Юрий Мель на литовском судилище. Стоп-кадр видеотрансляции.

«Литовское дело» СКР затронет весь Евросоюз

Россия сосредотачивается

Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении литовских прокуроров и судей, расследующих т.н. «преступления против человечества», якобы совершенные бывшими офицерами Вооруженных Сил СССР 13 января 1991 года в Вильнюсе. Дело заведено на пятый год нахождения в вильнюсском СИЗО российского гражданина Юрия Меля. Полковник запаса из Калининграда обвиняется в том, что стрелял холостыми снарядами, распугивая толпу сепаратистов у Вильнюсской телебашни. Корреспондент «Совершенно секретно» выяснил, поможет ли активность СКР освобождению россиянина из литовского плена?

Супруга Юрия Меля Надежда узнала о «литовском деле» СКР от корреспондента «Совершенно секретно».

«За эти четыре года у меня уже не осталось слов на комментарии, — сказала она. – Скажу откровенно, что масса политиков и общественников лишь пиарилась на моем горе, а людей, которые реально помогали, в том числе финансово, единицы».

В качестве последнего примера подобного пиара жена полковника привела организацию «Боевое братство» из Москвы.

«Москвичи из «Боевого братства» три года никак не реагировали, а как только стало ясно, что дело подходит к концу, то, вероятно, чтобы показать, что «русские своих не бросают», начали активную деятельность. И поступили со мной крайне цинично…», — рассказала Надежда Мель.

По ее словам, общественники из «Братства» сумели посетить Юрия Меля в вильнюсском СИЗО, но не поставили в известность супругу ни перед поездкой, ни после.

«Могли бы чисто по-человечески предупредить, а потом рассказать, как живет супруг в литовских застенках, как себя чувствует на самом деле. Я ведь такой же ветеран боевых действий, как они все. Шесть лет вместе с Юрием отдала службе в Таджикистане. Но нет. Когда же я позвонила представителю «Боевого братства» Шорохову, то он мне прямо сказал: «А Вы кто такая?» Вот такое пренебрежительное отношение».

В Литве творят беззаконие

Надежда Мель не знает ответа на вопрос, поможет ли активность Следственного комитета освобождению ее мужа и просит поинтересоваться насчет этого у бывшего депутата Госдумы, ветерана спецназа Андрея Колесника – по ее словам, «единственного, кто не бросил нас».

«Возбуждение уголовного дела против литовских судей может подвигнут их, наконец, исполнять закон, — прокомментировал «Совершенно секретно» Колесник. – Думаю, и прокуроры, и судьи в Литве прекрасно понимают, что творят беззаконие. Ведь любому грамотному юристу в Евросоюзе ясно, что в январе 1991 года Литва входила в состав СССР, а значит, советские войска выполняли служебный, а не преступный долг, действуя в рамках законодательства Советского Союза по наведению конституционного порядка в своей стране».

По словам экс-депутата, возбуждение дела показывает, что Россия исчерпала «мирные меры» по освобождению Юрия Меля.

«Ведь Литве предлагали разные варианты, — продолжил Андрей Колесник. — Скажу вам практически конфиденциальную информацию: предлагался обмен на гражданина Литвы, который отбывает наказание в России с 2014 года. Его родители просили литовские власти обменять. Но последовал отказ. Просили освободить по гуманитарным соображениям, ведь Мель болен сахарным диабетом. Вновь отказали. Теперь шутки кончились».

По данным СКР, дело возбуждено по ч. 2 ст. 299 УК РФ («Привлечение заведомо невиновного лица к уголовной ответственности, соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления»). Санкция статьи – лишение свободы на срок от пяти до десяти лет.

Источник в правоохранительных органах уточнил корреспонденту «Совершенно секретно», что возбуждение подобного дела означает, прежде всего, документальную фиксацию противоправных действий должностных лиц Генеральной прокуратуры Литовской Республики и Вильнюсского окружного суда с перспективой заочного судебного процесса.

«Нелепы советы, данные литовским прокурорам главой МИД Литвы Линкявичюсом, не посещать Россию и «сателлитные с нею страны», — продолжил источник. — После завершения следственных действий дело поступит в российский суд, который вынесет заочные решения о том или ином наказании гражданам Литовской республики. Эти судебные решения Россия предоставит правоохранительным органам стран Евросоюза с просьбой задержать осужденных, где бы они не находились. Надо понимать, что ЕС большой, и не все там Литву боготворят».

Аналогичный ответ

Получается, что Россия ответила Литве тем же оружием. Как 12 лет назад Вильнюс заочно постановил арестовать по всему миру бывших военнослужащих СССР, участвовавших в январских событиях 1991 года (а всего их более 60 человек), так теперь поступила и Москва.

Единственная разница – литовское правосудие плевало на азбучные нормы закона (один только факт, понятный даже студентам-юристам: уголовное преследование россиян за деяния 1991 года осуществляется по литовскому УК, принятому лишь в 2011 году, то есть незаконно применяется обратная сила уголовного закона, усиливающая наказание), а наше – руководствуется законом, позволяющим привлекать иностранных граждан к уголовной ответственности по УК РФ.

Член Общественной палаты Калининградской области Андрей Омельченко сожалеет лишь об одном, что «этого не было сделано раньше».

«Литовское дело СКР, на мой взгляд, очень нравственное и этически верное, а значит, в долгосрочной перспективе окажется самым правильным. Жаль только, что раньше не возбудили. Видимо, было не время для таких действий. Россия сосредотачивалась», — прокомментировал общественник «Совершенно секретно».

Председатель Социалистического народного фронта Литвы Гедрюс Грабаускас считает, что уголовное дело СКР – «прогрессивное решение».

«Это дает шанс, что представители литовского правосудие будут действовать объективней, — заявил литовский политик «Совершенно секретно». — Еще точно неясно, сколько людей это коснется. Сейчас некоторые деятели в Литве принимают такую позу – якобы, им всё равно. Но они, на мой взгляд, блефуют. Они знают, что Россия – сильная страна».

Грабаускас напомнил, что по делу о событиях 13 января власти Литвы чинили преследования граждан, начиная еще с осени 1991 года.

«Группы литовских спецслужб действовали даже в других странах. Например, в январе 1994 года были похищены в Белоруссии и привезены в Вильнюс литовские коммунисты Юозас Ермалавичюс и Миколас Бурокявичюс. Позже их приговорили к 8 и 12 лет лишения свободы. Интересный вопрос – будут ли заведены в России уголовные дела в отношении тех, кто их похищал, кто проводили расследование и кто судили этих настоящих патриотов Литвы?» — задался вопросом лидер Соцфронта Литвы.

…В настоящее время в судебном заседании по Юрию Меля объявлен перерыв до первой декады сентября. В суде начались прения сторон. По самым скромным подсчетам, процесс завершится к концу 2018 года.

Источник«Совершенно секретно»