Концерт на Красной площади. За сценой - мавзолей Ленина и могилы у Кремлёвской стены. Фото: Life.ru.

«Шоумены у мавзолея Ленина не напоминают кощунниц Pussy Riot?»

Мнение русского общественника из Таллина Димитрия Кленского

В который раз в новой России День Победы на Красной площади прошёл перед помпезно, но неуклюже задрапированным мавзолеем Владимира Ильича Ленина. И без упоминания Иосифа Виссарионовича Сталина. Возможно, в Москве с этим все смирились, не замечая явной исторической фальши.

Димитрий Кленский.

Но русские люди за пределами России недоумевают по поводу спрятанного от празднующих москвичей и гостей столицы мавзолея Ленина. Наказан и Сталин, хотя в годы той жертвенной, но победоносной войны он был главнокомандующим Вооружёнными силами СССР. Такой критический взгляд вызван, скорее всего, тем, что русские Прибалтики живут в странах, где в наши дни реанимируют побеждённый в 1945 году нацистский дух порабощения по этническому признаку.

Дискриминируемые и лишённые равных прав с титульными нациями русские и русскоговорящие жители Прибалтики переживают сегодня в «мягком (пока?) варианте» то, что три четверти века назад происходило в оккупированных Гитлером странах.

Кто и зачем переписывает историю?

Поразительно, что неизбежно возникающие по этому поводу вопросы долгое время так остаются без ответа.

Первое. Кто бы, как бы ни относился к Владимиру Ильичу Ленину, он непременно упоминаемый в издаваемых на Западе книгах, рассказывающих о ста самых выдающихся исторических личностях ХХ века. Ленин – основатель Советского государства и именно это государство защитили от нацизма и уничтожения России советские люди и Вооружённые силы СССР, состоявшие из тех самых простых советских людей. Не зря советские вооружённые силы назывались рабоче-крестьянскими – Красной армией и Красным Военно-морским флотом СССР. Но не солдаты и офицеры управляли армией и флотом. Весь мир знает, что возглавлял ВС СССР Иосиф Виссарионович Сталин. И как бы ни оценивали сегодня и его роль в истории, именно с его именем часто шли в атаку советские люди, именно под его руководством был повержен опаснейший для народов мира враг. И как тут не вспоминать Сталина в День Победы?!

Второе. Такая изоляция от всенародного и государственного праздника Ленина и Сталина и даже упоминания самого Советского Союза (сегодня принято опускать слово «советский», когда говорят о народе-победителе в Великой Отечественной войне) является переписыванием собственной истории, в частности, Великой Отечественной войны советского народа (1941-1945 годы). На этом фоне в Прибалтике у местных российских соотечественников вызывает раздражение… справедливая критика российскими СМИ прибалтийцев за переписывание истории Великой Отечественной (Второй мировой) войны в странах Прибалтики. Получается, что они берут пример с России, но, переписывая историю той войны, прибалтийские русофобы нагло героизируют воевавших на стороне Гитлера прибалтийских нацистов, их пособников, и у которых руки в крови десятков тысяч мирных жителей.

Третье. Вычленение Сталина из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов диссонирует и с пошлым отношением к ней и к празднованию Дня Победы российских либералов-русофобов. Они не только умаляют значение Победы для сегодняшней России, осуждая политизацию «Бессмертного полка», превращение его в инструмент единения населения и власти, но и агрессивно навязывают свой, выгодный Западу и конкретным врагам России, политизированный донельзя пацифизм, граничащий с изменой Родине. Но разве не замалчивание нынешней властью роли Сталина в Победе, да ещё и в дни её празднования, как раз вдохновляет тех самых ряженых пацифистов на русофобию?

Четвёртое. Драпировка мавзолея В.И. Ленина, и именно в дни государственных праздников, проведения гала-концертов, организации утех (зимой – каток) и развлечений публики особенно кощунственна и лицемерна, так как вспоминается известное изречение «А король-то голый!». Оно объясняет, что из страха или зависти за правду выдаётся то, что на самом деле не существует. Ведь всем очевидно величие Ленина, как исторической фигуры, причём даже тем, кто считает его «злым гением» или просто «злодеем».

Поражает, что считаются нормальными увеселительные мероприятия (и футбольный матч на площади, устроенный самим Сталиным – не оправдание) рядом с усыпальницей Ленина и расположенным за ним мемориальным кладбищем (могилы у Кремлёвской стены, а в ней – урны с прахом выдающихся с точки зрения Советского государства людей). И не христианин знает, как надо относиться к месту захоронения любого человека. Наконец, разве увеселительные мероприятия на Красной площади не навевают воспоминания о кощунницах Pussy Riot, осуждённых чуть ли не всем миром?

Попытки упрятать Ленина и Сталина подальше от глаз людских говорит о ненависти российских богачей и либералов-русофобов к левой идее. А значит, и к справедливости, которой жаждет население страны. Это нарушает связь времён, что губительно для любого народа. Можно усмотреть и признаки нравственного нездоровья общества и власти, которые из-за отсутствия национальной идеи в современной, утрачивающей духовность России, не способны отказаться от политизации истории.

Таково моё, высказываемое из российского порубежья отношение к тому, как воспринимают собственную историю в нынешней, тяготеющей к Западу псевдолиберальной России. Может оно не вполне точное, но говорят же: со стороны виднее, большое и великое видится издалека.

Хочется, чтобы через год, когда будут отмечать 75-летие Победы, справедливость в отношении мавзолея Ленина будет восстановлена. А также вспомнят Сталина – вдохновителя и организатора Победы. Ведь и Наполеон далеко небезгрешен, залил Европу кровью, за что она его и ненавидела. Однако, в отличие от Сталина, о французском императоре сегодня во всём мире вполне заслуженно говорят, как о блестящем полководце и государственном деятеле, одном из наиболее выдающихся деятелей в истории Запада.

Не судите, да не судимы будете

Оценка исторической роли личности никогда не была простой. Русский и советский военный историк и теоретик, генерал от инфантерии Андрей Медардович Зайончковский писал, что выдающийся фортификатор, Герой Крымской войны 1854-1855 годов граф Эдуард Иванович Тотлебен, которому установлен в Севастополе памятник, прослыл жестокими порками и казнями простых людей, будучи генерал-губернатором Одессы. Или Алексей Андреевич Аракчеев – военный министр при Павле и Александре I. Он прославился страстью к полицейским мерам, жестоким обращением с солдатами и брутальным принуждением, когда успешно осуществлял важные государственные и военные реформы – более того: при нём русская артиллерия была самая современная в мире, он же подготовил по просьбе царя секретный проект освобождения крепостных крестьян, который не был реализован.

Полезно знать, что Александр Сергеевич Пушкин писал злобные и нецензурные эпиграммы на Аракчеева, однако после смерти которого «наше всё» писал своей жене: «Об этом во всей России жалею я один – не удалось мне с ним свидеться и наговориться». Противоречивый Пушкин симпатизировал вольнодумцам декабристам, хотя оставался убеждённым крепостником, о чём напомнил советский учёный Юрий Михайлович Лотман.

Короче, оценивать историческую личность надо в полном объёме, как со всеми его недостатками, так и всеми заслугами.