«Так кто же нарушает нашу Конституцию?»

Главный редактор литовской «Экспресс-недели» Юрий Строганов высказался о недавних обысках у «сторонников политики России».

Обыски у «сторонников политики России» не стали громом среди ясного неба. Если уж в школах Вильнюса искали признаки вражеской деятельности, то что тогда говорить о взрослых, активно митингующих против НАТО.

А вот тревогу вызвали. Возник вопрос: что инкриминируют девяти подозреваемым? Не началась ли «охота на ведьм»? У нас и так любые высказывания, не совпадающие с мнением власти, подпадают под подозрения. Мы слышали об «агентах» Кремля, «Газпрома», «Росатома». Не переходит ли власть от морального давления на «инакомыслящих» к юридическому? Считается, что в Литве демократия. Но представьте, как бы отреагировали у нас, если бы в Сейме Далю Грибаускайте критиковали так, как «левые» клеймят в Бундестаге Ангелу Меркель с «пророссийских» по литовским меркам позиций, да ещё носят по улицам оскорбительные манекены. Там это просто свобода мнения.

А что же с нашими подозреваемыми? Сообщают о расследовании деятельности антиконституционных (!) групп. Пока идёт расследование, всё секретно, но в итоге оно должно быть прозрачно, чтобы не было сомнений. Что они собирались делать? Устраивать вооружённый переворот? Пока не сообщают о тайных арсеналах в квартирах и даже о пустых бутылках для «коктейлей Молотова».

Кстати, что могут девять человек? Этого даже Ленину было бы мало для переворота. Ищут сообщников. Может, есть опасение, что они, как большевики, проводят агитацию в войсках? Но пока там профессионалы, их не перетянешь на чужую сторону. А может быть, эти девять тайно зазывают «зелёных человечков»? Даром что ли наши военные встревожились и окружили вильнюсский вокзал, узнав, что в калининградском поезде — молодые люди с выправкой. Тревога оказалась ложной — ехали курсанты мореходки. Но придёт ли Кремлю идея засылать «зелёных человечков», если девять человек, пусть даже с сообщниками, явно маловато для референдума, как в Крыму.

А может, эти девять замышляли насильственное нарушение территориальной целостности? Но тогда почему сразу не повязали ворогов, дали распространяться враждебной информации? За создание «организаций или вооружённых групп с целью изменения незаконным путём конституционного строя Литовского государства, покушения на его независимость, нарушения его территориальной целостности» Уголовный кодекс предусматривает от трёх до десяти лет.

Но пока сообщения скудные. Известно лишь, что распространяли какие-то прокламации, в которых призывали объединяться в группы и выступать против литовской власти, против членства в НАТО и ЕС, против США.

Но это похоже просто на мнение, пусть и радикальное. С каких пор судят за критику НАТО, Евросоюза, США? Бывший главред BNS Артурас Рачас утверждает, что конституционное право на мнение «включает в себя не только чествование Дали Грибаускайте или радость по поводу избрания Ремигиюса Шимашюса на пост мэра Вильнюса, но и прославление России, согласие с политикой Кремля, оккупацией Крыма, право называть Литву колонией США (при желании можете называть Литву хоть колонией Мозамбика или Абхазии)».

Кажется радикальным? Да, большинству не понравится. Ну и что? В той же Германии, да и во Франции, где сатирический еженедельник «Charlie Hebdo» публикует крайне оскорбительные для политиков и верующих карикатуры, уровень свободы слова невероятно высок. Представьте, как бы у нас отреагировали на подобное?

Если же эти обыски в Литве осуществляются не по Конституции, а по телефонному праву, эдак под «раздачу» попадут политики и журналисты. Не знаю таких СМИ на русском и литовском языках, которые не критиковали бы власть по разным поводам. Пресса считается «четвёртой властью». Высказывая мнение (бывает, и ошибочное), вместе с обществом рождает истину. СМИ — инструмент демократии, как и законные акции протеста. Естественно, в конституционных рамках.

Но что такое «против литовской власти»? У нас вступила в силу крылатая фраза, приписываемая Людовику XIV: «Государство — это я!»? Демократия — это власть народа, а представители власти — его «слуги». Вот 4-я и 5-я статьи нашей Конституции. «Высшую суверенную волю народ осуществляет непосредственно или через своих представителей, избранных демократическим путём». «Государственная власть в Литве осуществляется Сеймом, президентом республики и правительством, судом. Полномочия власти ограничиваются Конституцией. Учреждения власти служат людям».

А вот ст.25: «Человек имеет право на свои убеждения и свободное их выражение. Человеку не должны чиниться препятствия в поиске, получении и распространении информации и идей. Свобода выражать убеждения, получать и распространять информацию не может ограничиваться иначе, как только законом, если это необходимо для защиты здоровья, чести и достоинства, частной жизни, нравственности человека или конституционного строя. Свобода выражения убеждений и распространения информации несовместима с преступными действиями — разжиганием национальной, расовой, религиозной или социальной ненависти, насилия и дискриминации, с клеветой и дезинформацией».

Так вот: хочу знать, содержится ли в тех прокламациях то, что указано в последнем предложении? Если да — авторов в тюрьму, но это должен решить открытый суд. Если нет, то Конституцию нарушили не эти девять и их «сообщники», а те, кто дал команду на обыски. Именно вышеприведённую 25-ю статью, запрещающую чинить препятствия в распространении идей и информации. И если нарушение Конституции со стороны подозреваемых не подтвердится, то зачем с ними так поступают, формируя недемократический имидж Литвы? Готовят общественное мнение к выборам в Сейм 2016-го, чтобы победили известно кто? Хотят показать, что не зря в стране почти что военное положение. Жители уже не знают, то ли окопы рыть, то ли крупу закупать. А вот вам и внутренний враг обнаружен, мы правы!

А может быть, просто выслуживаются перед президентом? Подождём итогов расследования.


Источник — «Экспресс-неделя».