Публицист Александр Гегальчий.

«Русины обижены на русских»

Что спровоцировало новую вспышку русофобии на Подкарпатской Руси, разбирался публицист из Праги, попечитель МФ "Русская Премия" Александр Гегальчий

Если бы духовный отец русинского народа Александр Васильевич Духнович очутился в сегодняшнем Закарпатье, то он не только бы был записан в ЗАГСе неизвестным ему именем Олэксандр, но и скорее всего кончил бы карьеру будителя на судебной скамье и в тюремной камере – как сепаратист. Получил бы он на вильной Украине даже не от 3 до 5, а был бы наказан лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, ибо совершал свои действия повторно и по предварительному сговору группой лиц. Повезло, в том смысле, что они не дожили до торжества демократии, и другим подкарпатским русофилам и русинским идеологам — Александру Павловичу, братьям Добрянским, Ивану Раковскому, а также Е.Фенцику, Л.Чопею, Ф.Злоцкому, Н.Гомичкову.

Евмений Сабов, которого в 1930 году не удалось застрелить Танчинцу, юному украинскому террористу с горящими глазами, был бы наверняка прикончен на месте куда лучше вооруженным и куда более решительным бойцом «Правого сектора».

Впрочем, и в жизни русинских интеллигентов, и в целой национальной истории пробуждающейся Подкарпатской Руси ХIX – XХ веков было немало случаев и системных процессов преследования русин за русофильство и за органически связанное с ним русинофильство. Инициаторами таких гонений были на переломе столетий строящие своё национальное государство мадьяры – народ завзятый и решительный. Потом — более мягкие и демократичные на вид чехословаки, которые не мытьём так катаньем обещанную автономию русинам так и не устроили, но направили на Подкарпатскую Русь русских эмигрантов – для уравновешивания украинского влияния. Короткий период прогитлеровского протектората под вывеской автономной Подкарпатской Руси и однодневки по имени Карпатская Украина обернулся для русин концлагерем ДУМЕН. Карпатская Сичь из перебежавших из Польши галичан и примкнувшим к ним подкарпатских русин (!) с новой, украинской ориентацией, делала устрашающие набеги на несогласных с их идеями. Правда, с вооружением было не ахти – только каждый четвертый имел что-то типа винтовки. Ну, а уж гранатометов и пулеметов, как во время недавних разборок в Мукачеве, тогда сичевики еще не могли себе позволить.

Интересно, что во время Второй Мировой войны вернувшиеся на Карпатскую территорию мадьяры особо в русинском и русском вопросах не свирепствовали!? Они были заняты, в основном, войной и отправкой в концлагеря 104 177 евреев. Но и об отказах от мобилизации или о перекрытии населением дорог тоже речь не шла. Расстреляли всего 33 молодых русин-антифашистов.

Потом пришла советская власть, русины исчезли и 45 лет работали, пели, танцевали, писали картины и книги на украинском языке с закарпатским акцентом. Новая демократическая Украина акцент признала, а вот национальность Русин — нет! Не признает она ни русский, ни русинский язык, ни право учиться детям на языке родителей. Это право было здесь введено королевой Марией Терезией в 1777 году (!) и, по крайней мере частично, до сих пор признается на территориях бывшей Австро-Венгерской монархии – Венгрии, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши. Во все времена борьбы многочисленных государств и их подобий с русофилами и русинофилами на Подкарпатской Руси в первых боевых рядах стояли свои – да, да, русины! Коллаборация дело вынужденное, но чаще всего оно становится и выгодным делом. Красивое словечко мадярон навсегда вошло в подкарпатский лексикон. Страстным мадяроном был молодой русинский священник А.Волошин. Политиком, президентом и свидомым украинцем он стал уже позднее, под гитлеровцами, когда это стало выгодным. Советскими украинцами дружно стали все коммунисты и сочувствующие — русины, венгры, словаки, бывшие граждане Чехословакии и Венгрии, мечтавшие в силу своих личностных качеств, характеров получить и потом получившие власть в послевоенном Закарпатье. Именно они в повседневной жизни изымали из обращения слово и национальность Русин. Виноватым во всем был, конечно, Сталин… И еще Риббентроп и Молотов… О господах с труднопроизносимыми фамилиями Чемберлен и Даладье как-то вспоминать не принято.

Что спровоцировало новую вспышку русофобии на Подкарпатской Руси? Попробуем выделить составляющие.

