Та самая камбала раздора.

Почему Общественная палата защищает герб нацистского гауляйтера

Новый идеологический скандал в Калининградской области

В Калининградской области набирает обороты скандал, связанный с намерениями властей одного из райцентров — Зеленоградска, изменить герб муниципального образования. Такое решение на прошлой неделе принял местный совет депутатов, после того как в представительный орган поступило коллективное обращение жителей Зеленоградска, с предложением изменить герб города. Однако против единодушного депутатского решения категорически выступили представители областной Общественной палаты, столь трепетно переживающие за сохранение исторического наследия. С подробностями корреспондент «Совершенно секретно».

СУЕТА ВОКРУГ РОЯЛЯ

Накануне летнего сезона вокруг самого топового курорта западной губернии разгорелись нешуточные страсти. Непредсказуемую, как погода на Балтике, бурю вызвало решение местного совета объявить конкурс об изменении герба муниципалитета.

«В начале апреля в адрес совета депутатов поступило обращение, которое подписали более 400 жителей, — рассказал «Совершенно секретно» глава «Зеленоградского городского округа» Сергей Кулаков. – Зеленоградцы предложили изменить герб муниципалитета. Привели свои доводы и аргументы. Согласно действующему законодательству коллективные обращения граждан мы рассматриваем в первоочередном порядке. На заседание прибыли инициаторы письма, аргументировали свое предложение. На основании этого, в строгом соответствии с действующим законодательством, и было принято такое решение».

Однако достаточно предсказуемое решение представительного органа, действовавшего в пределах своей компетенции, вдруг стало камнем преткновения и вызвало шквал эмоций. Не в самом Зеленоградске, а в областном центре. Точнее в региональной Общественной палате, представители которой посчитали, что подобный шаг является попыткой стереть историческую память территории и подрывает духовные устои края.

Спустя несколько дней в адрес местных властей поступило обращение за подписью председателя Общественной палаты региона Ольги Аринцевой, где почти в ультимативном порядке чиновников и депутатов приглашали явиться на заседание расширенной комиссии по культуре, сохранению культурного и исторического наследия с достаточно категоричной повесткой — «Зачем Зеленоградску новый герб? Жители об этом не просили».

«Не понимаю, поэтому при всем уважении к этому институту, лично я не вижу возможности участвовать в таком диспуте, — пожимает плечами Сергей Кулаков, демонстрируя обращение с несколькими сотнями подписей граждан. – Получается, что все эти подписи — фейк? Или обращение подписали жители второго сорта?»

ВТОРОЕ ДНО БАЛТИЙСКОЙ КАМБАЛЫ

Чтобы понять этимологию жаркого спора, который в один момент, вышел за пределы муниципалитета, необходимо вспомнить, что до 1945 года эта земля называлась Восточной Пруссией. Здесь жили немцы, а город Зеленоградск, называвшийся долгие годы Кранцем, получив свое нынешнее имя в конце сороковых годов прошлого века. Чуть ранее данная территория по итогам Потсдамской конференции перешла под юрисдикцию РСФСР. А позже, после развала СССР стала субъектом России.

На гербе Кранца достаточно продолжительное время красовались дубовый венок (в переводе с немецкого – кранц – Прим. ред.) и камбала, как символ рыбацкого промысла. Последнюю редакцию геральдического символа немецкого поселения провел лично перед Великой Отечественной войной оберпрезидент провинции Восточная Пруссия Эрик Кох, позже признанный нацистским преступником и приговоренный к смертной казни за преступления против человечности.

В 2003 году, когда в новой России пошла мода на геральдические символы, местный совет принял герб муниципалитета, где сохранил венок и камбалу в несколько анимационном виде.

К тому времени Зеленоградск давно уже перестал быть рыбацкой меккой Балтики. Власти взяли курс на развитие туризма и достигли в этом направлении существенных успехов.

Город преобразился на глазах, стал местом проведения ярких и креативных праздников, на которые сегодня съезжаются тысячи гостей со всего света. О Зеленоградске пишут СМИ, рассказывая о курорте не только как о замечательном месте романтического отдыха, но и как … о мировой столице уличных котов.

МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ

Именно успехи последних лет и подвигли небезразличных жителей обратиться с нестандартным предложением в совет депутатов.

Петиция, ставшая камнем преткновения, на самом деле звучит достаточно убедительно и не содержит какого-то подвоха:

«…Считаем, что герб муниципалитета должен быть не просто изящной геральдической картинкой, но и отражать сегодняшние реалии, а также вектор развития нашей малой родины.

Сегодня никто – ни жители, ни гости Зеленоградска не ассоциируют наш город с рыбным промыслом. Именно этот вид деятельности символизирует камбала на гербе округа.

