Учёный-скандинавист Аркадий Рябиченко в гостях редакции "НьюсБалт".

«Вечная слава русским богатырям» и «катастрофа от советской авиации»

Скандинавский взгляд на Победу изложил кандидат исторических наук, эксперт Российского совета по международным делам Аркадий Рябиченко

В годы Второй мировой войны судьбы Швеции, Норвегии и Дании сложились по-разному. Швеция выбрала политику нейтралитета; Дания и Норвегия стали жертвами гитлеровской агрессии. У каждой скандинавской страны — своя историческая память о событиях тех лет и об окончании войны в этих странах вспоминают в разные дни. В Дании 5 мая отмечают национальный праздник, посвящённый освобождению от оккупантов. Большую часть датской территории освободили британские войска 4 мая 1945 года. Норвежцы празднуют День освобождения 8 мая, когда формально завершилась пятилетняя нацистская оккупация королевства. Швеция в войне не участвовала, что не мешает её жителям вспоминать об освобождении Скандинавии от нацистов 7 мая во время неофициального «Дня мира».

В Дании и Норвегии торжества в честь семидесятилетия освобождения этих стран от оккупантов проходили на государственном уровне. 4 мая в одном из копенгагенских парков королева Дании Маргрете II в присутствии премьер-министра Хелле Торининг-Шмидт возложила на могилы погибших участников Сопротивления траурный венок. В тот же день кронпринц Фредерик и кронпринцесса Мэри приняли участие в торжественном богослужении в местном кафедральном соборе. Торжественные мероприятия состоялись в шестнадцати городах страны.

На следующий день в честь праздника торжественно звонили многочисленные церковные колокола. Семьдесят лет назад такой же колокольный звон ознаменовал для датчан долгожданное освобождение.

Главный символ праздника, своеобразный датский аналог георгиевской ленточки — стеариновая свеча. После того, как вечером 4 мая 1945 года по радио объявили о высадке британских войск, жители королевства поспешили убрать со своих окон светомаскировку и поставить на подоконники свечи в знак того, что война для них закончилась. С тех пор ежегодно во второй половине дня 4 мая в окнах датских домов зажигают свечи. Эта традиция, уже не столь популярная как раньше, по-прежнему напоминает жителям Дании о радостном событии семидесятилетней давности.

Благоговейное отношение к событиям Второй мировой и её ветеранам, а также убеждённость в неправоте нацизма — это то, что роднит датчан с жителями России. Однако привычка времён холодной войны делить страны антигитлеровской коалиции на «хорошие» и «плохие» наложила на празднование семидесятилетия освобождения Дании неприятный отпечаток. На страницах местных газет и телеэкранах в очередной раз появились сюжеты о «советской оккупации острова Борнхольм», что весьма напоминает риторику стран Балтийского региона. На сайте, который курирует датское министерство образования, школьники узнают, что после сообщения о капитуляции основной группировки Вермахта в Дании на Борнхольме воцарился мир и покой, который бойцы Сопротивления охраняли вместе с немецкими патрулями. Затем «произошла катастрофа» – советская авиация нанесла по острову удары, после чего Красная Армия заняла Борнхольм до весны 1946 года. Поэтому, как неустанно повторяли 4 мая в эфире датского телеканала TV2, «полное» освобождение острова произошло только с уходом советских «оккупантов». Такие утверждения плохо сходятся с тем фактом, что на Борнхольме в память «оккупантов» установлена трёхметровая стела с надписью «Вечная слава русским богатырям, погибшим в боях с немецкими оккупантами».

В Норвегии заложниками холодной войны оказались красные партизаны из расположенного в провинции Финнмарк местечка Киберг. Осенью 1940 года после оккупации Норвегии немецкой группировкой большая часть населения Киберга бежала в СССР. Кто-то отправился в тыл, а кого-то после подготовки забросили в Норвегию для ведения диверсионной работы. Вместе с советскими войсками красные норвежские партизаны участвовали в освобождении Финнмарка осенью 1944 года, однако дальнейшая их судьба сложилась не лучшим образом. В условиях холодной войны в Норвегии к завербованным Советами бывшим партизанам относились настороженно, героями их не считали. Власти словно забыли об этих людях, воевавших против нацистов. Лишь сорок лет спустя после окончания войны историческая справедливость была восстановлена, а в Киберге был открыт музей и мемориал в честь финнмарских партизан.