Главной, конечно, является общеукраинская. Умелая пропагандистская сетевая и масс-медийная работа сначала, в годы идеологической обработки, — американских специалистов, а потом, в спрессованные майданные времена, — уже и множества своих блоггеров, троллей и т.п. – развернула против русских и России не только украинцев, но и молодых закарпатцев. Не поворачивается язык сказать молодых русин. Молодежь, не изучающая свою историю и свой язык, не имеющая организованную возможность их изучать, так как учится, в основном, в галицких вузах, в смутные времена принимает веру и стиль окружающего харизматического большинства – кто не скачет, тот моцкаль!, вата, одесские шашлычки, крутая матерщина – new ukrainian style. Тем более, что новая украинская демократия умудрилась отрезать, точнее, расчетливо отрезала от украинской, в том числе русинской молодежи, классическую, основательную русскую культуру и историю. Список запрещенных русских и советских произведений и личностей скоро можно будет издавать сборником. Старый киевский друг говорит: «Еду на дачу смотреть русское ТВ… Молодежь на дачу не ездит».

Я вообще не принимаю самодовольной точки зрения о победе русской пропаганды и плачей утонченных европейцев о проигрыше русским гибридным и диванным войскам. Это больше похоже на элементарное выбивание прозападными пропагандистскими сруктурами новых грантов. Особо хорошо это видно в Европе, когда процесс синхронизируется с календарем планов работы различных неправительственных централей, с заседанием некоторых комиссий ЕС или с заявлениями нового нового русского М.Ходорковского по НКО Открытая Россия в Праге. В сетях это выглядит особенно наглядно и убедительно. Например, в Чехии форумные группы, поддерживающие русскую политику и, кстати, Президента Земана, насчитывают тысячи членов. В то время, как антирусские группы и СМИ, группы противников М.Земана имеют членов на порядок (!) больше. Аналогично, например, на «Одноклассниках» группы агрессивных свидомитов в разы, в десятки раз (!) превышают по количеству группы нормальных посетителей. Сейчас и здесь не место говорить о технологиях и ценах увеличения влияния на «Фейсбуке» и т.д. Но приходится еще раз обратить внимание, что в виртуальном пространстве и в СМИ Украины и Подкарпатской Руси сегодня на молодежь валят и валят мощные русофобские информационные волны.

Дикая бойня, устроенная киевской хунтой на Донбассе, также принесла свои плоды. Отправка туда необстрелянных мальчишек, бесконечные котлы, установка пролить как можно больше крови, в том числе, если не главным образом, крови своих (!), чтобы рассорить народы на века, последующие торжественные похороны героев и другая, известная по гитлеровской Германии, но больше по кино и ТВ вампирская, трупная символика — также является общеукраинской составляющей русинской русофобии. Не сумасшедшие живут среди нас, но мы живем среди сумасшедших!

Русофобия, без сомнения, какая-то заразная душевная болезнь. Как и юдофобия. Даже не врачу при внимательном наблюдении за пациентами это бросается в глаза. Но оставим эту часть исследований специалистам других отраслей. Рассмотрим следующие статьи расходов и поражений в борьбе с русофобией. А именно тех, которые являются специфически русинскими.

Русины обижены на русских. Русины обижены, что русские, — не украинцы, не грузины, не казахи, не татары, не другие народности Советского Союза, вместе победившие фашизм, которые когда-то взяли русин у чехословаков, не Эдвард Бенеш, выменявший их у Сталина в обмен на поддержку депортации судетских немцев, не чех З.Фирлингер, подписавший документ о сдаче русин — а ведь мог и не подписать, — но все тот же повинный во всем русский В.Молотов, — в общем, русские, в течении последних 25лет не помогали русинскому освободительному движению освободится от вильной Украины! Не приезжали как г-жа В.Нуланд раздавать печеньки на местечковых празднествах, не организовывали и не финансировали многочисленные русинские НКО. Причем финансировать было нужно наличными, чтобы русинам не нужно было бы отчитываться о затратах в украинских финансовых и других органах, да и перед самими спонсорами. Смог же американец и канадец Пол Р.Магочи устроить Мировой русинский конгресс и почти 20 лет водить за ручки лидеров всех восточноевропейских русинских организаций, оплачивать песни и танцы, издавать книги русинских поэтов и историков! Вот его и добрую Америку русины любят! Точнее любили пока он платил…

Конечно, самым разочаровывающим для русин фактом является полное отсутствие в Закарпатье зелёных человечков. Которые в силу своего решительного количественного и качественного превосходства помогли бы русинам изгнать с Подкарпатской Руси всяких бандеровцев, галичан, олигархов. И установить справедливость, в общем, рай на Срибной земле. Причем бескровно! Ну, как в Крыму, есть же прецедент. Этот иронический пассаж обиженные и русофобствующие русины, а также замешанные в деле русские могут на свой счет не принимать. Но в анализах учесть, что вот такие сказочные майданные мотивы парят в эфире не только в Киеве, но и в Ужгороде и -увы- являются одним из источников антирусских настроений.

