Американская артиллерийско-ракетная система WR-300 Homar («Омар»)) в действии. Фото: Wp.com.

Клешни американских «Омаров» нацелены на Калининградский особый район

Польская армия при американской поддержке бросает серьезный вызов национальной безопасности России и Белоруссии

Министерство национальной обороны Польши решило ускорить процесс покупки у США оперативно-тактического ракетного комплекса Homar. Переговоры об этом с американским правительством предполагается начать незамедлительно, сообщили на днях СМИ.

Появление у Польши американских ракетных комплексов класса «земля-земля» станет серьезной угрозой для национальной безопасности Белоруссии. Меморандум о продаже Вашингтоном Варшаве специальной версии оперативно-тактического комплекса (ОТРК) HIMARS (польское обозначение Homar — «Омар») министерства обороны США и Польши подписали 6 июля 2017 года.

Накануне подписания тогдашний министр национальной обороны Польши Антоний Мацеревич сообщил, что консорциум во главе с польской оборонно-промышленной группой Polska Grupa Zbrojeniowa S.A. (PGZ) рекомендовал для дальнейших переговоров по программе Homar предложение американской корпорации Lоckheed Martin. Поэтому контракт на поставку ОТРК, скорее всего, будет заключен именно с ней.

Американский прототип польского «Омара»

Выбор компании Lоckheed Martin на роль главного исполнителя по программе Homar де-факто означает выбор в качестве прототипа для этой системы ракетного комплекса HIMARS с корректируемыми ракетами GMLRS и ATACMS.

Аббревиатура HIMARS расшифровывается как High Mobility Artillery Rocket System — высокомобильная артиллерийско-ракетная система. Разработчик — компания Lоckheed Martin. На вооружение армии США HIMARS была принята в 2003 году.

Система снаряжается шестью реактивными снарядами GMLRS калибра 227 мм или одной управляемой баллистической оперативно-тактической ракетой ATACMS. И GMLRS, и ATACMS имеют два канала наведения на цель — инерциальный и от приемника спутникового сигнала GPS. Это позволяет достигать отклонения снарядов от цели в пределах 5-10 метров.

Боеприпас GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) представляет собой управляемую 227-мм ракету с унитарным боезарядом для реактивных систем залпового огня. Перед применением каждый такой снаряд программируется отдельно, получая свой собственный набор GPS координат обеспечивающих круговое вероятное отклонением от цели менее 5 метров.

Что же касается оперативно-тактической ракеты ATACMS (Army Tactical Missile System), то существует несколько ее версий, имеющих разную дальность и разные боевые части (кассетные либо осколочно-фугасные). Самая совершенная модификация ATACMS (именно ее и намеревается закупить Польша) — MGM-140E. Ее дальность составляет 270 км, осколочно-фугасную боевая часть весит 227 кг.

Между тем, из заявлений Антония Мацеревича следовало, что польская оборонная промышленность во главе с PGZ также планирует принять самое деятельное участие в реализации программы Homar.

В частности, все боевые и транспортно-заряжающие машины этого комплекса предполагалось выпускать в цехах завода Huta Stalowa Wola (HSW) на базе шасси польских автомобилей Jelcz с колесной формулой 6х6.

Систему управления огнем также намечалось производить в Польше, планировалась и частичная локализация производства и ряда компонентов самих ракет. Для чего должны были быть закуплены соответствующие технологии.

В планы вооруженных сил Польши входило приобретение трех дивизионов высокоточных ракетных комплексов Homar (по 18 пусковых установок в дивизионе — суммарно 56 единиц, плюс две учебные). Закупки предполагалось вести на основе межправительственного соглашения с США по линии Foreign Military Sales (FMS), подписание которого ожидалось до конца 2017 года. Эти намерения были подтверждены 22 сентября 2017 года в Вашингтоне на встрече Антония Мацеревича с главой Пентагона Джеймсом Мэттисом.

Россия вынудила Варшаву скорректировать планы

Польские военные еще с 2010 года заявляли о желании приобрести комплекс Homar, который получил обозначение WR-300. Правда, предполагалось, что на первых порах он будет поставляться в версии реактивной системы залпового огня (РСЗО).

Но три года назад стало известно, что Россия собирается развернуть на постоянной основе в Калининградской области несколько дивизионов ОТРК «Искандер». После этого Варшава решила сделать свое новое оружие более грозным, дополнив его боекомплект оперативно-тактической баллистической ракетой.

Предполагалось, что первые установки комплекса WR-300 поступят в войска в 2018 году. Однако если учесть, что поставщик технологий и ракет был выбран лишь год назад, и контракт с ним до сих по не подписан, реальный срок появления готовых систем у польских военных смещается как минимум на три года.

Нынешний министр обороны страны Мариуш Блащак решил отказаться от достигнутых год назад предварительных договоренностей и немедленно начать переговоры с американским правительством о новых условиях реализации программы Homar. (При этом Lockheed Martin сохранит за собой роль главного поставщика.)

В сообщении оборонного ведомства Польши говорится, что это необходимо для «ускорения поставки дивизионных боевых модулей пусковых установок ракетных комплексов Homar».

Судя по всему, военные считают, что потенциальные польские подрядчики во главе с PGZ предъявляют непомерные для Варшавы финансовые запросы. Между тем, объем средств на программу Homar был определен еще в момент ее запуска — в начале 2015 года.

Возможности Белоруссии нейтрализовать огневую угрозу пока ограничены

По мнению многих аналитиков, 56 пусковых установок комплекса Homar, на которых могут быть размещены 56 оперативно-тактических ракет и 336 управляемых реактивных снарядов, прежде всего, будут направлены против контингента вооруженных сил России, базирующихся в Калининградском особом районе.

Однако, если принять во внимание гораздо большую протяженность польско-белорусской границы по сравнению с польско-российской, то достаточно обоснованным выглядит опасение, что значительная часть пусковых установок WR-300 Homar будет нацелена на Белоруссию. И здесь уместен вопрос о средствах нейтрализации столь серьезной огневой мощи.

Как полагают специалисты, к числу наиболее эффективных средств можно отнести:

во-первых, мощные системы радиоэлектронного противодействия, предназначенные для нарушения работы средств связи, бортовой электроники и систем спутниковой навигации как гражданского, так и военного назначения. Они способны резко ухудшить точностные характеристики управляемых боеприпасов;

во-вторых, зенитно-ракетные системы (ЗРС) С-400, которые могут гарантировано осуществлять перехват оперативно-тактических ракет.

Однако на сегодняшний день белорусская армия не имеет ни одной ЗРС С-400, а количество имеющихся у военных средств радиоэлектронной борьбы, пригодных для противодействия ОТРК, может оказаться недостаточным для создания полноценной противоракетной обороны.

Из чего следует вывод: пока у Польши не появились ракетные комплексы Homar, Белоруссии следует настоять на приобретении у России современных систем противоракетной обороны и развернуть производство достаточного количества средств радиоэлектронной борьбы.

Как запасной вариант — ускорить работы по оснащению отечественной ракетной системы «Полонез» боеприпасами с дальностью действия до 500 км. Что должно стать весомым сдерживающим аргументом для стратегов сопредельной стороны.

Источник — Naviny.by