Застрельщик перекопной аферы Ярослав Качински на берегу Вислинского залива. Фото: Ro.com.pl

«После нас хоть потоп»

Польша вновь прогнулась перед НАТО. Взгляд из Калининграда

На этой неделе власти Польши сделали первый юридический шаг к тому, чего от них здравомыслящее население не ожидало. Правительство приняло законопроект о строительстве судоходного канала через Вислинскую косу. Когда пару месяцев назад в Эльблонге председатель партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский презентовал проекта перекопа, то многие крутили палец у виска.

Ведь проект самоубийственный во многих отношениях, ключевые из которых два – экология и экономика. Главная опасность для природы – часть косы может просто уйти под воду, поскольку могучая Балтика поглотит небольшой Вислинский залив. Причём, как на польской, так и на российской стороне. Исчезнуть не только пляжи, но и биосистема – нерестилища рыб, гнездовья редких птиц. Главная опасность для экономики – бюджет вислинского коридора достигает 200 млн евро, которых, как признаются тамошние экономисты, в государстве нет (поэтому «канализация» косы мусолится не первый десяток лет).

Почему же, несмотря на протесты не только общественности, но и муниципальных властей польских курортов на Косе, Варшава сознательно идёт на глобальную строительную авантюру? Ответ в Польше один: Россия виновата!

Читаем в правительственном сообщении: «Осуществить инвестиции необходимо из-за безопасности внешних границ Польши и Европейского союза». Дескать, перекопка косы откроет Военно-морскому флоту Польши и Пограничной охране свободный доступ с Балтийского моря к портам Вислинского залива, в частности, к Эльблонгскому порту.

Немного истории с географией. После разгрома фашистской Германии песчаная коса в Восточной Пруссии (у немцев она называлась Фрише нерунг, буквально – Свежая коса) была поделена между Советским Союзом и Польской Народной Республикой. Поделена практически пополам (35 км – Калининградской области, 30 км – Поморскому воеводству). Однако, если посмотреть на карту, то видно, что польский порт Эльблонг оказался словно на дне бутылки. Чтобы выйти из горлышка – в открытое море – эльблонгским судам необходимо пройти через морскую территорию Советского Союза – сперва через Калининградский залив, а затем Калининградский морской судоходный канал у Балтийска. Когда мы были действительно братьями, проблем не было. Уже в 1946 году между государствами был заключён договор о судоходстве, где отдельно регламентировался выход польских кораблей на данном участке.

Но когда в 1991 году сначала распался Варшавский договор, а затем и СССР, под Эльблонгский порт была заложена мина замедленного действия. Судите сами, ворота в Балтийское море контролирует Дважды Краснознамённый Балтийский флот, и теперь в польский порт мало того, что не могут зайти свои военные корабли и стран НАТО, так закрыт вход даже гражданским судам третьих стран. Солидное портовое хозяйство на севере Польши оказалось в ловушке. Буквально село в лужу, ставя крест на экономическом развитии региона на десятилетия.

Но, похоже, сегодняшние власти Польши волнует не экономическое развитие Эльблонга, а мифическая российская угроза. Копать полуторакилометровый канал Варшава хочет лишь под военных. И очевидно, под военно-морские силы НАТО, а не свои собственные. Дело в том, что в 2015 году польской прессе стали известны подробности секретного доклада Минобороны Польши, подготовленного для комиссии по делам национальной обороны Сейма. В документе была горькая правда: из-за массовой покупки американских истребителей F-16 в бюджете страны нет средств на модернизацию и замену кораблей и субмарин. Которых и так-то немного – 41 штука. Костяк же боевого потенциала составляют всего два фрегата и пять подлодок.

Отсюда следует вывод: НАТО понимает, что наряду с польской ахиллесовой пятой – Сувалкским коридором (в случае военного конфликта он может быть перекрыт русскими, что означает отсечение и блокирование целой прибалтийской группировки Альянса), у поляков есть ещё одна засада: Эльблонгский «мешок».

Натовцам, конечно, чихать на заход сюда международных стивидорных компаний, рост контейнерной перевалки и, как следствие, экономическое процветание Помезании. Главная задача Альянса – удержать Вислинский залив, как один из стратегических узлов на севере Польши. Ведь очевидно (опять же смотрите карту), что в случае гипотетического военного конфликта Балтийский флот беспрепятственно войдёт в залив, установив контроль над территорией.

Таким образом следует констатировать, что официальная Варшава, присягнув на верность экспансионистам из США, отдала им не только право хозяйничать на суше, но и на воде. «После нас хоть потоп», — это в буквальном смысле про нынешние власти Польши, которые готовят для своих потомков экологическую катастрофу ради стратегической операции иностранной военщины.

Источник«Вести-Калининград»