Фрагмент памятника немецким воинам. Фото: Exclav.ru.

Калининградский совет при губернаторе по увековечиванию памяти врагов Отечества

Спецрепортаж на радио «Русский край»

Наша радиостанция уже неоднократно сообщала об истории с установкой на территории Калининградской области памятника солдатам кайзеровской Германии, сражавшимся против Русской Императорской армии в 1914-1917 гг. Речь идёт о памятном знаке немецким воинам, сражавшимся в годы Первой мировой войны на территории бывшего парка имения Штромбенен — нынешнем посёлке Московское Багратионовского района против российских солдат и офицеров. В советское время за отсутствием в регионе потомков немецких солдат памятник пришел в запустение и был утрачен.

Сейчас памятник решили восстановить, чтобы отметить в ноябре этого года 100-летнюю годовщину окончания Первой мировой войны. Примечательно, что люди, занимающиеся восстановлением памятника немецким солдатам, призваны государством увековечивать память российских солдат — это члены губернаторского Совета по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества Андрей Румачик и Альберт Адылов. Но они не только не скрывают этого, но и подают данные действия, как свою работу в губернаторском Совете. В составе группы оказались чиновники администрации Багратионовского городского округа, краеведы, журналисты и просто почитатели наследия германской империи. Свои действия по увековечиванию памяти немецких воинов они не скрывают, рассказывают об этом на своих страницах в соцсетях и местным СМИ.

Стоит отметить, что инициатива по установке памятника немецким солдатам реализуется на фоне удручающего положения дел с увековечиванием на территории Калининградской области памяти российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны. На местах боёв российским воинам практически нет памятников, а подавляющее число воинских захоронений находится в заброшенном состоянии. Казалось бы, губернатор Калининградской области создал целый Совет, призванный решить эту проблему, но его члены нашли себе совсем иное применение.

Немцы поставили этот памятник с целью обвинить Русскую армию в расстреле жителей Абшвангена (сегодня — Тишино).

Это уже не первый случай, когда представители данной группы целенаправленно увековечивают память немецких солдат. Стоит отметить их действия у посёлка Тишино Багратионовского района, где они установили памятную табличку в память о десятках мирных немецких жителей, погибших в годы Первой мировой войны. Примечательно то, что немецкая сторона поставила памятник с целью обвинить Русскую армию в расстреле этих людей.

Краеведы из данной группы «энтузиастов»: Константин Пахалюк, работающий в центральном аппарате РВИО в Москве, директор Багратионовского музея Александр Панченко, а также сотрудник БФУ им. Канта Илья Дементьев — в 2013-2014гг. к 100-летию начала войны сделали целый ряд докладов об оккупантах в Восточной Пруссии. Ни для кого не секрет, что вышеуказанные лица называли оккупантами именно Русскую армию.

В докладе Константина Пахалюка была обнародована информация о расстреле русскими кавалергардами 65 мирных жителей у посёлков Абшванген, Алменхаузен и Ной-Вальдек. Эта информация была во время Первой мировой состряпана немецкими военными с целью сокрытия данных о погибших от огня по своим. Немцы обстреляли из артиллерии данные посёлки, а погибших жителей объявили жертвами русских. В 2013 году эти же «энтузиасты» и члены губернаторского Совета по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества во главе с небезызвестным Альбертом Адыловым установили этим жителям памятную табличку, чем не только в очередной раз показали, что память немцев им дороже памяти российских воинов, но и совершили акт фальсификации истории, увековечив один из подлогов германской военщины.

Разве это не предательство российских государственных интересов?! Причём Альберт Адылов объявил, что группа намерена найти еще два памятника жителям посёлков  Алменхаузен и Ной-Вальдек, также «якобы» расстрелянных русскими солдатами.

Это не единственный пример предательства национальных интересов в сфере истории, которые демонстрирует эта группа «энтузиастов», как они себя называют. Многим известно, что в Кёнигсберге существовало так называемое гарнизонное кладбище, на котором были похоронены германские солдаты Первой мировой, умершие от ран в Кёнигсберге. На этом кладбище (в самом дальнем его углу) существовал участок для военнопленных, где хоронили русских солдат, скончавшихся от ран в плену. Сейчас территория этого кладбища находится на Московском проспекте под торговым центром “Сити”, автозаправкой и бывшим зданием компании “Балтавтотрейд”. Казалось бы, губернаторскому Совету надо озаботиться увековечиванием наших воинов и поиском мест их захоронений. Но компания Альберта Адылова, Александра Панфилова, Андрея Румачика и других пошла своим извилистым путём. Для начала они пытались согласовать установку памятника одному из нацистских кумиров — Вальтеру Флексу, который был похоронен на этом кладбище.