В развитие русинской русофобии внесли свой посильный вклад и русинские лидеры. Мы остановимся здесь на так называемых прорусских личностях, которые своими действиями как раз и могли на ситуацию повлиять. Парадоксальная реальность.

Петр Гецко, несколько лет просидевший в различных схронах и на конспиративных квартирах в Закарпатье и оттуда руководивший процессами автономизации, освобождения и развития Подкарпатской Руси, наконец-то перебрался в Россию. Я лично этому очень рад. Он смелый, бескорыстный, работящий человек, искренне желающий счастья своей Отцюзнине. В Ужгороде его бы убили. Отморозков на Украине предостаточно. К тому же П.Гецко уже давно был на Закарпатье оторван от реальной политики и, тем более, от бизнеса. Давно не работал в серьезной депутатской среде, с влиятельными чиновниками, с руководителями ОПГ, с миллионерами и с их деньгами. Он парил в виртуальном мире. Увы, он в нем и остался. И в Москве он не стал значимым политиком. Более того, теперь он уже не может высказывать свое подлинное мнение, как это было в его подпольную бытность – кто платит, тот и заказывает музыку. А платят ему конкретные московские круги, ведущие свои игры.

Когда в период военного конфликта дезинформацией в СМИ занимается беспринципный представитель желтой прессы или профессиональный боец информационного фронта – это и нормально, и понятно. Но П.Гецко задекларировал себя премьер-министром Подкарпатской Руси, непризнанной, но! Этим он взял на себя некоторые обязательства перед русинским сообществом и задал для себя определенную планку. Премьер, раздающий совершенно несбыточные обещания, занимающийся лишь вбросом инфы и по-детски радующийся неуклюжей реакции на свою интригу местечкового закарпатского СБУ… В результате, например, в Праге у меня симпатизирующие русинам и русским чехи спрашивают: «Ну, как Вам последняя новость от пана Гецко, опять врёт!?»

В разношерстных русинских кругах опусы премьера вызывают раздражение у патриотов и играют на руку русофобам. Эти опусы, увы, полностью вписываются в известную байку о пастушке, который звал на помощь крестьян регулярными криками «Волки! Волки! Помогите!» И когда волки начали резать овец, никто на крики уже не реагировал. Кураторы П.Гецко и удалые российские политологи очень смутно представляют, что же происходит в далеком русинском анклаве и уж тем более в русинском зарубежье. Им некогда заниматься анализом ситуации и выстраивать параллельные и дублирующие связи, которые, как известно, только и придают системам устойчивость и надежность. У вас вопрос по Закарпатью? Это к Гецко. И вот уже поет П.Гецко следующую сладкую песню о том, как положительно стрельба правосеков в Мукачеве скажется на автономизации Подкарпатской Руси. Он может представить вам и опрос общественного мнения. В полном соответствии с практикой У.Черчилля, который верил только тем опросам, которые сам подделал. В группе Республика Подкарпатская Русь, которую П.Гецко ведет на Одноклассниках, 36.000 участников. К ее созданию и я приложил руку — мне всегда хотелось работать на совершенно независимую страну. Но независимость – это дело относительное. Еще недавно в группе было более 38 000. Однако, некоторые из виртуальных русин позволили себе мнение иметь! Этого Премьер допустить уже не может, должность не позволяет. Несогласные с его правильной точкой зрения банятся и удаляются. Так оно спокойнее и в виртуальной республике. Которая как любое государственное образование немедленно вводит… цензуру. Опросы на геополитические темы, которые регулярно размещает П.Гецко, — это очередной фарс. Народ при этом, естественно, чувствует фальшь, исходящую от прорусского лидера, и переносит это чувство на этих россиян. Рассмотрим, например, оригинальный вопрос, сочиненный П.Гецко и аналитические результаты ответа на него:

100% опрошенных закарпатцев согласны, что дружеские отношения Балоги с главой украинских террористов правосеков Ярошем делают Балогу пособником террористов и терроризма в Закарпатье.

