также Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР». А Горбачёв, как конституционный гарант территориальной целостности Союза ССР (п.2 ст. 127.3 Конституции СССР) совершил действия, граничащие с государственной изменой. 

Помимо этого, в ходе пятого внеочередного Съезда народных депутатов СССР, Президент М.С. Горбачёв не внёс на рассмотрение Съезда вопрос о «Постановлении внеочередного третьего Съезда народных депутатов СССР в связи решениями Верховного Совета Литовской ССР от 10-12 марта 1990 года» от 15 марта 1990 года. Тем самым Горбачёв нарушил пункт 1 статьи 127.3 Конституции СССР, которая обязывала его быть гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР на территории Союза ССР. 

Дело в том, что именно это Постановление обусловило состояние правового двоевластия и конституционного кризиса в Литве. Как говорилось, более миллиона граждан ССР в Литве с 15 марта 1990 г. по 22 августа 1991 г. жили и работали в Литве по советским законам. Даже в условиях психологического террора, запугивания и активного противодействия проведению общесоюзного референдума, полмиллиона жителей Литвы 17 марта 1991 года высказались за обновлённый единый Союз ССР. 

О том, что М. Горбачёв в ходе пятого внеочередного Съезда народных депутатов СССР проявил бездействие, имевшее печальные последствия для целого ряда граждан СССР, проживавших в Литве, свидетельствуют следующие факты. В постсоветской Литве прошёл ряд уголовных процессов над бывшими гражданами СССР, которые в соответствии с Постановлением третьего Съезда народных депутатов СССР, Указами Президента СССР и Законами СССР способствовали восстановлению действия Конституции СССР на территории республики.  

Такая деятельность в Литовской Республике признана преступной и многие бывшие граждане СССР были приговорены к различным срокам тюремного заключения. В настоящее время в Литве готовятся уголовные процессы над 79 гражданами РФ, которые в январе 1991 г. в соответствии с указанием Президента СССР М. Горбачева, принимали участие в силовой акции по восстановлению действия Конституции СССР на территории республики.

Печально, но сегодня гражданин РФ, полковник запаса Юрий Мель удерживается литовскими правоохранительными органами на территории Литвы. Ему, как командиру танка, находившемуся у вильнюсской телебашни в ночь на 13 января 1991 г., литовская Фемида может инкриминировать лишь три холостых выстрела из танковой пушки. Тем не менее, литовские прокуроры предупредили Меля о том, что ему грозит пожизненное заключение.

Этой ситуации можно было избежать, если бы пятый внеочередной Съезд народных депутатов СССР в сентябре 1991 г. принял бы соответствующее Постановление относительно правовой ситуации в Литве в период с 15 марта 1990 г. по 22 августа 1991 г.

По этому поводу следует высказаться подробнее.

22 августа 1991 г. литовские власти взяли под контроль республику, положив конец ситуации правового двоевластия. В ответ М. Горбачёв предпочёл занять позицию стороннего наблюдателя. В республике начались обыски на квартирах у бывших членов Компартии Литвы/КПСС. Появились призывы арестовывать всех, кто выступал против ультимативной независимости Литвы. Я, как депутат Верховного Совета Литвы, в тот период пользовался относительной свободой. 

Узнав, что в начале сентября 1991 г. в Москве должен состояться внеочередной пятый Съезд народных депутатов СССР, я решил обратиться с заявлением к этому съезду. Я нашел двух народных депутатов, которые согласились передать моё заявление Горбачёву. Это были Попов Филипп Денисович, народный депутат СССР и Казначеев Виктор Алексеевич, народный депутат РСФСР, в своё время работавший с Горбачёвым в Ставропольском обкоме партии. 

Они сумели передать женщине, обеспечивающей связь президиума Съезда с залом, моё заявление. Казначеев лично наблюдал реакцию Горбачёва на него. Президент, хмурясь, прочитал его и небрежно отбросил в сторону. В заявлении не было ничего личного. Содержалась лишь просьба защитить граждан СССР, проживавших в Литве и поверивших в решения третьего съезда НД СССР от 15 марта 1990 г. о том, что провозглашение независимости Литвы 11 марта 1990 г. «не имеет законной юридической силы». 

Приведу две выдержки из этого заявления.

«Чрезвычайному съезду народных депутатов СССР 22—24 августа I991 года произошёл фактический выход Литовской республики из состава СССР. На территории республики действуют только её законы. Вместе с тем в Литве проживают 500 тысяч человек, высказавшихся в марте сего года за Литву в составе СССР и считающих себя гражданами СССР.

Их позиция во многом была определена решениями III Съезда народных депутатов СССР, соответствующими Указами Президента СССР и постановлениями Совета Министров СССР. Сегодня в республике это объявлено незаконным.

…В этой связи хочется задать вопрос народным депутатам и Президенту СССР, что они ответят жителям Литвы и бывшим коммунистам, деятельность которых основывалась на Конституции СССР, решении Ш Съезда народных депутатов СССР и Указах Президента СССР?

Кто гарантирует защиту прав граждан СССР в Литве? Кто ответит за жертвы войны законов СССР и Литовской республики?

28 августа 1991 г.

Депутат Верховного Совета Литвы В.ШВЕД»

Я не рассчитывал на какую-то особую реакцию Съезда. Достаточно было подтвердить, что граждане СССР и созданные ими организации, находившиеся в 1990-1991 гг. в Литве и руководствовавшиеся законами СССР, не подлежат уголовному преследованию за свою позицию. Но Горбачёв так и не поставил этот вопрос на обсуждение Съезда.  

Хотя по всем юридическим канонам, накануне принятия Госсоветом СССР решения о признании независимости Литвы, следовало бы вернуться к решениям третьего Съезда НД СССР. Не случайно прокурор Виктор Иванович Илюхин возбудил тогда против Горбачёва уголовное дело па факту государственной измены. 

Моё заявление так и кануло бы в архивах Съезда. Но, к счастью, оно попало на информационный стенд. В результате его заметил бывший корреспондент газеты «Правды», в советские времена архистойкий коммунист, а в сентябре 1991 г. ярый сторонник независимости Литвы, бывший народный депутат СССР Домас Шнюкас

Моё заявление в адрес Съезда он расценил, как очередную попытку воспрепятствовать процессу обретения Литвой независимости. Шнюкас послал в литовские СМИ злобную статью о Шведе под названием «Palaukit prezidento įsaka…» («Подождите президентского указа…». См. «Tiesa». 05. 09. 1991 г.)

Так факт моего обращения к Съезду и Президенту СССР был публично подтверждён. Но не более. Горбачёв без малейшего колебания «сдал» тысячи граждан СССР в Литве, поверивших в марте 1990 г. его заявлениям о незаконности провозглашения независимости. Причём это было не первым его предательством. В 1989 г. Горбачёв, встречаясь с канцлером ФРГ Г. Колем на даче в Архызе, без колебаний сдал жителей социалистической Германии на усмотрение Западной Германии, которая в итоге аннексировала ГДР.

Привлечение М. Горбачёва к уголовной ответственности для меня не является актом какой-то мести. Подобная ситуация не должна повториться в будущем России. Ну, а реакция Горбачёва, предложившего распустить Госдуму, как нельзя лучше свидетельствует о том, что запрос российских депутатов в генпрокуратуру РФ по поводу привлечения его к уголовной ответственности, попал в самую точку.


Источник«Свободная Пресса»