Почётный гражданин Калининграда Игорь Одинцов на радиостанции «Русский край». Фото: Exclav.ru.

Почётный гражданин Калининграда о ревизионистах во власти: «Коробочка есть, а мозгов нет»

В интервью «Русскому краю» Игорь Одинцов высказался о деструктивной деятельности пятой колонны от культуры

В эфире радио «Русский край» программа «Гость в студии». В нашей студии Игорь Александрович Одинцов — бывший директор Кафедрального собора, человек поднявший его из руин, почетный гражданин Калининграда, заслуженный строитель России. Радиоведущая Екатерина Тихомирова:

— Игорь Александрович, здравствуйте! Я бы хотела начать нашу беседу с разговора о мероприятии. В августе 2019 года государственное учреждение культуры «Кафедральный собор» провело в Калининграде мероприятие «Территория мира — территория музыки». День открытия — 30 августа — проходил под лозунгом «Город не виноват». Это мероприятие, посвященное «памяти жертв бомбардировки 26−30 августа 1944 года». Поясним для слушателей, в августе 1944 года к границам Восточной Пруссии подошла Красная армия, прогнав немецко-фашистских агрессоров с территории нашей страны. Более 600 самолётов ВВС Британии и США в рамках боевой операции «Возмездие» обрушили на Кёнигсберг 500 тонн бомб. Погибло порядка 4 тысяч немецких жителей, было разрушено значительное количество зданий Кёнигсберга. Калининградцы, увидев что по центру города развешаны афиши со странным воззванием — «Город не виноват», пребывали в недоумении и возмущении. «Город не виноват» — некий плачь по Кёнигсбергу и его жителям. Вы человек, который поднял из руин собор…

— Я не согласен. Не моими руками, руками калининграцев.

— Безусловно, руками калининградцев. Игорь Александрович, вот этот плачь по Кенигсбергу, как вы считаете уместно ли проводить такие мероприятия у стен собора, который восстанавливали калининградцы?

— Меня настораживает этот факт. Не только меня он настораживает. Появляются люди, которые всеми силами пытаются сделать ревизию результатов Второй мировой войны. Причем делают наших солдат, наших офицеров, которые погибли в ходе Великой Отечественной войны, чуть ли не противниками и врагами. Появляются у нас идеологические работники, которые проводят эту линию. Вот тоже самое, это мероприятие, которое проводилось. Я лично считаю, проводилось в рамках идеологической борьбы с нами. С людьми, которые живут здесь, которые живут в российском городе. Мы всегда защищали и будем защищать.

Я что хочу сказать, я сам пережил войну. Я видел горящий Севастополь. Я видел уничтоженный Севастополь. Я несколько раз попадал в бомбежки. И для меня болезненно воспринимать те мероприятия, которые проводит, например, господин Ермак [министр культуры и туризма Калининградской области Андрей Ермак. — Прим.ред.] в Кафедральном соборе с определенной направленностью, причем, самое главное вместе с так называемой госпожой Таривердиевой [директор Кафедрального собора Вера Таривердиева. — Прим.ред.]. Ведь, будем так говорить, эта госпожа в интернете везде где только можно везде требует, чтобы мы вернули Крым.

Справка: В марте 2014 года Вера Таривердиева и еще около 140 российских кинематографистов обратились с открытым письмом к своим украинским коллегам, в котором они осудили так называемую «российскую военную интервенцию в Украине».

— Уточним, для наших слушателей, Вера Таривердиева — это нынешний директор собора. Она заняла пост директора «Кафедрального собора» после череды увольнений с этой должности — сначала Игоря Одинцова, а затем Аркадия Фельдмана. Спустя год Вера Таривердиева согласилась принять предложение с условием, которого нет в Трудовом кодексе РФ. Она сможет находиться в Калининграде всего полторы недели в месяц, так как разрывается между Гамбургом, Канзасом и Москвой.

— Я хочу сказать, она вообще интересна как личность. Она работает 2 дня в месяц — не более. В остальное время она где-то на выезде работает. То есть директор на 2 дня. Это безобразие. Ни говоря о той, идеологической работе, которая проводится сейчас в соборе. Это ни безобразие, это идеологическая борьба с нами. Это, как говорится, мина замедленного действия. И поэтому многие люди восприняли мероприятие «Город не виноват» не только резко, а довольно болезненно. Мы восстанавливали собор, восстанавливали Калининград всеми силами без денег, без министров культуры, которые в то время были. Всё было сделано. А потом пришли люди, под колпаком, которых находилась госпожа Таривердиева. Не говоря, что собор ограбили. В соборе украли станок, который специально был оставлен для ремонта органа. Украли даже ковёр, на котором мы установили кресло, где сидел Владимир Владимирович Путин. Не говоря о таком, что даже его потрет была команда убрать. Так что идеологическая направленность проявляется здесь очень просто. А самое интересное, что люди пришли на это мероприятие с плакатами, протестующие против этого безобразия, которое господин Ермак (под его руководством и госпожа Таривердиева) пытались сделали в этом соборе.

