Министр культуры Ермак и автор «хомлинов» Шевченко. Фото: Homlins.com

«Некий шалман “хомлинов” в самом центровом месте»

Радио «Русский край» о том, как в Калининградской области нарушается федеральное законодательство о культурно-историческом наследии

Скульптуры «домовых» стали причиной скандала в Калининграде. Озабоченность их появлением выразила Русская Православная Церковь. Что за «хомлины» появились в Калининграде летом прошлого года? Кто они: безобидные персонажи или умелый рекламный ход? А также почему в скандале оказался замешан министр по культуре и туризму Калининградской области? Ответы на эти вопросы постарались найти корреспонденты радио «Русский край».

25 марта депутат Калининградской областной Думы Екатерина Королёва в соцсети Фейсбук опубликовала своё письмо губернатору Калининградской области Антону Алиханову с просьбой разобраться в фактах установки на объектах культурного наследия в Калининграде частной компанией «Амбер Лав» миниатюрных скульптур, изображающих домовых под названием «хомлины». Депутат выражала сомнения в законности такой установки фигур, в их культурной значимости, а также высказывала предположение о личной заинтересованности представителей Министерства по культуре и туризму в размещении на Медовом мосту и здании Музея янтаря скульптур, принадлежащих частной компании.

Вместе со своим письмом депутат опубликовала письмо губернатору архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима также по поводу «хомлинов», в котором Владыка выразил обеспокоенность наличием в Калининграде тенденции к популяризации идей неоязычества. По мнению Церкви, подобные символы «оказывают деструктивное воздействие на развитие национальной культуры в нашем регионе, а также перечеркивает тысячелетнее культурное наследие, сформировавшееся под влиянием Христианства».

«Широко известно, что национальная культура нашей Родины изобилует большим количеством персонажей литературы и изобразительного искусства, способных служить идее туристической привлекательности региона, без отбрасывания региона к темным векам язычества и примитивного славянского национализма. Просим Вас услышать нашу обеспокоенность по данной проблеме», — говорится в послании за подписью архиепископа Серафима.

После появления публикации на странице депутата в Фейсбуке началось бурное обсуждение «хомлинов». Сторонники скульптур не только упрекали депутата и Владыку в занятии несуществующими проблемами, но и не стеснялись переходить на открытые оскорбления. Не заставили себя ждать и публикации в региональных СМИ по данному поводу, а затем новость быстро разлетелась и в федеральных СМИ. В итоге разразился скандал. Пожалуй, лишь ленивый не прошелся по ущемлению прав бедных сказочных персонажей служителями Русской Православной церкви:

«У нас вроде как светское государство и конфессий много. А вообще такие выходки, по моему мнению, только портят образ православного человека. И еще — руки прочь от искусства» — писали в комментариях к публикациям.

Ситуацию местному сайту прокомментировал министр по культуре и туризму Андрей Ермак, заявив, что никакого отношения к религии “хомлины” не имеют, служат исключительно целям развития туризма, и ему вообще не очень понятно внимание Церкви к проблеме, которая её “не касается”.

Депутат Екатерина Королёва и ранее высказывала сомнения в установке данных скульптур, но именно факт появления обращения Владыки по вопросу “хомлинов” вызвал такой большой общественный резонанс.

Член Общественной палаты Калининградской области Альберт Адылов, считающий себя православным христианином, на своей странице в соцсетях, иронично перефразируя цитату из фильма «Джентельмены удачи», задал вопрос архиепископу: «Владыка, а вы были когда-нибудь маленьким?»

Не остался в стороне и диакон Андрей Кураев, известный своими провокационными выходками. На своей странице в ЖЖ он написал следующее:

«Для торжества православной культуры надо еще кастрировать пару десятков бронзовых жеребцов и отрезать нос у овчарки в московском метро».

Пресс-секретарь Калининградской епархии иерей Давид Рожин в беседе с корреспондентом «Русского края» отметил, что под “хомлинами” подразумеваются «домовые» — вполне конкретные персонажи языческой мифологии.

