Мэр Риги Нил Ушаков. Фото с личной страницы в "Фейсбуке".

О «гнусно-предательском коллаборационизме» мэра Риги Ушакова

Об антирусском развороте "русского мэра" латвийский столицы - депутат Рижской думы Руслан Панкратов

На сегодняшний день в латвийских средних школах нацменьшинств уже 70% предметов преподаются на латышском языке. Мэр Риги Ушаков снова встал на защиту русского языка в школах Латвии. Но по мнению лидера русского движения Латвии, экс-депутата Рижской Думы, руководителя международной правозащитной НКО «Верните наши имена» Руслана Панкратова, такие заявления лишь прикрытие реальных антирусских действий Ушакова и латвийской власти.

«Рейтинг господина Ушакова сейчас не просто стремительно падает, он находится в катастрофическом пике. Его антирусский разворот в сторону политики Запада и США произошёл достаточно давно, но только сейчас он стал совсем очевидным. Искусно применяемые им манипулятивные техники в СМИ больше не в состоянии завуалировать весь гнусно-предательский коллаборационизм. Судя по всему у руководителя партии «Согласие» началась реальная паника, если он перешёл на откровенную ложь.

Нынешнее руководство Рижской думы, пришедшее к власти ещё в июне 2009 года, в части ликвидации русских школ превысило усилия всех своих предшественников, вместе взятых, включая представителей откровенно националистических идей за чистоту расы. С 2009 по 2015 годы ему удалось закрыть 19 русских школ. Латышские сельские самоуправления деньги на содержание своих предельно убыточных школ выделили, а вот несравненно богатая Рижская дума, годовой бюджет которой составляет чуть меньше полмиллиарда евро, на школы имени Ломоносова и Толстого средств почему-то не нашла. В Риге русских школ в 2002 было существенно больше, чем латышских – 81, а в 2015 году их уже осталось лишь 53.

Необходимость «оптимизации школьной сети» объяснялась уменьшением численности учащихся. Но известно, что на родителей оказывалось давление с целью побудить их забрать заявления о приеме детей в школу с целью создать искусственный недобор учащихся. В результате за последние 10 лет полностью исчезла возможность получения даже начального образования на русском языке в большинстве сельских регионов, а подавляющее большинство школьников нацменьшинств сосредоточилось в Риге и Даугавпилсе. Рижское самоуправление, тем не менее, не ощущает ответственности за сохранение образования на русском языке: на 2002 год в Риге было 69 латышских школ и 81 русская школа, на 2015 год – 69 и 53. Количество школ, в которых можно получить образование на русском языке в целом по стране сократилось на 47%, в 5 крупных городах на 30%, а в самой Риге – на 32%, в регионах за пределами больших городов – на 65%.

Собранные данные свидетельствуют о том, что латышские школы так и остались этническими, как и в советский период. Русские школы, напротив, сохранили свою интегрирующую роль, оставшись привлекательными не только для нерусских меньшинств, но и для значительного числа латышей. В 2010 году в русских школах 71,7% школьников были этническими русскими, 14,0% — представителями других этнических меньшинств, 14,3% — этническими латышами. Несмотря на то, что согласно официальной доктрине в Латвии восстановлена довоенная республика, законодательство по образованию нацменьшинств является полностью противоположным. Законодательство довоенной Латвии базировалось на обучении ребенка на языке семьи и школьной автономии нацменьшинств. Использование языков меньшинств в ней допускалось в виде исключения.

В 2013 году омбудсмен Латвийской Республики Юрис Янсонс, который полностью обязан своей должностью партии «Согласие» и лично мэру Риги, поверг в шок русскоговорящее население страны, официально заявив об усилении государственного контроля над использованием государственного языка в школах, и о получении среднего образования по латвийской системе только на государственном языке. Также, по его мнению, учителям, не знающим государственный язык, было не место в латвийской образовательной системе.

Политика «латышизации» школ нацменьшинств не предусматривала ликвидацию учреждений, как административных единиц. Это, с одной стороны, позволяло Латвии на международном уровне демонстрировать этнолингвистическое многообразие в системе образования, с другой – не допускать притока детей из нацменьшинств в латышские школы. Министерство образования и науки Латвийской Республики официально не рекомендовало образовывать смешанные школы и классы, так как это может «негативно» повлиять на латышских школьников.

Ситуация, когда получение образования на родном языке недоступно, уже начиная с первого класса, вступает в противоречие с Гаагскими рекомендациями ОБСЕ и резко ограничивает права, предусмотренные статьей 14 Рамочной конвенции защиты прав национальных меньшинств. Конвенция была ратифицирована Сеймом 25 мая 2005 года, то есть, существенное ухудшение ситуации с получением образования на родном языке наступило уже в период действия Конвенции.

Латвийская Республика, взявшая на себя обязательства по соблюдению Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод», систематически и грубо нарушает указанные международные правовые нормы. Отсутствие порицания со стороны центрального руководства ЕС говорит об их косвенном согласии с проводимой политикой современной Латвии. Республика на протяжении всего периода независимости идёт в полном фарватере внешнеполитического курса Госдепа США и проявляется, в основном, в ярко выраженных русофобских настроениях, разделении общества по национальному признаку. Параллельно Латвия проводит жёсткую политику по принудительной ассимиляции всего русского населения, с которым ещё всему миру навязывается чудовищный образ русского «врага и оккупанта».

Не остается никаких шансов на то, что поруганные права человека и основные свободы в этой стране могут быть восстановлены без вмешательства высшего руководства Российской Федерации».

Источник — информационное агентство «Новороссия»