Зато город четко ассоциируется не только в стране, но и во всем мире, как прекрасное место для романтического и семейного отдыха, как замечательный бальнеологический курорт, как муниципалитет, где люди с пониманием и заботой относятся не только друг к другу, но и к братьям нашим меньшим. Совсем не случайно в центральных мировых СМИ Зеленоградск называют «кошачьей столицей мира». И сегодня к нам приезжают тысячи туристов совсем не для того, чтобы поймать субтильную балтийскую камбалу, а чтобы получить позитивные эмоции от нашего гостеприимства, солнца, моря, целебных источников, и, конечно же, от общения с нашими замечательными котами и кошками…»

«В истории масса примеров, когда и города, и страны, и конкретные фамилии меняли свои гербы, — рассказал корреспонденту «Совершенно секретно» один из подписантов Сергей Куренков. – Мне бы хотелось, чтобы посмотрев на наш геральдический символ, любой житель Земли подумал: «Хочу посетить этот город». Разве это плохо? То, что мы превратили этот город в курорт, наша победа. Вот и давайте ее обозначим на щите. Будет это кот или какой-то другой символ, ассоциирующийся с нашей территорией, решит конкурс эскизов, объявленный советом. Я так понимаю после общественных обсуждений, будет выбран лучший вариант и уже на его основании к работе приступят специалисты в области геральдики».

Однако на порыв небезразличных жителей Зеленоградска, неожиданно наложился непредсказуемый аромат политического флера.

В последнее время в регионе очень обострилась дискуссия о сохранении исторического наследия Восточной Пруссии. Характер споров как обычно (в России же живем!) носит радикальный характер. Одни – западники, ратуют за сохранение духовного наследия всего, что нам досталось от немцев. Их оппоненты, которые видят везде и всюду, призрак ползучей германизации наоборот — требуют забыть, что когда-то Калининград назывался Кёнигсбергом.

Именно под эту раздачу и попали абсолютно аполитичные жители курорта, просто предложившие изменить герб своей малой родины.

«ПИСЬМО ПОДПИСАЛА. ПОВЕСТКУ НЕ ФОРМИРОВАЛА…»

Когда аргументов нет, их следует придумать. Чтобы заставить оправдываться. Видимо, исходя из этого постулата, и была сформирована повестка заседания профильной комиссии Общественной палаты.

«Я подписывала приглашение официальных представителей Зеленоградска на заседание комиссии, — сообщила сетевому изданию «Совершенно секретно» председатель палаты Ольга Аринцева. – Повестка, тоже показалась несколько жёсткой. Но ее сформулировал председатель комиссии. Я не формировала».

Председатель палаты честно призналась, что ни она и никто из ее коллег не запрашивали власти Зеленоградска о мотивах объявленного конкурса. Просто общественники сами решили, что жители города об этом власти не просили. Видимо потому, что если бы выяснилось обратное, то смысл архиважного заседания был окончательно нивелирован.

«Могу сказать обратное, — разводит руками Сергей Кулаков. – На сегодняшний день в совет не поступало ни одного даже частного обращения противников изменения герба. То, что наверняка есть и будут противники у этой идеи, не сомневаюсь. Сколько людей, столько и мнений. Просто будем общаться, обсуждать, приходить к консенсусу».

В самом городе инициаторы обращения с ехидцей задаются вопросом. За сохранение какого герба так ратуют в Общественной палате области: утвержденного нацистским гауляйтером, или последней версией, придуманной в начале нулевых? Но тогда, новодел, появившийся 15 лет назад, трудно отнести к историческому наследию. О чем собственно спор?

Не сговариваясь с руководителем муниципалитета, аналогичное мнение высказала Шумилова Наталья, которую в Зеленоградске сами жители зовут летописцем города:

«Сразу скажу, что письмо в совет не подписывала, потому как ко мне не обращались и я о нем, не знала. Узнала бы, посмотрела текст, и скорее всего, подписала бы. Жизнь не стоит на месте. Нужно смотреть в будущее. У сторонников свежих идей всегда немало противников. Никто не говорит, что нужно отвергать прошлое, но не менее важно, трезво оценивать настоящее и смотреть в будущее».

«Как специалист в этой области скажу, что по идее о гербе Кранца, нужно было забыть, когда этот город стал Зеленоградском, — пояснил «Совершенно секретно» член Всероссийского геральдического общества Юрий Лысенко. – Просто забыть и создать герб Зеленоградска. Не понятно, почему об этом не додумались тогда, но хорошо, что додумались сегодня».

Источник«Совершенно секретно»