«Большевизация» литовского банка «Snoras»: скандинавы против русских?

Литовский собкор «NewsBalt» Валерий Мокрушин предлагает взглянуть на скандальную историю с лопнувшим «самым народном» банком Литвы с этнической точки зрения.

Такого в Литве ещё не было: власти объявили о национализации банка «Snoras». Событие из ряда вон. Нет-нет, это не первый случай, когда финансовые учреждения терпят крах. В первые годы независимости новые банки открывались едва ли не в каждом городе, включая глубоко провинциальные, и так же легко уходили в небытие.

Однако «Snoras» — совсем другая история. Да, он тоже был одним из первых в стране, начинал робко в столице, и, только почувствовав почву под ногами, широко развернулся по городам и весям. Именно его мобильные стекляшки (фирменное ноу-хау — сборные павильоны на два рабочих места с обязательным банкоматом, функционирующим круглые сутки) стали самыми популярными в Литве, так как из-за многочисленности находились всегда под боком. И это было серьёзным преимуществом перед конкурентами, представленными в основном зарубежными (преимущественно скандинавскими) банками, устроившимися в шикарных дворцах в городских центрах и поставивших дело на солидную ногу, с множеством обслуживающего персонала и едва ли не с швейцарами у входа. Сюда же можно было забежать после работы, даже не снимая спецовки, с маленьким ребёнком и даже с собачкой, шумной студенческой ватагой и сопровождая немощную старушку — словом, по демократичности порядков, по доступности у него не было соперников. Клиентами (а их у него значились десятки тысяч) его были, прежде всего, люди с небольшими доходами, пенсионеры, студенты, только начинающие определяться во взрослом мире.

Во вторник, 15 ноября, появилась первая информация о проблемах в «народном» банке, а уже в среду сноровские стекляшки штурмовали толпы взволнованных граждан, обеспокоенных судьбой своих вкладов. Ажиотаж вскоре спал: правительство разъяснило, что всё остается по старому, все счета действительны, операции начнутся в рабочем порядке в понедельник и беспокоиться, по сути, не стоит. руководитель Национального банка Витас Василяускас также заверил: ситуация полностью под контролем.

Паника прошла, но серьёзные вопросы остались. Ещё в старину подметили: хорошо то, что удачно кончается, а в этой истории до конца ещё далеко, тем более до счастливого. А казалось, так чудесно всё начиналось! Четыре года назад «Snoras», который до того звёзд, что называется, с неба не хватал, приобретают новые владельцы, и именно они придают ему заметное ускорение, которое и выводит его в число ведущих. Все сделки выглядели безукоризненными с точки зрения закона. Банк Литвы, контролирующий финансовую сферу, не возражал против сделки. По мере того, как «Snoras» расправлял плечи, скандинавам становилось грустно: клиентура плавно перетекала к конкуренту, поскольку за счёт оптимизации процесса предоставлял более выгодные условия. И, казалось, перед дерзким выскочкой открываются светлые горизонты. Но полёт прерван на самом подъёме.

Какие серьёзные причины заставили власть принять революционные, более того — «большевистские меры», поставить под удар десятки тысяч не самых богатых граждан?

На многочисленных пресс-конференциях представители правительства, включая премьера Андрюса Кубилюса, не устают говорить о многочисленных нарушениях, допущенных руководителями кредитного учреждения: тут и «гиблые» кредиты, и пропажа ценных бумаг, и злоупотребления должностными полномочиями, отчего капитализация банка существенна упала. Вскрылись якобы и старые грехи: новые владельцы, оказывается, приобрели банк на деньги, заработанные не совсем честным способом…

Грехов много, и все страшные, и сведущие люди считают, что и одного было бы достаточно, чтобы потерпеть полный крах. Однако, по словам председателя правления Раймондаса Баранаускаса и его заместителя Наглиса Станцикаса, банк регулярно проверялся контролирующими органами и ничего криминального не обнаружено, банк действовал успешно и в рамках закона. Кстати, оба руководителя сейчас находятся за границей, а Станцикас даже отказался назвать своим респондентам страну, в которой находится – на всякий опасный случай. А специалисты утверждают: такого компромата можно накопать даже в «Bank of America», поскольку в этом специфическом бизнесе трудно, если вообще возможно обойтись без рисковых кредитов, без движения ценных бумаг, за которым не поспевает статистика.