Сейчас в отличие от Дании убеждения времён холодной войны в Норвегии далеко не так популярны. Потому в год семидесятилетия освобождения королевства о красных партизанах вспомнили в очередной раз. 8 мая 2015 года в крепости Вардёхус в память о партизанах Финнмарка, в том числе о жителях Киберга, был сделан двадцать один пушечный выстрел.

В Осло к празднику, несмотря на критику, был установлен монумент, посвящённый наиболее активной коммунистической группе норвежского Сопротивления «Освальд» – молот, разбивающий свастику.

Ещё одной жертвой холодной войны в своё время стали захоронения ста тысяч советских военнопленных, погибших на севере Норвегии при строительстве различных сооружений для нужд оккупантов таких, как бункеры для подлодок в Тронхейме и Бергене. Они нашли последний приют в общих могилах, которых как и кибергских партизанов, в обществе забыли. Более того, в 1951 году Министерство обороны провело секретную операцию «Асфальт», в ходе которой останки девяти тысяч человек вперемешку были перевезены в одну общую могилу. Однако историческая справедливость впоследствии была восстановлена. В 2008 году в Норвегии началась работа по идентификации останков с привлечением советских и немецких архивов.

С недавних пор 8 мая — в Норвегии не только День освобождения, но также и День ветеранов. Это праздник для военных ветеранов, в разное время участвовавших в операциях за пределами страны. Многие в стране сомневаются в правильности одновременного чествования бойцов норвежского Сопротивления и участников военных операций недавнего времени, отмечая несопоставимость военных действий в Норвегии и, к примеру, в Афганистане.

8 мая военные церемонии с награждением ветеранов войны прошли во многих местах Норвегии, в том числе у памятника советскому воину-освободителю в Киркенесе. В тот же день король Харальд V и премьер-министр Эрна Сульберг приняли участие в памятной церемонии, состоявшейся в крепости Акерсхус в Осло. Ничего подобного не было и не могло быть в Швеции, для которой освобождение Скандинавии и окончание Второй мировой войны неофициальные праздники. На сайте «Радио Швеции» в 2015 году в этот день была опубликована подборка исторических фактов о Второй мировой, здесь подробно рассказывалось о том, как 7 апреля 1945 года в центре Стокгольма толпы ликовали по поводу подписания гитлеровской Германией первого акта о капитуляции.

Почему у шведов нет официального праздника в честь окончания боевых действий? Несмотря на то, что в стране было введено военное положение, Швеция формально не воевала, оставаясь в ходе войны в числе немногих нейтральных стран.

Восприятие событий Второй мировой в Швеции радикально отличается от привычного для России контекста. Для обычного шведа герои Второй мировой войны — это граф Фольке Бернадот, вывезший из концлагерей Германии на белых автобусах «Красного креста» множество военнопленных, а также дипломат Рауль Валленберг, спасший от гибели сто тысяч евреев. Шведы гордятся тем, что принимали у себя финских детей войны, норвежских и прибалтийских беженцев.

Однако в истории Швеции в годы Второй мировой войны есть и мрачные страницы. Для начала стоит упомянуть о том, что помимо приёма финских беженцев, Швеция официально оказывала Финляндии военную помощь: на борьбу с советскими войсками было послано без малого десять тысяч добровольцев. Специфический шведский нейтралитет фактически был благожелателен для Германии, к которой шведские элиты традиционно относились с симпатией. Например, в период с 1940 по 1943 годы по шведским железным дорогам в нарушение Гаагской конвенции было перевезено 2,1 миллиона немецких солдат. Именно за счёт средств, полученных от Германии за продажу шведской железной руды, власти Швеции смогли построить своё государство благоденствия, легендарный «дом для народа». Отметим, что родственники коммунистов, которых шведское коалиционное правительство в годы войны на всякий случай отправило в трудовые лагеря на севере страны, до сих пор не получили от властей Швеции никаких извинений.

Стоит сказать, что в Швеции увековечивают память советских воинов, возвращавшихся через Швецию из плена, в котором они были в Норвегии и Финляндии. В 1999 году на месте одного из лагерей в коммуне Шинскатеберг, где в ожидании отправления в СССР проживали красноармейцы, по инициативе местных жителей несколько лет назад был установлен памятный знак, а со дня на день такой же мемориальный объект благодаря русско-шведской организации «Спутник» появится в местечке Карлсвик.

В современных условиях, когда страны Скандинавии выбрали для себя роль активных критиков России, крайне важно находить общие точки соприкосновения такие, как историческая память о событиях мая 1945 года.

Источник — Российский совет по международным делам.