Победителю выборов Рамунасу Карбаускису придётся разгребать политический хлев Литвы. Фото: Delfi.lt.

Окажет ли сопротивление Дале Грибаускайте победитель выборов в Литве?

Кандидат исторических наук Ирина Баторшина очертила наиболее вероятные конфигурации политических сил по итогам парламентских выборов в Литве

Российская ассоциация прибалтийских исследований публикует у себя на сайте аналитический материал кандидата исторических наук, научного сотрудника Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Ирины Баторшиной, посвящённый итогам выборов в Сейм Литвы.

9 и 23 октября 2016 года в Литве состоялись парламентские выборы. Главная интрига парламентских выборов в Литве заключалась в отсутствии явного лидера предвыборной гонки. Исходя из данных социологических опросов, было понятно, что ни одна из ведущих литовских партий не получит абсолютного большинства голосов на выборах, поэтому ключевым вопросом являлся возможный состав правящей коалиции. Предварительные прогнозы позволяли предполагать, что определяющей политической силой в этой избирательной кампании станет «Союз зелёных и крестьян». Накануне выборов зелёные занимали второе место по популярности в Литве с рейтингом 12% и уступали лишь соцдемам.

Однако результаты двух туров парламентских выборов превзошли самые смелые прогнозы аналитиков и удивили даже самих представителей партии зелёных. Неожиданно для многих партия «Союз зёленых и крестьян» одержала убедительнейшую победу, получив 56 депутатских мандатов. Это стало лучшим показателем в Литве для партии, участвующей в парламентских выборах, начиная с 1996 года (в 1996 году на парламентских выборах партия консерваторов получила 70 депутатских мандатов).

Согласно данным Избирательной комиссии Литвы, по состоянию на 24 октября, голоса распределились следующим образом: партия Рамунаса Карбаускиса «Союз зелёных и крестьян» получила по партийным спискам 21,53% (19 мандатов) и по одномандатным округам 35 мандатов (к ним присоединились два беспартийных депутата); второе место заняли консерваторы – партия Габриэлюса Ландсбергиса (внука экс-евродепутата Витаутаса Ландсбергиса, известного своей русофобией. — «НьюсБалт») «Союз Отечества/Христианские демократы», получив 21,70% по партийным спискам (20 мандатов) и 11 мандатов по одномандатным округам; на третьем месте расположились соцдемы (15,08% по партийным спискам (13 мандатов) и 4 мандатов по одномандатным округам).

Нынешняя левоцентристская коалиция (соцдемы, паксовцы и трудовики) потерпела сокрушительное поражение и не имеет шансов сформировать правящее большинство. Результаты соцдемов в одномандатных округах оказались гораздо хуже итогов, полученных на прошлых парламентских выборах (в 2012 г. они получили 19 мандатов). Неожиданный результат, как для самой партии, так и для экспертов у партии трудовиков. Получив в многомандатных округах 4,68%, они тем самым даже не преодолевают необходимого 5% барьера для прохождения в Сейм. Паксовцы с трудом набрали 5,58% и проходят в Сейм с минимальным количеством мандатов.

С точки зрения перспектив партийной системы Литвы нынешние парламентские выборы являются беспрецедентными для истории Литвы. С высокой степенью вероятности можно ожидать, что все три партии, ранее входившие в состав правящей левоцентристской коалиции, ожидают серьёзные реорганизации и смена партийного руководства. Так, уже 10 октября стало известно о том, что лидер партии трудовиков Валентинас Мазуронис оставляет пост председателя партии, несколько позднее аналогичное заявление сделал лидер партии «Порядок и справедливость» Роландас Паксас. Сильные репутационные потери понесёт Социал-демократическая партия как ядро бывшей правящей коалиции. Партийцы однозначно возложат вину за провальные выборы на председателя партии и будут настаивать на смене руководства. 24 октября председатель партии соцдемов Альгирдас Буткявичюс подтвердил данное предположение, сделав заявление о том, что на ближайшем съезде партии, который, как ожидается, пройдет весной 2017 г., будет избран новый лидер Социал-демократической партии.

Столь сокрушительное поражение, по отдельных оценкам, может негативно отразится на репутации всех левых партий и привести к оттоку членов и их вступлению в ряды «зелёных». К примеру, уже 10 октября появилась информация о выходе из партии спикера Сейма Лореты Граужинене из партии трудовиков. Таким образом, следует признать, что парламентские выборы 2016 года нанесли серьёзный удар по всему левому крылу партийно-политической системы Литвы.

