«Навоз из польского хлева мы несём в брюссельские салоны!»

Польский публицист Веслав Галонзка откровенно высказался о предстоящих в мае выборах в Европарламент.

Известный в Польше публицист Веслав Галонзка в интервью «Polska Times» откровенно высказался о предстоящих в мае выборах в Европарламент. По мнению политического журналиста, деятельность польских партий всё чаще сужается до уровня пропагандистской агитки, предназначенной для того, чтобы вызывать у людей отвращение к противнику.

— В одном из интервью вы описали характер польской политики словом «праздничный». Нынешняя кампания по выборам в Европарламент тоже протекает в таком стиле?

— Эта праздничность характерна, скорее, для выборов в местное самоуправление и парламент. Евровыборы функционируют немного иначе. В Польше, однако, они проходят особенно своеобразным образом, поскольку политики даже не пытаются заинтересовать обывателей делами Евросоюза. Знания о его структуре и механизмах функционирования весьма ограничены, но по-другому просто не может быть, раз осведомлённость наших граждан остаётся на таком постыдно низком уровне.

— Что это значит?

— Мы знаем только то, что предлагают нам СМИ, то есть на самом деле очень мало. Информация о Евросоюзе практически полностью ограничивается вопросом высоких европейских заработков или выявлением каких-либо любопытных подробностей из Европарламента, как, например, абсурдных законов и постановлений. Это служит для увеселения толпы и компрометации тех, кто претендует на роль авторитетов в какой-либо области. По существу, у среднестатистического поляка успешно отбит всякий интерес к поддержке отдельных кандидатов. До сих пор остаётся распространённым убеждение, что в Брюссель попадают лишь в качестве или ссылки, или награды, поскольку там можно хорошо заработать. Собственно говоря, никто и не показывает, что в Европарламенте можно заниматься также и полезными делами, которые принесут пользу стране и людям.

— Как вы оцениваете предвыборную деятельность «Гражданской платформы» и «Права и справедливости»?

— То, что делает «ПиС» — это типичная пропагандистская агитка. Пропаганда по сути своей основана на том, чтобы вызывать отвращение к противникам и захваливать своих. На этот раз «ПиС» сосредоточилась исключительно на первом, но наученная опытом «Платформа» отреагировала практически немедленно. Обе эти партии уже долгое время ведут между собой политическую игру, основанную на взаимном очернении в глазах общественности, поэтому наиболее конструктивной, мне кажется, предвыборная деятельность Союза демократических левых сил.

— Так как они представляют конкретные предложения?

— Именно так. Созданный ими рекламный фильм несёт информационную функцию. Польское общество нуждается в таких разъяснениях, оно должно понять, для чего наши парламентарии идут в Европарламент.

— Большинство политических партий решила, однако, сосредоточиться на дискредитации политических соперников. Может ли на самом деле гарантировать успех такая, на первый взгляд самая примитивная форма избирательной кампании?

— Боюсь, что да. На протяжении двадцати пяти лет независимости польская политика всё больше снижала уровень нравственности и формирования авторитетов. У нас есть национальная склонность к возвеличиванию кого-то лишь затем, чтобы через минуту ниспровергнуть его с пьедестала. Эту склонность усиливают СМИ, которые сосредотачиваются главным образом на ссорах, авантюрах и скандалах, но при этом отворачиваются от тех, кто на самом деле работает и делает что-то полезное. Нам не хватает позитивных примеров. Самым жестоким образом уничтожаются образы даже достойных людей, вызывая по отношению к ним отвращение. Я опасаюсь, что такая политическая резня действительно может оказаться убедительной для многих поляков, поскольку по-другому они просто не поймут.

— На самом деле всё так плохо?

— Могу сказать, что как раз в этой кампании нетрудно, к сожалению, найти тех, в отношении кого критика была бы полностью оправданной. То, что основанная Збигневом Зёбро партия «Солидарная Польша» выставляет своим кандидатов в Европарламент боксёра Томаша Адамека, является – как бы сказал крестный отец из известного фильма — оскорблением нашего ума. Он продемонстрировал просто невообразимые запасы глупости. Мы ещё вероятно не настолько наивны, чтобы позволить убедить себя, что бывший боксёр станет превосходным евродепутатом, особенно если он представляет такой интеллектуальный стриптиз. Внесение в списки кандидатов всяких медийных персон я воспринимаю как оскорбление ума разумно мыслящих избирателей.