Истинные причины большевизации «Snoras» — без сомнения, самая горячая тема местных масс-медиа, на слуху политологов и финансистов, да и рядовым гражданам тема далеко не безразлична. Ведущая ежедневная газета «Lietuvos rytas» выходит с «гвоздем» под безапелляционным заголовком «Указ: растоптать литовские банки». В этом и в некоторых других материалах высказывается догадка, что скандальное обрушение – в интересах скандинавских конкурентов, то есть налицо зачистка площадки под новое «строительство», в котором кто-то из правящей элиты может быть кровно заинтересован. В том, что акция планировалась загодя и выводы и меры мало зависели от итогов инспекторских проверок, говорит хотя бы такой факт: на первой пресс-конференции объявлено, что временным администратором уже назначен «варяжский гость» Симон Фрикли, сотрудник одной известной европейской консультационной фирмы, с огромным даже для финансиста окладом. А ведь найти толкового администратора, ввести в курс дела и получить его согласие на переезд в незнакомую страну с чужим языком – дело непростое, требующее немало усилий и времени. Что интересно: всё это делалось за спиной владельцев и дирекции банка, для которых, по словам Баранаускаса, решение властей – как июльский снег на голову и которым даже не дали возможности объясниться по обнародованным на пресс-конференциях нарушениям. Здесь, видимо, следует заметить, что «Lietuvos rytas» не только сведущий орган, но и заинтересованный, поскольку «Snoras» через дочернюю фирму управляет третьей частью акций ежедневника.

Представители национального банка Литвы в качестве положительного примера приводят Латвию, где нечто подобное произошло также с одним из ведущих банков «Parex», там назвали эту процедуру просто «санацией».

Однако успех (а успех ли?) соседей не может являться гарантией того, что и у нас всё будет окей. А тревожные звоночки уже есть: после объявления о смене хозяев клиенты стали лихорадочно забирать вклады, опасаясь, несмотря на заверения властей, за их сохранность. И, потом, кто захочет вообще иметь дело с компанией со скандальной репутацией? Пусть дела наладятся, пусть он вернёт позиции, но слушок, неприятный осадок останется. А почему бы в качестве примера не взять, допустим, Англию или Францию, где тратят большие миллиарды для поддержания банков, попавших в беду, причем до национализации дело доходит исключительно редко?

Есть и ещё один момент, который в титульных, национально ориентированных масс-медиа остаётся как бы за кадром. Момент на первый взгляд несущественный и касается этнической составляющей владельцев «Snoras». В пику известному выражению о капитале, который не имеет национальности, в Литве банк называли «русским», потому что почти две трети капитала принадлежали компании, контролируемой россиянином Владимиром Антоновым. То, что у власти в Литве патологическое неприятие всего российского и в значительной мере русского, мы уже не раз отмечали, как называли и лозунг, являющийся программным на долгие (надеюсь, не навсегда) времена: «Не пустим Ивана!» — к трубе, к приватизации, к строительству, к железной дороге и пр.

Думается, далеко не случайно серьёзные проблемы появлялись в свое время у Юрия Борисова, совладельца авиаремонтного завода в Каунасе, вынужденного в суде доказывать свою невиновность в получении литовского гражданства. Виктора Успасских, бизнесмена из Кедайняй и лидера партии труда, вот уже который год таскают по судам из-за нарушений учёта в партийной бухгалтерии (опять же – это встречается сплошь и рядом и только лидера популярного политического движения — сейчас оно прочно удерживает третье место, опережая правящих консерваторов и угрожая вообще оставить их на мели) и грозятся надолго упрятать в тюрьму, подозревая его также в тайных связях с Россией, руководствуясь простой формулой — ну какой русский не представитель пятой колонны! А настоящая война правительства с российским концерном «Газпром», желание отобрать у дочерней компании «Lietuvos dujos» газовые сети и изгнать из правления московских представителей, она тянется не один год и достигла в эти дни апогея? А сложности транзита через Литву и драконовские железнодорожные тарифы, отчего калининградский порт теряет грузоперевозчиков? А политика «мягкой» (это когда мягко стелют, да жёстко спать) ассимиляции национальных меньшинств, закрытие русских детсадов и школ?

Будем справедливы: в этом стремлении построить этническое государство Литва не одинока, подобные параноидальные идеи разделяют политики в Латвии и Эстонии. Вспомним: банк «Parex» ведь тоже принадлежал этническим россиянам. Случайность? Не слишком ли много совсем не обязательных случайностей?

Это первое, что навевает история с литовским банком. В ней пока много неясного, противоречивого, пролить свет на темные моменты обещал по возвращении из-за границы теперь уже бывший председатель правления Баранаускас (это тёпленькое местечко тоже досталось засланному казачку Фрикли). Однако уже сейчас можно сказать точно: революционные методы управления экономикой во все времена обходились стране боком, и особенно это актуально в период глобальных финансово-экономических катаклизмов, которые мы сейчас переживаем. Вот и первые результаты: 15 ноября заметно упали биржевые индексы акций банковского сектора стран Балтии. По мнению аналитиков, вред банковскому сектору нанесла распространенная региональными СМИ информация о возможных обысках в одном из крупнейших литовских банках, пишет портал литовской газеты «Verslo žinios». Может быть, речь о «Snoras»?