— Житель Калининграда, который стоял в одиночном пикете у входа в «Кафедральный собор» и держал в руках плакат с надписью «Не хотите помянуть жертв бомбардировки Сталинграда?». Кстати, и приезжий блогер, который также был на мероприятии, предположил, что это очередной акт покаяния перед Германией. Он сообщал, что когда со сцены начали вещать официальные лица (Андрей Ермак и Вера Таривердиева), а их речи еще и дублировали на немецком языке, он заподозрил неладное. А окончательно понять, что происходит возле собора ему помог тот самый житель Калининграда с плакатом.

— Он пришел, выразил свое и мнение людей, которые живут в Калининграде. Такие акции еще раз показывает отношение к той политике культуры, которая сейчас проводится в Кафедральном соборе. Именно к культуре. Это не только одно мероприятие, которое Таривердиева своим «талантом» провела. Не одно мероприятие. Все плакаты, все концерты…

— Но хотелось бы рассказать немножечко о настроении, которое передавалось со сцены Верой Таривердиевой и министром культуры и туризма Андреем Ермаком. Это была программа полная трагизма: стихи под музыку. Вокруг сидели дети, мамы с колясками. Но ведь, культура — это пласт, с помощью которого мы можем воспитывать новое подрастающее поколение.

— Ведь это чисто идеологическая провокация, которая сделана в соборе. Это провокация. И власти Калининграда должны сделать соответствующие выводы. Надо перед тем, как что-то делать, надо думать мозгами. Но к сожалению, коробочка есть, а мозгов нет.

— Игорь Александрович, давайте поговорим еще немножечко о территории вокруг собора.

— Это не просто территория и клочок земли. Там не просто деревья. Я хочу сказать, возникали даже дикие мысли застроить остров Канта. Она не прошла эта идея. Но сам собор, территория вокруг него — это памятник людям, которые восстанавливали наш город, людям, которые приезжали сюда после того как закончились бои, которые расчищали этот остров. На этом острове каждая организация сажала свои деревья. И срубить эти деревья, не говоря, что там парк скульптур, а он числится в государственном реестре… Ведь уничтожить это — это просто безумие. Но есть такая поговорка: «Люди не знают, что творят».

— Получается, сама эта территория и есть памятник?

— Живым памятником людям, которые восстанавливали наш город.

— Игорь Александрович, если брать собор, который был, по сути, заново отстроен, сегодня он стал символом Калининграда. Но почему-то его пытаются неким образом переобуть, переобуть в символ Кёнигсберга. Как вы к этому относитесь?

— В Кёнигсберге было очень много исторических объектов, о которых можно говорить. Был замок Кёнигсберг, который тоже пытались в 90-х годах восстанавливать. Было много других объектов. Но дело в том, если бы мы, люди Калининграда, которые и сейчас живут здесь, не приняли меры по восстановлению этого собора, его бы не было. Я всегда вспоминаю Виктора Васильевича Денисова — это бывший глава города, который принял все меры, чтобы восстановить этот собор. Вы понимаете, когда мне говорят что кто-то восстановил, средств на восстановление Кафедрального собора практически не было. Я не говорю о том, что туристы в копилку бросали копейки. И второе: армия, флот, помогли восстанавливать, люди обыкновенные рядовые люди приходили восстанавливать. Это безумие прямо. Но, ничего не сделаешь.

— Вера Таривердиева не так давно дала интервью одному из изданий Калининграда. Она высказалась о германизации Калининграда, в которой ее обвинили после мероприятия под лозунгом «Город не виноват». Она ответила, цитирую: «Хочу сказать, что я — человек свободный. Я буду здесь делать то, что считаю уместным. И если кто-то попробует обвинить меня в этой «германизации», то я со своим немцем Бахом, со своим армянином Таривердиевым просто уйду».

— Она открыла свое лицо. Вы понимаете, она открыла свое лицо, она свободный человек. Она может требовать возврата Крыма. Она может требовать что угодно.

— Возврата Крыма — Украине?

