Польский президент Анджей Дуда. Фото: Dziennikbaltycki.pl.

«Мы имеем полную катастрофу с символом власти в Польше»

Главный редактор еженедельника «Мысль Польска» Ян Энгельгард высказался о первом годе президентства Анджея Дуды

Главный редактор еженедельника «Мысль Польска» Ян Энгельгард высказался о том,что первый год президентства Анджея Дуды не оправдал ожидании поляков.

После года президентства Анджея Дуды все недовольны, хотя многие не выражает этого публично. Оппозицию можно понять – она бьёт в Дуду, как в барабан, потому что сосредоточена на всё более и более второстепенной проблеме Конституционного суда и наивно рассчитает (или рассчитывала) на какую-то помощь со стороны президента.

За наивность надо считать также обвинения в его адрес, что Дуда не перешёл в оппозицию относительно Ярослава Качиньского и подписывает все законы, которые приходят на его рабочий стол из парламента. Президент представляет такой, а не другой политический лагерь, так что у него нет обязанности исполнения желаний оппозиции. Так было и в период президентства Бронислава Коморовского.

Проблема с президентством Андрея Дуды заключается в чём-то совершенно другим. Во-первых, за этот год выяснилось, что это политик гораздо меньшего формата, чем ожидалось. Прежде всего, это касается наших ожиданий по коррекции в восточной политике, из которой не только ничего не вышло, более того, президент вёл довольно ребячью и утопическую политику создания так называемого Междуморья. Всеобщее ожидание более сдержанной позиции Польши в отношении Украины также оказались неоправданным.

Хорошая предвыборная кампания Дуды давала надежду на то, что его президентура будет лучше, чем предыдущие. Дуда имел подлинную общественную поддержку и вызывал большие надежды в обществе. Теперь мы уже знаем, что надежды невозможны для исполнения.

Впрочем, уже в очередной раз мы убедились, что надежды, связанные с президентом в Польше, всегда на вырост, потому что в польской конституционной системе президент просто не имеет инструментов для управления и возможности влияния на реальность. Его положение напоминает декоративную роль главы государства в Германии, а не во Франции или США.

Именно президент является символом власти в Польше, по крайней мере, первым человеком в государстве. И здесь мы имеем полную катастрофу.

Обеспокоенный популярностью Дуды председатель партии «ПиС» Ярослав Качински очень быстро бросил Дуду «на землю», при пассивной его позиции. Мы наблюдали два символические события – Дуду заставили принять присягу одного из судей Конституционного суда в первом часу ночи, а потом имела место стыдная и унизительная челобитная, которою Дуда произнёс перед шефом партии «ПиС», говоря публично и на глазах у всей Польши:

— Господин Качински является не только великим политиком, но также великим человеком.

Поэтому неудивительно, что во время одного из торжеств несколько месяцев спустя Качински с вызывающим презрением, небрежно протянул ему руку, вообще не глядя в его сторону. Кажется, год президентуры это ещё слишком короткое время, чтобы произносить окончательные суждения, однако это достаточно долгий срок, чтобы не иметь уже никаких иллюзий.

Источник — Mysl-polska.pl

Перевод — Польский культурный центр в Калининграде