— Однако это не только часто применяемый, но и довольно успешный маркетинговый ход. Фигура, которая до сих пор ассоциировалась с какой-либо отличной от политики сферой деятельности, вызывает огромный прилив доверия и симпатии.

— Да, возможно на местных выборах это и имеет какой-то смысл. Но, полагаю, никто не может быть настолько глупым, чтобы верить, что боксёр может стать хорошим депутатом – особенно когда общественность знает, для чего он идет в Брюссель и Страсбург.

— Какую роль в политическом маркетинге играют предвыборные опросы и исследования общественного мнения?

— Их роль на самом деле не слишком велика. Общественное мнение исследуется путём применения различных приёмов. Например, сперва распространяют некую информацию, а затем смотрят на ответную реакцию общества. На этом основании можно просчитать, будет ли полезным и дальше идти этим путём, или это, скорее, принесёт вред репутации.

— То есть можно сказать, что именно от исследований общественного мнения начинается планирование избирательной кампании?

— Нет, этот элемент добавляется позднее. Сперва наибольшее значение имеет информация о потребностях электората – какими настроениями он в данный момент руководствуется и что является для него сейчас приоритетным. Для этого не обязательно проводить исследования. Такую информацию получить легко, используя хотя бы так называемый метод OSINT (разведка на основе открытых источников. – англ.), т. е. чтение прессы. В газетах можно найти самые актуальные проблемы, которыми живёт общество. Исследования могут служить для подтверждения верности предпринятых шагов. Польский политик предпринимает какое-либо начинание и если вокруг него не разгорается скандал, то значит всё в порядке и можно продолжать в том же духе.

— Как, по вашему мнению, должна протекать идеальная избирательная кампания в Польше?

— Прежде всего, она должна начинаться уже на следующий день после выигранных или проигранных выборов. Нужно долговременная образовательная кампания. Как я уже говорил, гражданское сознание поляков настолько низкое, что её подъём требует многих лет работы. Поэтому на протяжении всего депутатского срока необходимо доносить до людей что такое ЕС, какова польза от членства в его рядах и какие вызовы нас ещё ожидают. Когда общество будет подготовлено должным образом, можно будет использовать в предвыборной кампании разумные аргументы и перестать пользоваться взаимными оскорблениями. К сожалению, нынешний уровень польской политики приводит к тому, что навоз из польского хлева мы несём в брюссельские салоны. Что существенно, вину за неиспользование такой образовательной миссии несут также и СМИ. Они, к сожалению, не являются передаточным звеном, разъясняющим, что такое политика.

— Кто отвечает за предвыборную деятельность партий? Как она создаётся?

— Сегодня очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Ели раньше мы знали, что каждая партия имеет своего спин-доктора (специалиста по политическому пиару), как, например, в «ПиС» были Каминьски и Белян – к слову сказать, очень талантливые люди, то сейчас трудно сказать из чьей головы берёт помыслы та или иная партия. Кажется, что отдельные тактические ходы не обоснованы ничем конкретным. Это, скорее, экстренные действия. По-моему, партии совсем растерялись и не имеют даже приличной информационной политики, поэтому ведут кампанию на уровне склок и малообдуманных реакций. Я искренне сомневаюсь, что сейчас они реализуют какую-то долговременную стратегию, связанную с евровыборами.

— В таком случае, на чём основывается выбор партийных кандидатов?

— Часто выбор кандидата определяется случаем. Выбор происходит ad hoc (для данного случая. — лат.) и диктуется интересами данного момента времени. К сожалению, у нас имеется немного политиков, которые понимают, как важно сохранять хорошую репутацию и пиар, то есть заботиться о нормальных, прозрачных, честных отношениях с окружающими, беречь единожды достигнутое доверие, уважение и симпатию. Репутацию невозможно поддерживать «время от времени». Это постоянный процесс, а многие политики об этом забывают. Потерянное лицо вернуть нелегко. Правда, случаются политические «зомби», тем или иным путём возвращающиеся на политическую сцену, но это говорит, исключительна о слабой памяти избирателей и недостаточной социальной ответственности СМИ.