— Конечно. Требовать не одна. Такая группа — пятая колонна, мы считаем. То, что она сказала, она открыла свое идеологическое лицо. Она свободный человек, который неизвестно под чьей крышей. Она работает всего 2-3 дня в месяц, а остальное время где-то пропадает. Она не имеет специального образования реставратора, не играет ни на каком инструменте. Это вообще странный человек, который оказался в калининградских стенах. Я хочу сказать, у нас была программа «Великие русские композиторы», была программа «Великие композиторы Европы». Мы пытались донести до людей, как говорится, суть, душу этих людей. Причем истинно русских людей, которые давали воспитание народу. Но была годовщина Лермонтова. Нам не дали ее провести. Потому, что появилось новое руководство. Бывший министр культуры — Кондратьева [Светлана Кондратьева — министр культуры Калининградской области 2010-2016 г.г.]. Появились люди, которых трудно притянуть, как говорится, к культуре. У нас была программа «Музыка и медицина». Что мы делали? Мы заказывали машины, привозили людей со всей области в собор. И в соборе врачи и другие специалисты проводили лекции под музыку. Причем это было единственное мероприятие, которое проводилось в России. И даже организация, которая участвовала в этом мероприятии, получила грант. Мы говорим, даже такие вещи, что во время одного из концертов людей лечили. Все прекращено. А зачем? Ведь и так спокойно можно жить. Приезжать на 2 дня, быть свободным человеком. Но свобода имеет определенные рамки. Свобода без идеи, свобода без личной ответственности — это не свобода.

— Был такой проект — «Сердце города», который предполагал восстановление замка Кёнигсберг. Вы были одним из противников этого проекта.

— Да. Но была и попытка сделать собор не культурным центром и концертной площадкой, а каким-то идеологическим символом, она неоднократно поднималась. Та, же Кондратьева делала «Остров мира» так называемый, это безобразие , говорить даже страшно об этом. Это просто отсутствие полной идеологии…

— Вера Таривердиева уже три года находится во главе Кафедрального собора. Вот вы можете какой-то итог подвести? В каком состоянии сейчас находится само здание собора.

— Я хочу образно сказать. Больной человек лежал болел, приходили врачи, лечили его, давали лекарства, поддерживали, он начал вставать на ноги, но до конца его не вылечили. Орган, который нам подарил Путин — это «путинский» орган, на сегодняшний день его уродуют, как только могут. Причем, можно говорить это целая история, целая программа. Кроме этого, необходимо за собором наблюдать. Но если в соборе нет ни единого специалиста, хотя бы строителя, ни единого, который бы имел опыт восстановления таких зданий, говорить нечего. Каждый год, 2 раза в год должны проводиться съёмки фасадов собора. Это не делается. В общем, все, что было запланировано, не делается. Вот такой маленький пример. Сейчас в интернете прочитал, что госпожа Таривердива получила грант на акустику собора. Но это же глупость. Это еще 20 лет назад, когда мы только вели эти работы, мы узнали, что в Москве находится крупнейший специалист по акустике исторических зданий. Мы его пригласили к себе. Была издана брошюра. Она где-то там у них находится. И была выполнена работа согласна тем рекомендациям, которые были сделаны. О какой акустике она говорит? Что она понимает в акустике? Как можно лезть в тот инструмент, который делали мастера мирового класса? Я просто обращаюсь к губернатору: пусть те мероприятия, которые были по сохранению органа — подарка Путина, будут выполнены до конца. Потому, что первоначально был составлен один акт, потом составили второй акт, потом было клятвенное обещание вызвать сюда специалистов из Германии, тех, которые делали орган. Все забыли. И на сегодняшний день — эта гармошка, хорошо играет. Орган, который довели до ручки. Практически настоящих органов, которые бы звучали бы, сейчас в Калининграде нет. И подарок Путина просто взяли и опозорили. Я вот просто не понимаю, возможно, она считает себя крупным специалистом по органу.

А итоги работы, проделанной госпожой Таривердиевой — это мероприятия, которые проводятся, открывают глаза на нее как на специалиста, только и всего. Там был министр, читал стихи. Читать можно все, что угодно. Не думая мозгами, о чем говоришь. В любом случае, если он министр культуры, то он должен быть работником культуры. Если министерство культуры..

— Игорь Александрович, а Вера Таривердиева или, может быть, кто-то из министерства, говоря вообще о соборе и его техническом состоянии, обращались к вам, как к человеку, который очень хорошо с ним знаком?

— Она считает меня врагом номер один. Да, я первым поднял вопрос, о том, что представителям пятой колонны делать в Калининграде нечего, только и всего. Это русский город, город, который пролит русской кровью. А она, ну, извините, пожалуйста, свободная. Как там говорят: «Вокзал, чемодан и вперед». Это место — памятник строителям Калининграда. Большое спасибо радиостанции «Русский край» за то, что она живет жизнью нашего города, нашей области. И то, что мы говорили и о людях, о воспитании, о культурной программе. Вы помогаете исправлять то, негативное положение, которое сложилось в городе.

— Время нашей программы подошло к концу. Игорь Александрович, спасибо, вам за беседу и всего вам доброго!

Источник«Русский край»