«Такое письмо было направлено губернатору Калининградской области Антону Алиханову. В нём Калининградская епархия обращает внимание на установку “хомлинов” на памятнике Калининграда и на то, что под этими “хомлинами” подразумеваются вполне конкретные персонажи языческой мифологии. Можно, конечно, говорить, что это какая-то древняя славянская мифология. Но тут надо смотреть на мнение историков славянской культуры, насколько это действительно такие персонажи. Насколько мне известно, споры ведутся о том, что не дошло до нас древнеславянской культуры, а то, что называется древнеславянским язычеством — это просто попытка на основании каких-то домыслов и фантазий, каких-то отрывочных сведений, всё это возродить. Но вопрос не об этом. Вопрос в том, что в этом [в “хомлинах” — прим.ред.] усматривается определённый языческий подтекст. И, конечно же, Калининградская епархия в этом отношении обеспокоена, поскольку в России, где культура формировалась на основе христианства несколько сотен лет, вдруг обращаются не к каким-то другим персонажам, а именно к языческим», — сказал Рожин.

Что же это за “хомлины”, которые наделали столько шума в Калининграде? Фигурки появились в Калининграде летом 2018 года. По «легенде», которую сочинили авторы проекта, незамысловатые чудики живут на свете еще со времен Римской империи. За каким-то делом они перебрались к берегам Балтийского моря, говорят, виной тому янтарь и его волшебные свойства. Но только теперь “волшебные существа” решили открыться калининградцам. Первый — «дедушка-хомлин» был посажен на Медовый мост, отремонтированный к Чемпионату мира по футболу. Вторая — «бабушка» поселилась на здании Музея янтаря. Автором или, как она сама себя называет, «мамой» является Наталья Шевченко — руководитель мастерской «Амбер Лав», перебравшаяся в Калининградскую область вместе с мужем 10 лет назад. В прошлом году семейная чета решила сделать городу «подарок» — создать достопримечательность, возле которой местные жители и туристы будут фотографироваться и размещать свои фотографии в соцсетях. Интересно, что данную идею сразу поддержало Министерство по культуре и туризму, а сам Андрей Ермак, комментируя установку скульптур, отмечал, что в перспективе в областном центре могут появиться новые «хомлины» — всего семь персонажей. По следам “хомлинов” министр даже планировал проложить туристический маршрут.

«Эти скульптурки нужны для того, чтобы небольшие элементы в копилочку туриста, путешествующего по городу, накапливались. Где появятся новые “хомлины” пока не решено, мы всегда очень ответственно к этому подходим, тщательно выбираем место», — говорил Ермак.

Проект «хомлинов» министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак продвигал лично. О помощи Минкульта и лично министра в установке фигурок в эфире радиостанции «Комсомольская правда» летом прошлого года говорила сама Наталья Шевченко:

«Очень нам помог в установке «дедушки» Минкульт. Я даже толком не знаю, какие мы там собирали документы, то есть это всё была помощь от Министерства по культуре. Спасибо большое Андрею Викторовичу Ермаку [министр по культуре и туризму Калининградской области — прим.ред.]. Я только занималась созданием бренда, памятника, а по документации помогал Минкульт».

Обратите внимание на слово «бренд», которое упомянула Шевченко. За скандалом, который в СМИ перешел исключительно в религиозную плоскость, когда спор разворачивается о том, опасны или нет улыбающиеся «домовые», оказалась потеряна ключевая мысль, озвученная депутатом в своём обращении. Екатерина Королёва обратила внимание губернатора на коммерческий характер «подарка» четы Шевченко. Вот как пояснил этот ключевой вопрос корреспонденту «Русского края» её помощник Григорий Малкин:

Григорий Малкин: «Есть такое ИП Шевченко С.В. Она [автор «хомлинов» Наталья Шевченко — прим.ред.] жила в другом регионе и там вместе с мужем занималась компьютерными играми. Они придумали этих персонажей — домовых или “хомлинов”. Но что-то у них не сложилось. Они перебрались в Калининград. Здесь занялись янтарем, переквалифицировались в янтарную отрасль, начали делать изделия из янтаря, а брендировали этими персонажами».