— Есть ли какие-то конкретные механизмы, позволяющие вернуть утраченное доверие? Мы знаем, что на образ правящих политиков оказывает серьёзное влияние, к примеру, кризисные ситуации. Премьер Туск во время обострения ситуации на Украине постоянно укреплял свою позицию – и это после длительного периода падения в глазах общества – так что в конце концов он начал вести себя как настоящий государственный муж.

— Может быть, в некоторых из своих высказываний он немного и перебрал, но действительно он внезапно перестал быть досадно предсказуемым. Без сомнения, он принадлежит к элите польских политиков, но если речь идёт коммуникативности, то его выступления уже долгое время не содержали ничего неожиданного – в отличие от речей Ярослава Качиньского. Вообще говоря, чтобы вернуть утраченное доверие, нужно время и смирение. Многие политики часто рассчитывают на слабую память избирателей и забывают, что у СМИ память гораздо лучше. Они всегда могут напомнить о событиях, о которых сам политик предпочел бы забыть, и которые хотелось бы замести под ковер. Поэтому основой процесса восстановления утраченной репутации является выражение сожаления, извинения и обещания исправиться. Вообще по природе своей человек любит, когда у него кто-то просит за что-то прощения, ведь в этот момент у каждого появляется хотя бы минутный шанс почувствовать себя лучшим, чем тот, другой. Ведь, по правде говоря, нам хочется, чтобы тот, кто нас представляет, был в принципе таким же как мы, а если и лучше нас, то ненамного. Поэтому мы в состоянии оправдать какие-то незначительные грешки политиков, когда мы сами не без греха. Взять, к примеру, бывшего президента Александра Квасьневского. Несмотря на то, что пресса очень резко отзывалась о том, насколько он был пьян во время конференции движения «Европа плюс», Квасьневский не потерял симпатии. В этом случае были задействованы те механизмы, о которых я только что говорил.

— Во время предвыборной кампании для политиков важным является их медийный образ. Они охотнее, чем обычно дают интервью, участвуют в дебатах и публицистических программах. Приносят ли такие действия желаемый эффект?

— Слово «кампания» пришло к нам из древнего Рима. «Кампус» значит место, в котором легионеры проводили свои учебные бои и поэтому слово «кампания» имеет отношение к войне. Кроме того частое присутствие в прессе дает возможность получения определенного преимущества над противником. Правда, люди редко распознают конкретные фамилии, и обычно руководствуются тем, нравится ли им данный политик больше, чем другие, или нет. Однако это не меняет того факта, что если различные персоны появляются в СМИ, то избиратели имеют определенную альтернативу.

— Можно ли при подготовке повторной предвыборной кампании создать внушающий доверие имидж в прессе? Ведь избиратель на собственном опыте знает, что чудес не бывает, и он прекрасно отдает себе отчет, что предвыборная кампания это время сказочных обещаний, в то время как «за закрытыми дверями» принимаются конкретные решения и плетутся интриги, обусловленные партийными интересами.

— К сожалению, избиратель наивен, а за неверный выбор никогда не обвинит самого себя. В случае выборов в Европарламент трудно, однако, говорить о сказочных обещаниях. Скорее, можно говорить о прочном разделении на тех, кто хочет защищать национальные ценности и религию, и тех, кто подчеркивает, что без помощи евросоюзовских институций мы бы не смогли построить такой развитой экономики и добиться прочих успехов. Люди знают, что евродепутаты не будут в состоянии решить всех проблем. Они отдают себе отчет, что даже если кто-то начнет раздавать обещания – сказочные или глупые, как боксёр Адамек, который «поедет в Брюссель чтобы защищать веру» — их реализация будет маловероятной. Настоящий фейерверк сказочных обещаний можно наблюдать главным образом на парламентских выборах в стране и в этом случае такой метод, к сожалению, прекрасно себя оправдывает.


Справка «NewsBalt». Веслав Галонзка (Wiesław Gałązka) — журналист, публицист, политический советник. Автор книг, многочисленных публикаций, выступлений и комментариев на тему социальной и политической коммуникации, журналистской этики, а также создания публичного и медийного имиджа.

Источник — «Polska Times»

Перевод — «NewsBalt».