Премьер деликатно умалчивает, что статистическая выборка исследования – 18 человек из 36.000 членов группы или из 1.250.000 закарпатцев! Среди проголосовавших несколько аватаров может принадлежать и самому политологу. Каюсь, но и я иногда кликаю на кнопочки подобных протоколов… чтобы доставить удовольствие знакомому автору. У.Черчилль нервно курит сигару в коридоре. А московское начальство и многие российские СМИ деятельностью П.Гецко вполне удовлетворены – с оценками ситуации на Подкарпатской Руси он не подведет. Если вам нужно более основательный результат, то итоги голосования будут дополнительно рассмотрены и утверждены на заседании Президии Сетевого Русинского Движения (СРД)! Эта организация очень напоминает Академии, во множестве рождавшиеся в веселые 90е годы и плодившие академиков. Скорее всего, СРД существует только в фантазиях председателя.

Неуклюжие и ошибочные действия человека, претендующего на роль лидера, имеют долговременные последствия. Свежий пример – прорусский Янукович. Трудно найти человека, который бы существеннее приспел к созданию отрицательного образа России на Украине. На миниатюрной Подкарпатской Руси подобные поиски куда проще… Пару лет назад я написал большую статью Профанация — о русинских проблемах и лидерах. И не опубликовал ее. Потому что начинался Майдан со всеми его ужасами и нетерпимостью к инакомыслящим. Давать повод скакунам, свободам и единственно правым наехать на сторонников автономии Закарпатья было бы неприлично. Тем более, что они были украинскими властями и нацистами как бы сбиты с ног — лежачего не бьют. Но вот утихла страшная война на Юго-Востоке и на Закарпатье опять стало возможным осторожно напоминать киевской хунте и мировой общественности о судьбе русин. Образовалось свободное время и у некоторых московских организаций и деятелей, и они стали вспоминать: «Кто там у нас на Украине главный по русинам? Не вернуть ли его в дело?»

Вот от этой возможности возвращения на сцену русинского Януковича мне делается не по себе, и я обязан свое мнение о нем высказать. Духовный лидер подкарпатских русин, как он скромно себя называет, отец Димитрий Сидор всегда ассоциируется у меня с бессмертным отцом Федором из Двенадцати стульев Ильфа и Петрова. Предпринимательский зуд вовлек его в бурных 90х в сферу торговли подакцизным товаром типа водки и сигарет и соответствующих освобождений от налогов для богоугодных заведений. Кого только из местечковых братков и дельцов вы бы тогда ни встретили в строящихся церковных покоях. Возможно, они там каялись и получали отпущение грехов. Ну, и жертвовали что-то на разные добрые дела, например, на скромный Мерс для помпезного перемещения батюшки по Ужгороду. Оплаченная индульгенция – это католическая традиция. Противник этой практики Ян Гус был сожжен в Констанце. Я как рядовой православный грешник не хотел бы быть отлученным от РПЦ МП за сомнения в корректности имеющейся практики. Тем более, что отец Димитрий ударился со временем в удовлетворение других своих потребностей или грешков. Увы, батюшка болезненно тщеславен. Это главная, если не единственная причина его гиперактивности на русинской ниве. В боевых для русин 0-х годах он, если не был упомянут пару дней в СМИ, то впадал в тяжкое уныние – абстинентный сидром славы. Не поддается исчислению количество носимых им титулов, званий, должностей и членств. Вершиной его деятельности должно бы стать прославление в лике святых. На русинской земле уже есть такой прецедент: преподобный Алексий — Александр Кабалюк, православный священник и общественный деятель удостоился этой чести в 2001 году. Но до того, в 1913 он по своей воле вернулся из-за границы на судебный процесс против православных крестьян-русин, обвинённых в государственной измене, и сам сдался суду. Через два месяца в Мараморош-Сиготском процессе пострадали за веру 93 человека. Самое суровое наказание – 4года и 6 месяцев тюремного заключения получил о.Алексий. И отсидел от звонка до звонка. Двое подозреваемых были доведены во время допросов до сумасшествия. Трагедия повторилась в виде фарса: в 2008 году. СБУ затеяло против русин дело о посягательстве на территориальную целостность Украины. В результате процесса, продлившегося на этот раз в 20 раз дольше, в 2012 году суд признал о.Димитрия виновным в посягательстве и приговорил к 3 годам лишения свободы с отсрочкой на 2 года. В сонном Ужгороде и обвиняемый, и публика ходили на процесс как на спектакль. Батюшка выступал с речами, ездил заграницу и победно возвращался на тоталитарную Украину. Это были счастливые времена – почти 4 года пиара за государственный счет. Фарс, затеянный СБУ, главный обвиняемый поддержал. Не хотелось бы разбирать целесообразность избрания особой тактики защиты с историко-героической точки зрения, но оказалось, что благостный о.Димитрий вообще не имел отношения ни к организации крамольного II Европейского конгресса подкарпатских русин (ЕКПР), ни к подготовке преступного Меморандума о воссоздании русинской государственности, который он имел неосторожность только зачитать. Он чист перед украинским правосудием. Виноваты во всем коммунисты М.И.Шарга и М.П.Макара. Которые, кстати, и являются единственными, причем несправедливо забытыми жертвами Ужгородского процесса. Вот цитаты из показаний о.Димитрия: — еще во время предварительного следствия Шарга М.И.мне рассказывал о следующем.Почти каждый день его вызывали в СБУ, где каждый раз 3-4 работника предлагали ему дать показания против меня в том плане, что якобы именно я написал проект Меморандума, и именно я организовал и провел 2-й ЕКПР.Он не поддавался на эти подлые эсбэушные провокационные предложения и говорил мне, что по этой причине не может даже спать и очень переживает за то, чтобы те.., «придурки» не отомстили ему или его детям… сердце Шарга М.И не выдержало подлости СБУ, он и умер, в угрожающих для его здоровья переживаниях, еще во время досудебного расследования уголовного дела № 499.

