Карикатура о будущем ЕС в чешской прессе. Фото: Svobodneplzensko.cz.

«ЕС рухнет внезапно и неожиданно. Как это было с Советской империей»

Польский еженедельник „Najwyższy czas!” опубликовал статью о скором крахе Евросоюза

Европейский союз — это большой молох, чьи действия никто не контролирует. Некоторые евросоюзные чиновники имеют избыток работы, а другие – играют в карты на компьютере от скуки. Здесь нет профессионального управления трудом. Это происходит потому, что этих людей просто нельзя уволить (говорят, что даже если кто-то пьяный придёт на работу). Нет мышления в категориях экономической эффективности компании. Если бы кто-то сделал хороший аудит, то оказалось бы, что нужно уволить по крайней мере одну треть чиновников ЕС, а может и половину. 

Кроме того, всех защищают профсоюзы, которых в самом Европейском парламенте несколько. В результате этого здесь всё забетонировано. Что ещё хуже, работая в учреждениях ЕС, бюрократ занимается практически виртуальной реальностью, которая рано или поздно доберётся до обычных людей. Доберётся после многих лет (когда закон ЕС вступит в силу в стране — члене ЕС), когда такой чиновник естественно забудет, что вообще занимался такой темой. Поэтому большинство европейских бюрократов по своей сути не может быть вовлечено эмоционально в свою работу. Они просто не могут в разумные сроки увидеть эффектов своего труда.

– Люди, работающие в Европейской комиссии, особенно на более низком уровне, часто работают над какими-то проектами, которых в целом увидеть и знать не могут. Это так же, как у Оруэлла. Они получают какой-то отрезок, к которому необходимо что-то добавить, – говорит один из чиновников, который хочет сохранить анонимность. – Например, взять выступление Могерини (Федерика Могерини — верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности. «НьюсБалт»). — Это не так, что глава кабинета сел вместе с ней и выступление в Китае написал с парнем от Китая. Нет. Это просто какой-то набор текстов, который половину подготовила Еврокомиссия, а другую половину офис Могерини. Парень по правам человека говорит, что нужно вставить абзац о правах человека, другой скажет, что под Шанхаем убили корову, поэтому нужно упомянуть о зверских убийствах животных. Чиновник от нефти вставит кусок о нефти.

В результате выходят такие выступления еврокомиссаров, написанные чиновниками, где нет никакого смысла, а только негодный ни к чему набор фраз. И все эти 5 копеек от каждого создаются по принципу, что «Евросоюз есть супер», и все должны от Европейского союза учиться. А если не будут учиться, не будут им отменены визы или торговые барьеры.

На самом деле это порочный круг, потому что нет такой возможности, чтобы политик в ЕС имел свое чёткое понимание, глубоко продуманный план. Потому что даже если бы такой план существовал, то никогда он не будет реализован. Почему? Потому что такой европейский политик является заложником всяческих подкомиссий, единиц, которые ему отправляют вещи, о которых нужно сказать.

Само же трудоустройство высших европейских чиновников (читай: высоко оплачиваемых) проходит, конечно, не по соображениям компетенции или опыта. Это должности политические. Например, если речь идёт о трудоустройству людей для кабинетов комиссаров Европейской комиссии, то тут доходит до сделок между МИДами стран ЕС. Там нет случайности. В рамках системы сотрудница администрации в яслях может быть назначена на должность, где занимается тяжёлыми международными вопросами.

Также несправедливо распределены должности между странами-членами. Польша не имеет пропорционального представительства среди европейских чиновников, потому что сразу после вступления в ЕС очень много поляков было нанятых на самых низких административных должностях. Поляки максимум могут принимать решения отправлять письмо как заказное или обычное. Больше ничего. Правда, это меняется, но очень медленно. Когда председателем Европейского совета стал Дональд Туск, то Польша не получила, по крайней мере, несколько высоких чиновничьих должностей. Кроме того, поляки занимаются делами без большого значения. Например, в Европейском парламенте не получают важных комитетов. Комитеты экономические, финансовые или внутреннего рынка оставлены для немцев, французов или итальянцев.

Сам Европейский парламент- это два мира: политический и административный. Мир политический — это головная боль для мира администрирования. Евродепутаты считаются украшением, которое меняется каждые пять лет. Это администрация правит всем, а не политики (хорошо эту проблему описал бывший евродепутат Марек Мигальски в своей книге «Парламент антиевропейский»). Из политиков в Европейском парламенте может править только председатель, глава христианских демократов, глава социалистов и несколько глав комитетов, которые там уже много лет и знают друг друга как облупленные.

В общей сложности это не более, чем 20 человек. А всем управляет администрация, которая говорит, что можно, а чего нельзя. Даже если евродепутат соберёт какую-то инициативную группу, то без поддержки глав фракций администрация это заблокирует, говоря, что это не удастся сделать, потому что то или потому что се.

В свою очередь, высокая заработная плата для евродепутатов — это коррупция в белых перчатках, чтобы не мешали. Если средний евродепутат, которого избрали в ЕП имеет сознание, что это его первый и последний срок, это для такого человека лучше быть в большой политической группе, потому что там у него будет доступ к привлекательным поездкам в страны Карибского бассейна, в Азию или Австралию, оплачиваемые налогоплательщиками, у него будет доступ к конференциям, организованным группами интересов. Такой евродепутат пойдёт на ужин за несколько тысяч евро, оплаченный промышленным лобби, которые решит таким образом свои интересы, несколько человек убедит, а депутат радуется, что у него есть, что поставить на свой веб-сайт и в годовой отчёт, и, кстати, ещё узнает несколько человек.

– Это всё развалится, но только после того, как разрушится весь Евросоюз, раньше никак, – считает мой собеседник.

Пока только евродепутат Януш Корвин-Микке на каждом выступлении на форуме Европейского парламента повторяет, что Европейский союз должен быть уничтожен. Отсюда и вопрос — когда Евросоюз рухнет? Я думаю, что это произойдёт относительно внезапно и неожиданно – совсем как это было в случае Советской империи.

12003167_10207314780649377_3493719684970591374_n

Об авторе. Томаш Цукерник (Tomasz Cukiernik) — польский публицист, регулярно сотрудничает с еженедельником „Najwyższy czas!” на экономические темы. По образованию — юрист (изучал право в Силезском университете в Катовицах). 

 

 

 

Источник„Najwyższy czas!” 

ПереводПольский культурный центр в Калининграде