Истерика и Америка

По большому счету, если уж постараться быть абсолютно объективным, никакой остроты в визовом вопросе у нас не существует.

Можно подумать, Владимир Путин открыл Америку, заявив, что Россия не будет добиваться отдельных визовых льгот для Калининградской области. Можно подумать, раньше Россия просила Евросоюз о визовых привилегиях для нас, а теперь вот перестала просить. Но не было этого никогда, и никакой новизны в такой позиции государства нет. То есть, нет тут никакой Америки.

Можно подумать, что Евросоюз готовился ввести в отношении Калининградской области безвизовый режим, а бессердечный Путин взял и отказался от столь щедрого подарка. Но что-то не припомню я, чтобы чиновники Евросоюза делали подобные заявления. Наоборот, всегда подчеркивалось, что никаких льгот отдельно взятым регионам предоставлено быть не может. Но если официальная позиция ЕС и официальная позиция России идентичны, тогда почему возникла истерика?

А ведь она возникла. Путина объявляют чуть ли не врагом жителей Калининградской области, предрекают рост сепаратистских настроений. Даже члены «Единой России» публично проклинают лидера своей партии и, не исключено, готовятся публично уничтожить партбилет. Думаю, единственное, что пока их останавливает – отсутствие методики уничтожения. Партбилет ведь пластиковый, его не съешь, не порвёшь, разве что можно засунуть кое-куда.  

Давайте попробуем разобраться, оправдана ли эта истерика, и имеет ли под собой основания возможная манифестация разочаровавшихся в своем лидере калининградских единороссов с засунутыми кое-куда партбилетами?

Я не буду рассматривать мотивацию тех, кто испытывает идиосинкразию к премьер-министру, с ними как раз всё понятно – они считают, что Путин ворует, ест детей и озабочен только тем, как высосать всю кровь у калининградцев. Это основа их мировоззрения, краеугольный камень их картины мира, религия, если хотите, и пытаться как-то переубеждать таких людей бесполезно. Да и не надо, ведь у нас свободная страна, и каждый имеет право на свои мысли и свободное их выражение.

Но почему же впали в истерику вроде бы вменяемые люди? Конечно, можно предположить, что на них так повлияла небывалая в Калининграде жара, но я всё же склоняюсь к версии, что люди просто не выяснили суть вопроса. Повторяю, заявление Путина не несёт в себе никакой новизны, никто не собирался калининградцам дарить безвизовый режим, и соответственно, никто от него не отказывался. Просто как всегда спутали кислое с горячим, посчитав, что заявление премьер-министра относится к программе приграничного сотрудничества, и что Россия не будет в ней участвовать.

Свою лепту в раздувание истерики внесли и московские журналисты, которые уверены, что знают всё на свете, и в очередной раз сели в лужу. Но как следует из комментариев официальных лиц – пресс-секретаря премьер-министра и калининградского губернатора, отказываться от приграничного сотрудничества никто не собирается, процесс идёт, и в ближайшее время соглашение об этом должно быть подписано.

Вроде бы вменяемые и компетентные люди на полном серьёзе спрашивают, почему, дескать, Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют визовые преференции, а Калининградская не может их иметь. Поясню, что тут подразумевается получение жителями этих субъектов Федерации шенгенских многократных виз без особых проволочек, в частности, в генконсульстве Финляндии. Это действительно так, но позиция России тут не причём, никаких льгот наше государство питерцам не предоставляло и ни о каких льготах не просило. Визовые преференции жителям Северной столицы дала Финляндия, и сейчас вроде бы по этому пути идёт Эстония.

Мотивы, почему это было сделано, очевидны. Жители Санкт-Петербурга выезжают за границу на отдых и шопинг, они оставляют там значительные средства, которые совсем не лишние для экономики соседних стран. Финляндия и теперь уже Эстония, отказываясь от лишней бюрократии, таким образом увеличивают туристический поток. Совершенно чёткая прагматичная позиция.

Калининградцы тоже выезжают в соседние Польшу и Литву для отдыха и покупок. Но генконсульства Литвы и Польши строго соблюдают шенгенские правила, требуя от претендентов на визы предоставления всех необходимых документов. Почему наши соседи руководствуются не прагматичной логикой привлечения как можно большего количества туристов, а какой-то иной, вот, честное слово, непонятно.

Непонятно, что мешает выдавать всем желающим многократные шенгенские визы на долгий срок без приглашения и подтверждения оплаты гостиницы. Неужели там думают, что калининградцы, годами приученные к недорогим, но уютным польским и литовским отелям, будут ночевать под мостами? И неужели соседи считают, что если они дадут нам поблажку, то мы ринемся на нелегальные работы?

В общем, в визовом вопросе мяч всегда был на сопредельной стороне, всё зависит от доброй воли руководства Литвы и Польши, и даже с Евросоюзом этот вопрос им согласовывать не надо. Почему этой доброй воли нет – вот об этом и надо говорить, а не перекладывать ответственность на Путина, который в данной проблеме уж точно не виноват. По большому счету, если уж постараться быть абсолютно объективным, никакой остроты в визовом вопросе у нас не существует.

Проблема возникает только в одном случае, если кому-то надо срочно (то есть прямо сейчас) поехать в Россию, Белоруссию и Украину наземным транспортом из-за непереносимости полёта или слишком высоких цен на авиабилеты. В этом случае билет на поезд не купить, так как это возможно только за сутки, и на машине не проехать. Если такой срочности нет, то консульства, как правило, всегда идут навстречу и оформляют транзитные визы. Во всех остальных случаях мы, жалуясь на визовые проблемы, давайте признаемся откровенно, немного лукавим.

Да, мы вспоминаем, как еще пять лет назад свободно выезжали в Миколайки, Сопот, Ниду и Клайпеду, и негодуем, почему сейчас такой свободы уже нет. Возмущаемся, что вынуждены чуть ли не унижаться в консульствах, доказывая необходимость получения виз, что должны рассказывать пограничникам с какой целью и куда едем, и не дай Бог цель нашей поездки не будет совпадать с кодом визы – не пустят и опозорят.

Вот это больше всего злит и раздражает. Вот эта невозможность свободно выехать туда, куда хочется и когда хочется – и есть суть пресловутого калининградского визового вопроса. Лукавство же заключается в том, что кто хочет свободно ездить, тот находит возможность сделать себе визу (за деньги ли, по блату ли или еще как) и ездит. А тот, кто пять лет назад не покидал пределы области, тот и сейчас сидит дома. Однако всё равно возмущается отсутствием гипотетической свободы передвижения, впадая в нервное состояние и проклиная премьер-министра и партию «Единую Россию».

Но, как сказал тот же Путин несколько лет назад, правда, по другому вопросу, истерику на этот счет пора бы прекратить.