Отметим, чета Шевченко — Наталья и Сергей — в Калининграде открыли магазин «Мастерская хомлинов». Там продается различная авторская сувенирная продукция. А «хомлины» — некий товарный знак, бренд сувенирного магазина. О том, что «хомлины» — это бренд, давно запатентованный авторами, рассказывала сама Наталья Шевченко в том же интервью радио «Комсомольская правда»:

«Конечно, еще семь лет назад наш продукт был запатентован. На него зарегистрированы все авторские права».

Вот так, оказывается, фигурки “хомлинов” — это зарегистрированный бренд частной компании! Но размещен этот бренд на государственном имуществе — на Медовом мосту, принадлежащем Калининграду, и Музее янтаря, являющемся региональной собственностью. На каком основании государственное имущество используется для продвижения частного бренда?

Как призналась сама Шевченко, она не имеет ничего против того, чтобы её бренд использовался таким образом:

«Мы не против того, чтобы местные использовали «дедушку» на своих магнитиках. Мы просто будем создавать, когда освободится время. Создадим свою фирменную продукцию с «дедушкой».

Вот это поворот! Разве отказались бы, к примеру, владельцы бренда «Маша и Медведь», чтобы их фигурки были установлены в центре Калининграда на государственных объектах? Или владельцы бренда «Смешарики»? Конечно, нет. Ведь такое размещение за государственный счёт даёт значительную прибыль, способствуя продвижению бренда и увеличению прибыли. Но Шевченко поворачивает дело так, будто бы она облагодетельствовала Калининград и калининградцев, разместив в городе фигурки, которые производит и продаёт, зарабатывая на этом деньги.

Мы уже слышали выше из уст самой художницы, что установку её частного бренда на государственном имуществе «пробивал» лично Андрей Ермак. Депутат Екатерина Королева в письме к губернатору также обращает внимание на личную заинтересованность в установке фигур сотрудников Министерства культуры и туризма. Её помощник Григорий Малкин отмечает, что Андрей Ермак для туристической привлекательности мог найти любого персонажа, но “нужно было продвинуть фигурки, которые указывают именно на ИП Шевченко и янтарную мастерскую”. Григорий Малкин:

«Они каким-то образом договорились с министром по культуре Ермаком, и он начал их продвигать. Обращение в администрацию города по установке фигурок инициировано именно министерством. У нас есть ответ за подписью господина Силанова [Алексей Силанов — глава администрации Калининграда], там написано, что Министерство по культуре было инициатором. Возникает вопрос к министру культуры (помимо законности установки). Кто-то сел, придумал компьютерную игру и персонажей “домовых-хомлинов”, и министр культуры считает, что именно эти персонажи, а не Баба-Яга в ступе, грубо говоря, которая хотя бы присутствует в каких-то национальных сказках, [должны продвигать турпривлекательность]… Когда сейчас вся эта грязь и мерзость льётся — основной ряд людей не понимают ситуации. Они это [“хомлинов”] сравнивают с Пушкиным. Но вещи несравнимые: ИП Шевченко с “хомлинами” и Пушкин. Расстраивает одно — позиция министра, что всё это сделано для туристической привлекательности. Но есть непонимание, почему для этого продвигают коммерческий продукт. Это ведь бренд янтарной мастерской. Зачем ты для туристической привлекательности продвигаешь бренд некой янтарной мастерской? Ну, найди персонаж, который связан с историей. Найди что-то, ты же министр не только по туризму, но и по культуре. При желании можно было бы найти много персонажей, которые можно было бы воплотить, но здесь, видимо, нужно было продвинуть фигурки, которые указывают именно на ИП Шевченко и их янтарную мастерскую».

