Шеф-редактор "Sputnik Эстонии" Елена Черышева. Иллюстрация: sputnik.by.

«Считают ли каждого русского Эстонии за человека?»

Реакция русского публициста Димитрия Кленского на запрет издания "Sputnik Эстонии"

Скандалище! Из-за угрозы уголовного преследования работа редакции «Sputnik Эстонии» приостановлена, но в будущем сайт продолжит работу, заявили в МИА «Россия сегодня». И вся Эстония молчит, разыгрывают дурака премьер-министр Ратас и президент Кальюлайд. А что?

И Евросоюз умывает руки. Эстонский парламент (стоит напомнить, что Эстония – парламентская республика) вместо протрезвления и ответственности за происходящее заявляет в лице спикера Рийгикогу Хенна Пыллуааса о территориальных претензиях к России. Нарываетесь господа? В интересах Эстонии или своих кураторов-хозяев?

Политические пигмеи не понимают, что их игры могут привести к войне, к Большой войне. А население, которое также делает вид, что ничего не происходит, что «моя хата с краю», становится из-за своего безмолвия соучастником антироссийской провокации. Она сравнима с организацией властями Эстонии «Бронзовых ночей» в 2007 году, а нацистской Германией – инсценировки 31 августа 1939 года нападения Польши на немецкую радиостанцию в городе Глайвиц. Это стало поводом для начавшейся на следующий день Второй мировой войны.

Снова скажут, что не надо сгущать краски, преувеличивать. Но таких провокаций перед Второй мировой было множество. Клюнуло в Глайвице. Эстония хочет инициировать Третью? Вспомните предупреждение убитого нацистами чешского коммуниста-антифашиста Юлиуса Фучика: «Люди будьте бдительны!». Если же кто-то при этом усмехнётся и повертит пальцем у виска, то пусть помнит: хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.

За последние три года с осуждением террора против Sputnik Эстония выступили только три эстонских политика. Первым был отторгнутый этнократией от большой политики учредитель, экс-руководитель Центристской партии, бывший премьер-министр Эстонии и мэр Таллина Эдгар Сависаар, который всегда выступал за нормальные отношения с восточным соседом. Вслед за ним – социал-демократ, бывший министр культуры ЭР Яак Аллик. И, наконец, в первый день Нового года – представитель левого крыла Центристской партии (сегодня её лидер – русофоб, глава правительства Юри Ратас) Оудекки Лооне, получавшая ранее нагоняй от Ратаса за интервью Sputnik Эстонии 9 мая 2019 года.

Из русских политиков отличились центристы – демонстрирующая лояльность этнократии и предавшая интересы дискриминируемых местных русских жителей Мария Юферева-Скуратовски и депутат местного самоуправления в Таллине Всеволод Юргенсон. Первая, в прошлом журналистка, сегодня известная симпатией к политикам-русофобам, а также тем, что не советует ехать президенту ЭР Кальюлайд в Москву на празднование Дня Победы 9 мая 2020 года, заявила: «Мне лично не нравится и не интересен этот канал, но я за свободу прессы». Второй, вечно ратующий «за мир во всём мире» пишет: «Если мы утверждаем, что распространителю враждебной нам информации легко нас ранить, то покажем свою слабость и страх, содействуя этим недружественным силам». И то, и другое – из одной оперы: и нашим, и вашим.

Но нашлись среди русских и русскоязычных жителей и более смелые критики, не побоявшиеся высказаться в защиту Sputnik Эстония ещё до её закрытия/тайм-аута. Рассуждая как-то отвлечённо, произвол эстонских властей всё же осудила европарламентарий от Центристской партии Яна Тоом: «Мне непонятно, что послужило триггером всей этой ситуации, потому что ничего ведь не изменилось. Sputnik работает несколько лет. Их никогда не ловили на том, что они сделали что-то плохо и неправильно. Это просто перенос отношения к России на Sputnik». Юрист-правозащитник, руководитель НКО «Русская школа Эстонии» Мстислав Русаков впервые сталкивается с таким конфликтом: «Поэтому, что делать в данном случае, сказать сложно. Понятно, что надо как-то свои права защищать. Нужен какой-то судебный процесс, который бы расставил все точки над «i»». Кстати, доведение дела до суда было бы поучительным в любом случае. Выиграешь дело – позор эстонскому государству, проиграешь – двойной позор: эстонскому правосудию и эстонскому государству, да всему Западу, который своим политическим мошенничеством невольно расшатывает основы своего цивилизационного мироздания, скреплённые культом силы.

И, наконец, самым смелым и принципиальным было заявление одного нашего журналиста (имя называть не стану, так как не успел испросить на то разрешение у автора). Смысл сводился к призыву коллеги подвергнуть и его аресту за внештатную работу на Sputnik Эстония. Было также сказано, что было бы интересно посмотреть на Европу с её приверженностью к своим ценностям, если бы были арестованы сотрудники Sputnik Эстония и все те, кто за четыре года давал этому агентству интервью, выступал в его радиоэфире или видеостудии.

Я тоже имел контакты со «Sputnik Эстонии» и готов занять такую же позицию, дабы надменность и спесивость государственных мужей Эстонии была видна всему миру. Но почему молчат молодые, уже утвердившиеся в профессии «русские» журналисты? Струсили? А ведь могут стать героями повести нового Довлатова – «Комромисс-2».

Несколько озадачила и позиция сотрудников, особенно журналистов Sputnik Эстония: почему они, кроме флешмоба, посвящённого свободе слова, не высказались более определённо, в частности, не ясно, всё-таки, чья была инициатива расторгнуть трудовые договора: таллинского коллектива или московского руководства?

Впрочем, не верю я в Европу, когда речь идёт о защите прав человека в отношении русских. Потому что всё ещё не забывается высказывание эстонского поэта Хандо Руннеля начала 90-х годов: «Сначала – права эстонцев, потом – права человека». И ещё не ясно, считают ли каждого русского Эстонии за человека? Реально, а не лицемерно, на словах, как это сделали руководители Эстонии в новогодних интервью и поздравлениях.