Это надо действительно очень дорожить немецким наследием, чтобы перепутать русские могилы гарнизонного кладбища с могилой Флекса. Произведения этого немецкого поэта использовались нацистами в Третьем Рейхе для воспитания германской молодёжи в нацистском духе и массово издавались. Именно Панфилов с Адыловым сначала пытались протолкнуть идею установки памятника Флексу, выдавая её за увековечивание памяти всех, кто на этом кладбище похоронен. Когда же эта идея провалилась, им удалось добиться установки нейтрального памятника не защитникам Отечества — российским солдатам, а всем солдатам, похороненным на Гарнизонном кладбище.

Сделано это было с помпой в присутствии губернатора Калининградской области Николая Цуканова, который, кстати, никогда не скрывал, что поддерживает этих «энтузиастов». В итоге получилось, что в Калининграде появился не памятник защитникам Отечества, а памятный знак Гарнизонному кладбищу. Но есть во всей этой истории одна кощунственная деталь, о которой скорее всего прекрасно знают Панфилов и Адылов, участвовавшие в выборе места для этого памятника. Она заключается в том, что памятник установлен на могилах нацистов, которые были похоронены на территории гарнизонного кладбища в годы Второй мировой войны. На том участке, где лежат именно они.

Вот так: памятник кумиру нацистов Вальтеру Флексу они поставить не смогли, но зато их могилы увековечили. Участок же с могилами российских воинов так и остался заброшенным — без часовни и креста. И никому до этого нет дела, ни Совету, ни Прокуратуре, ни администрации Калининграда. Вот так работают эти радетели за немецкое наследие нашего края, используя при этом своё положение. И стоит отметить, что работают давно.

К слову, среди представителей этой группы деятелей есть и российский офицер — замначальника учебно-методического отдела БВМИ им. Ушакова Андрей Румачик. Корреспонденты радио «Русский край» поинтересовались у его руководителя, заместителя начальника БВМИ Михаила Урюпина, соответствует ли деятельность его подчинённого действиям офицера российской армии. В ответ Урюпин предложил направить официальный запрос в пресс-службу Балтфлота, который переадресует его начальнику БВМИ им. Ушакова, и только после этого Урюпин сформирует ответ. Отметим, Балтийский военно-морской институт не входит в юрисдикцию пресс-службы Балтийского флота. Но, видимо, такая витиеватая схема нужна, чтобы Михаилу Урюпину развёрнуто объяснить, зачем российскому офицеру нужно увековечивать память немецких воинов в то время, когда российские — не увековечены.

Стоит отметить, что это узкая группа лиц, в которой все друг друга давно знают. Большая часть Совета по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества при губернаторе Калининградской области — это члены одного маленького военно-исторического клуба при краеведческом музее города Багратионовска, который возглавляет Александр Панченко. Тот самый Панченко, о котором уже неоднократно рассказывала наша радиостанция. Он причастен к совершению в Калининградской области, как он сам выразился, «гербовой революции», в результате которой русские города Калининградской области получили германские гербы, а сам Багратионовск — герб тевтонского рыцаря, вынесшего знамя ордена с поля Грюнвальдской битвы. Если кто не знает, это одна из значительных битв XV века, в которой против Тевтонского ордена сражались наши с вами предки в составе смоленских полков. В этой битве ордену был нанесён невосполнимый урон. Но знамя тевтонов осталось. Сегодня это знамя в регионе пытаются поднять Панченко с товарищами. Именно они ухитрились превратить губернаторский Совет в филиал своего клуба, добившись исключения всех своих противников: тех, кто мешал им ставить памятник Флексу и увековечивать память немецких солдат.

Но сейчас с установкой памятника солдатам Кайзера в бывшем посёлке Московское Багратионовского района они явно спешат. Им нужно успеть к 11 ноября (11 ноября 1918 года окончилась Первая мировая война), чтобы преподнести общественности и губернатору результат своей работы. Спешат настолько, что грубо нарушают действующее российское законодательство об установке памятников. Давайте разберемся.

Существует порядок установки памятников. Так, согласно утверждённому 5 сентября 2007 года губернатором Калининградской области Г.В. Боосом документу «О порядке принятия решения об установке памятника, памятного знака и мемориальной доски на территории Калининградской области» до установки памятника его проект должен быть согласован с администрацией муниципалитета, со Службой государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области и Советом по культуре при губернаторе. Таким образом, энтузиасты установки памятника немецким солдатам должны были изначально согласовать этот вопрос на достаточно высоком уровне.

Однако судя по той информации, которую журналисты радио «Русский край» получили от руководителя региональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгения Маслова, прослеживаются грубые нарушения указанного положения. В Службе на вопрос журналиста ответили, что «впервые слышат» о раскопках частей памятника и его установке под Багратионовском.