Если разбираться в появлении “хомлинов” в Калининграде, история складывается действительно «потусторонняя». Как оказалось, для проекта «хомлины» было выделено уютное местечко в самом центре города — в администрации Калининграда на площади Победы, 1 — по соседству с магазином «Книжки и книжечки» и Региональным центром туризма, принадлежащем Министерству. Обе организации оплачивают арендные платежи с применением пониженного коэффициента.

Могут ли быть вопросы к арендной ставке для организации, несущей просвещение и знания, а также к государственному учреждению? Нет, конечно. Но каким боком в помещении разместилась «Мастерская хомлинов» ИП Шевченко, не иначе, как чудеса. Причём, по информации, полученной депутатом Екатериной Королёвой в администрации Калининграда, именно Министерством по культуре и туризму на территории Калининградской области поддерживается частный проект «Хомлины», активно развиваемый Натальей Шевченко (ИП Шевченко С.В.).

Григорий Малкин: «Там был Региональный центр по туризму и магазин «Книги и книжечки». Для них был пониженный коэффициент арендной платы 0,2. Тут, понимаете, магазин книг — несет знания. Действительно, социально нужный. Рядом — государственная структура. Какие могут быть вопросы? И вдруг появляется некий шалман “хомлинов” в самом центровом месте».

«Право, посудите сами, занять самое лучшее место помещения, напротив входа (хорошо, хоть не в окно зазывают эльфийскими песнями), оттеснив государственную структуру и несущую знания литературу, в угоду своим травам и «незаметно взятым» у людей носкам и чайным ложкам. Как оказывается, “хомлины” далеко не шкодники, правильно их сравнить с волками в овечьей шкуре. Как можно еще объяснить страх в глазах людей, находящихся вблизи от их уютной резиденции, на просьбу прокомментировать их царские хоромы?» — пишет депутат Екатерина Королева.

После настойчивых официальных запросов депутата Областной думы в разные инстанции, магазин сувенирных “хомлинов” был вынужден съехать из здания администрации Калининграда.

Григорий Малкин обращает внимание, что Министерство выступило инициатором установки скульптур коммерческого проекта домовых «хомлинов» не где-нибудь, а именно на памятниках истории и культуры:

«Мост — это памятник истории и культуры, то есть, культурного наследия. Музей янтаря — памятник истории и культуры, то есть культурного наследия. Вдруг на них появляются фигурки! Нельзя ничего делать, кроме реставрации, с памятниками исторического и культурного наследия».

Вполне вероятно, что Андрей Ермак «пробивал» установку фигурок на объектах культурного наследия просто потому, что именно он сам, как министр, курирует эту сферу. Как говорится, что охраняем, то и имеем… Помощник Екатерины Королевой отмечает, что депутат обратилась к губернатору Антону Алиханову с просьбой обязать Минкульт предоставить пояснения относительно культурной значимости для развития национальной культуры России установленных на памятниках малых архитектурных форм — “хомлинов”. Григорий Малкин:

«Мы в Министерство культуры направляли официальный запрос, чтобы разъяснили относительно того, какой вклад в развитие национальной культуры делает установка вот этих памятников. Ведомство никак не ответило относительно культуры, а только сказало о туризме. Соответственно, если бы это был какой-то “Премудрый пескарь”, допустим, можно было бы это хотя бы самим понять. Мол, привязано к некоему культурному наследию. А когда это абсолютно чётко вымышленный персонаж, принадлежащий компании, которая, собственно, торгует янтарём… Но самое печальное — не это, а то, что эти фигурки установлены на памятниках культурного наследия. У каждого памятника культурного наследия должен быть так называемый паспорт, где должны быть прописаны его параметры. В соответствии с законодательством единственное, что можно делать с памятником культурного наследия — это его реставрировать, но уж точно не устанавливать на него малые архитектурные формы, как «хомлинов» назвала администрация города».