— Заместителем председателя правления Сойма был Михаил Шарга, который до самой смерти работал председателем правления Закарпатского областного общества Знание, был капитаном СБУ в отставке… окончил Ужгородский университет и высшую партийную школу, работал вторым секретарем Иршавского райкома КПСС по идеологии. Поэтому только невежда, или сознательный преступник, может себе пофантазировать, что, являясь основным разработчиком и идеологом проекта Меморандума(!), Шарга М.И.этим имел целью отделить Закарпатье от Украины… В материалах следствия есть и письмо в СБУ, где доказано, что Шарга М.И. и Буряк Н.И. разработали проект Конституции Закарпатья…

— Основателем Сойма есть и русинское научно-образовательное общество, которое возглавлял к.и.н., профессор Николай Макара, уважаемый делегат конгресса, который был когда-то комсоргом Ужгородского университета, а затем преподавателем и доцентом.Перед распадом СССР он возглавлял идеологический отдел Закарпатского обкома КПСС.При организации и проведении 2-го ЕКПР Макара Н.П.был профессором и доцентом Закарпатского государственного университета, был активным делегатом 2-го ЕКПР.Поэтому тоже проходит свидетелем по уголовному делу.Но во время досудебного следствия в СБУ он также скончался в схожей с Шаргой ситуации… Поэтому в суде, в присутствии прокурора, был считан его протокол допроса и его показания, которые сводятся к следующему: На 2-м ЕКПР речь шла исключительно о реализации референдума об автономии Закарпатья в составе Украины.Кстати, покойный Макара Н.П.также мне сказал, что в СБУ ему намекнули, что из-за участия во 2-м ЕКПР может потерять работу.А у него больной сын, на лечение которого нужно большие деньги, поэтому увольнения будет для него катастрофой.Видимо от этих переживаний и умер по этой причине, что и Шарга. Подобные подробности дела в свое время шокировали русинскую общественность и необычайно беспокоят батюшку. Настолько, что из некоторых публикаций о процессе в интернете исчезают целые абзацы о, как оказалось, подлинных героях и идеологах русинского освобождения. О.Димитрию очень не хочется делиться с ними всероссийской славой лидера и пострадавшего. С другой стороны, ему не хочется за что-то отвечать по всей строгости гибкого украинского закона. Кто-то из историков и священнослужителей может себе представить, чтобы преподобный о.Алексий так бы переводил стрелки на других обвиняемых или свидетелей в 1913 году? Чувствуете разницу в уровне и напряженности двух процессов над русинами? Сбудется ли мечта о.Димитрия о его прославлении? Это решать РПЦ МП, и не сегодня. А вот продолжить ли спектакль с духовным лидером, который своими действиями провоцирует рост русофобии на Подкарпатской Руси, — это в руках находящихся рядом с нами русских политиков и русинских активистов. Свой вклад в русофобию традиционно вносит международное русинское движение. Количественно оно невелико. Однако геополитическая составляющая – США, Канада, Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Россия – делают его очень интересным и влиятельным.

О нём — особый разговор. 

ИсточникREX.