«В первый раз слышу. Вообще, о чём вы? Как это — копать памятник можно? Я не в курсе. Более того, надо смотреть находится ли он на учёте как объект культурного наследия. Здесь много бывших немецких памятников, которые не на учёте», — сообщил Маслов.

Но энтузиасты установки немецкого памятника размещают на своих страницах в соцсетях фотографии раскопок, на которых видно, как они “выкапывают” фрагменты мемориала, “похороненного” в земле много лет назад. Сами они отмечают – памятнику около 100 лет. На фотоснимках видны ямы – результат их раскопок. Но ведь культурный слой, на месте которого находится памятник, может иметь возраст значительно превышающий цифру в 100 лет. В таком случае возникает еще один вопрос: а соответствуют ли их действия законодательству об археологии? Ведь любая находка, которой более 100 лет, может быть причислена к результату незаконной археологической деятельности и привести к тюремному заключению на срок до шести лет. Соответствующие поправки в российское законодательство вступили в силу в 2013 году.

Также в новой редакции статьи 243 УК РФ, исполнитель работ может быть привлечен к уголовной ответственности за уничтожение или повреждение объекта археологического наследия. А ведь в составе группы раскопками занимаются не только представители администрации Багратионовского городского округа, но и журналисты калининградского портала «Новый Калининград». Издание последовательно на протяжении ряда лет освещает «похождения» этих «увековечивателей немецкого». Журналисты «Русского края» решили поинтересоваться в администрации Багратионовского муниципального образования, соблюдён ли муниципалитетом порядок установки памятника, и знают ли сами чиновники закон?

Мы позвонили начальнику отдела культуры муниципального образования Багратионовского городского округа Людмиле Коньшиной, которая сообщила, что раскопки курирует заместитель главы администрации по стратегическому развитию Сергей Рябцев. Также в разговоре с корреспондентом она добавила, что на раскопки ездил специалист отдела культуры, который подтвердил, что археологов среди энтузиастов и краеведов не было.

Вот так, раскопки, оказывается, ведутся: без археологов, чтоб не мешали уложиться в срок. Мы позвонили заместителю главы администрации по стратегическому развитию Сергею Рябцеву. Его ответ для нас был неожиданным.

Корреспондент: Есть ли проект памятника, который сейчас восстанавливают?
Сергей Рябцев: Нет они просто сейчас его достают [из 12-15 метрового оврага — прим.ред.], чтобы он там не валялся.
Корр.: Как они согласовывали свои действия? Просто Вам позвонили?
С.Р.: Нет. Этот вопрос решал отдел культуры.
Корр.: Они сказали, что не в курсе, и перенаправили нас к Вам. То есть, получается, что все согласовано, но в каком виде — не ясно? 
С.Р.: Ну да, получается, что так. Их задача вытащить всё это дело [плиты памятника — прим. ред.], а дальше уже будем делать проект, так сказать, на законных основаниях действовать.
Корр.: Скажите, а археологи с ними работают, ведь речь идёт о культурном слое, которому, скорее всего, больше 100 лет.
С. Р.: Ну культурный слой они не трогают, они трогают только памятник».

Узнав о том, что разговор записывается, собеседник поспешно бросил трубку.

Тем временем вышеуказанная группа лиц, прикрываясь Советом при губернаторе по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества, запланировала третий выезд к памятнику (предыдущие два прошли в конце сентября). Памятник солдатам Кайзера они планируют в дальнейшем поставить на учёт, как объект культурного наследия. Чтобы за счёт наших с вами налогов его в дальнейшем содержать. А тем временем, в бесчисленном количестве могилы российских воинов рассеянные по территории нашей области, не только по сей день в подавляющем числе не учтены, но и грабятся черными копателями. Ведь на увековечивание памяти защитников нашего Отечества, по неизвестным, или известным причинам, денег в бюджете региона и муниципалитетов нет…

Учитывая подобную возмутительную ситуацию с продолжительной деятельностью членов губернаторского Совета по увековечению памяти погибших при защите Отечества, мы публично сейчас обращаемся к губернатору Калининградской области Антону Андреевичу Алиханову.

Уважаемый Антон Андреевич, мы понимаем, что у вас много дел и вам не до деятельности вышеуказанных лиц из вашего Совета. Мы просим Вас только об одном: переименуйте, пожалуйста, ваш Совет — в Совет увековечивания памяти врагов Отечества. Так будет короче и точнее, и не надо будет тратить вам ваше время на ознакомление с работой вышеуказанных лиц. Да и прокуратуре будет гораздо проще квалифицировать их действия.
Заранее благодарим!

ИсточникЭксклав