Оценивая перспективы будущей правящей коалиции, следует отметить, что количество мандатов, полученных партией «Союз зеленых и крестьян», с арифметической точки зрения позволяет зелёным спокойно проводить переговоры одновременно и с левыми, и с консерваторами, добиваясь для себя наиболее выгодных условий. Это можно проиллюстрировать словами Карбаускиса о том, что «мы получили такой лимит доверия», что «не важно, кто будет вторым партнером по коалиции».

Наиболее вероятными представляются следующие конфигурации политических сил:

Первое: это правоцентристская коалиция в составе зелёных и консерваторов с возможным подключением «Саюдиса либералов», т.н. естественного партнёра консерваторов в парламентах разных созывов. Вместе с тем, следует признать, что включение в коалицию «Саюдиса либералов» может ослабить позиции зелёных как ключевой силы формируемой коалиции. Вероятно, это понимают и зелёные, заявив, что не видят перспектив коалиции с либералами в силу несовместимых идеологических и программных установок.

Второй возможный вариант – это коалиция зелёных и социал-демократов при возможном подключении партии ИАПЛ, получившей 5 депутатских мандатов по партийным спискам и 3 по одномандатным округам. Однако здесь также есть нюанс. В рядах партии соцдемов отсутствует единая позиция по перспективам коалирования с зелеными. Отдельные члены партии полагают, что репутационные потери партии столь сильны, что соцдемам предпочтительнее остаться в оппозиции, заняться реорганизацией партии и восстанавливать доверие своих избирателей, тем самым повышая свои шансы перед парламентскими выборами 2020 года. К тому же коалиция с зелеными может иметь непредсказуемые последствия для партии соцдемов, которая вынуждена будет нести консолидированную ответственность за правление зеленых. В случае провала последних (а этот вариант исключать нельзя, учитывая отсутствие внятного плана действий и серьезного политического опыта у представителей «Союза зеленых и крестьян») партия Буткявичюса рискует повторить судьбу трудовиков, которые после прошедших в октябре с.г. выборов лишились статуса парламентской партии, не преодолев минимального 5%-го барьера.

Третий вариант — это коалиция зелёных с ИАПЛ (8 мандатов) и паксовцами (8 мандатов). Возможность такого состава коалиции 25 октября озвучил Р. Карбаускис. Представляется, что такой вариант будет реализован в случае, если переговорщики зеленых не смогут достигнуть согласия с левыми или консерваторами. Однако при таком раскладе зеленые получают по обоим флангам две мощные оппозиционные силы в лице в лице «СО/ХД» и соцдемов, что может серьезно осложнить работу парламента в предстоящие 4 года.

Интересна позиция президента Литвы Дали Грибаускайте. Как известно, предвыборная кампания ознаменовалась серьезным противостоянием правящей левоцентристской коалиции и главы государства, переросшей в личную неприязнь Грибаускайте и Буткявичюса. Соцдемы находились под непрерывно усиливающимся давлением со стороны президента, которая в ходе избирательной кампании выражала открытую поддержку оппонентам левых – правым и центристским партиям (в первую очередь, «СО/ХД» и либералам). Достаточно напомнить весьма скандальное заявление Грибаускайте о том, что ей «нечего ждать от этого правительства», а также о том, что «понятие политической ответственности этому правительству чуждо».

Комментируя результаты выборов, Грибаускайте заявила: «Люди устали от политиков и политических партий, запятнанных скандалами. И, конечно, это значит, что избиратели хотят перемен, хотят изменений. <…> страна доросла до ответственного и прозрачного правительства, и прозрачного государственного управления. Сегодня это уже стало необходимостью». Таким образом, глава государства однозначно сигнализирует зеленым о своём желании полностью сменить состав прежнего правительства, что означает исключение из будущей правящей коалиции, в первую очередь, соцдемов.

Привлёк внимание и тот факт, что после окончания выборов Грибаускайте пригласила к себе на личную встречу две из трёх победивших партий – зелёных и консерваторов, оставив за порогом соцдемов, что в очередной раз отчетливо продемонстрировало пожелания президента.

Однако зелёные, вероятно, понимают, что для сохранения собственного политического влияния тандем с ослабевшими соцдемами или ИАПЛ/Паксовцами является более предпочтительным, чем с консерваторами. Последние в качестве младшего партнёра по коалиции, скорее всего, займут достаточно жёсткие позиции (хотя бы в силу полученного количества мандатов) и будут ограничивать свободу действий победившей на выборах партии.

Таким образом, в ближайшее время партии Р. Карбаускиса придётся принять непростое решение: учитывая «сигналы» президента, заключить соглашение с консерваторами с неясными для себя перспективами как ключевой силы формируемой коалиции, или повторить опыт Социал-демократической партии, в 2012 году сформировавшей левоцентристскую коалицию, преодолевая открытое сопротивление главы государства.

Источник — Российская ассоциация прибалтийских исследований