Отметим, после скандала в общественной плоскости сама автор и собственник бренда «Хомлины» Наталья Шевченко отказалась от комментариев журналистам.

«Нам не хотелось бы комментировать это предложение и решение. Мы хотим вынести этот вопрос на какую-то публичную площадку. Например, на Совет по культуре или архитектуре», — сообщила Наталия Шевченко.

Странно, что собственник бренда предлагает обсуждать вопрос размещения этих фигур на Совете по культуре при губернаторе уже после того, как они уже были установлены в городе. Неужели проект «Хомлины» не проходил согласования раньше? Если этого не было, то тем более странно, что сам Андрей Ермак не удосужился этого сделать, помогая художнице продвигать свой бренд и используя при этом государственное имущество.

Чтобы установить скульптуру, да еще и на памятнике исторического и культурного наследия, надо собрать внушительную стопку документов, провести экспертизы и дискуссии со специалистами. Депутат Екатерина Королёва отмечает, что вызывает сомнения, что такие дискуссии и согласования вообще проводились.

Руководитель региональной Службы государственной охраны объектов культурного наследия Евгений Маслов в беседе с корреспондентом «Русского края» сказал, что «бумаги подписывал он лично» и никакой проблемы в нахождении «хомлинов» на объектах историко-культурного назначения он не видит:

«Не, ну, слушайте, там 12-15-сантиметровый объект. Мы анализировали способы, материалы крепления. Вреда самому объекту это не наносит. Вот, если бы там этаж надстраивали…»

Кроме того, чиновник не видит и коммерческой подоплеки в размещении бренда:

«Рекламой [размещение «хомлинов» на объектах историко-культурного назначения] однозначно не является. Однако какую-то туристическую, как модно говорить, фишку таким образом создают».

Видимо, Евгений Маслов просто не в курсе того, что подписал бумаги на размещение чужого бренда. Добавим, в официальном обращении к губернатору Екатерина Королёва просит профильные органы провести проверку и, если для установки «хомлинов» не было законных оснований, просит «оказать содействие в демонтаже скульптур».

Корреспонденты «Русского края» попытались добиться ответа на главный вопрос: не является ли размещение запатентованных «хомлинов» на объектах историко-культурного значения — рекламой коммерческого предприятия — у министра по культуре и туризму Калининградской области. Однако Андрей Ермак уклонился от ответа:

«Не будет комментария никакого […] в связи с тем, что никакого комментария не будет».

Удивительно. Видимо, министру гораздо легче комментировать данный скандал именно в религиозной плоскости, доказывая абсурдность заявления Владыки. Чем же так значим ИП Шевченко для региона, что целый министр занимается сбором документов для размещения его бренда. Почему бы, к примеру, на стенах Королевских ворот или шпиле Кафедрального собора не разместить банку “Кока-колы”, ведь один товарный знак от другого мало чем отличается?

А пока в информационном пространстве бурлит спор о том, так ли безобидны с религиозной точки зрения маленькие “хомлины”, которые красуются на памятниках истории Калининграда. “Хомлины” же делают своё дело — приносят прибыль янтарной мастерской ИП Шевченко, зазывая туристов в салон мастерской «Амбер лав». Ведь размещены они как раз там, куда туристы приходят покупать сувениры из янтаря. Сам же скандал пока идёт на пользу владельцам бренда: в защиту этих рекламных фигурок собираются проводить флешмобы. В среду, 27 марта, на “дедушку-хомлина” даже надели янтарный крест с целью его защиты от коммунистов и РПЦ, а фото “хомлина” сразу же появилось на ведущем информационном сайте региона. Чудеса, да и только!

И мало кто догадывается, что похоже ИП Шевченко ничего не заплатило в бюджет за такую дорогостоящую рекламу, а сам министр Андрей Ермак использовал своё служебное положение для продвижения частной коммерческой лавочки.

Источник — радио «Русский край»