Фото:

«Нонсенс и позор!»: Почему МИД России больше жалует соотечественников без гражданства РФ?

Председатель Клайпедской ассоциации российских граждан Анатолий Лавритов подверг резкой критике подход отечественной дипломатии к гражданам России, проживающих за рубежом.

Как известно, международное право оперирует такими понятиями, как «государство» и его «граждане». По Конституции РФ, Россия «гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами» (ст.61 ч.2). Что же касается «российских соотечественников», не имеющих гражданства России, то их правильнее называть соотечественниками Союзного государства, продолжателем обязательств которого Российская Федерация является и в настоящее время.

Подразумевая не только СССР, но и все последующие трансформации на постсоветском пространстве — в виде Союзного государства России и Белоруссии и вновь созданный Евразийский Союз, Россия в межгосударственных переговорах получает право арбитра при разрешении всяческих разногласий. Россия должна ввести в межгосударственный правовой оборот это понятие — соотечественник союзного государства, тем более, что оно фактически законодателем описано в законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Такое разграничение категорий соотечественников пойдёт на пользу действующим структурам «Русского мира» и снимет напряжённость в отношениях между НПО соотечественников в разных странах. Но самое главное будет состоять в том, что приобретение статуса «соотечественники союзного государства» придаст им силы в борьбе за свои права и разумное использование доставшегося от СССР достояния.

Этимология понятия «соотечественник» проста – человек, имеющий общее отечество с кем-либо! Но в последнее время оно приобрело особое звучание с определением «российский»! В России слово «Отечество» всегда носило характер высокопатриотичного понятия. Достаточно вспомнить дореволюционное словосочетание «За Веру, царя и Отечество!», а также исторические определения войн: «Отечественная 1812 года» и «Великая Отечественная 1941-1945 гг.»

И вот мы сталкиваемся с понятием о людях с особой судьбой после геополитической катастрофы ХХ века – прекращения существования великого и могучего государства – Советского Союза!

Это событие отразилось на людях разных возрастов, поколений и убеждений, на людях разных народов и национальностей, на привычных им государственных образованиях, на всех системах их жизнеобеспечения. Фактически 20 лет назад люди сами разрушили привычный уклад своей жизни на громадных просторах бывшей Российской империи и Советского Союза. А вот эти понятия только из характеристик государственных устройств в общем для всех Отечестве.

К концу 90-х годов в России учёные и государственные мужи поняли, в каком трудном положении оказались миллионы бывших граждан СССР – соотечественников уже не существовавшего, но, по-прежнему, незримо соединявшего всех государства.

Россия первой из государств — осколков СССР — на законодательном уровне определила своё отношение к соотечественникам. Имеется в виду федеральный закон 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», в котором фактически было дано геополитическое понимание проблем эмиграции людей из Российской империи и Советского Союза. Не забыты и их потомки.

В законе присутствовал и продолжает присутствовать подтекст понимания, прощения и примирения народов империи и Союза на основах духовности и родства, продолжения традиций предков, которые не ассимилировались, сохраняя свою национальную идентичность и культуру, — всех качеств и особенностей, присущих русской цивилизации и русскому миру. Особенно важным это становится перед новыми испытаниями современности.

Из сказанного вытекает, что длительное совместное проживание народов, создававших свои трудом всё, чем пользуются нынешние поколения: различные производства, энергетика, транспорт и связь, города и поселки на осваиваемых просторах родины, наука, культура. искусство, литература и театр включается во всенародное достояние, которое никак не разделить на крохотные дольки.

А если это достояние союзного государства, то граждане такого государства вправе им пользоваться и научить использовать последующие поколения. И только от государства – правопродолжателя зависит, осуществимо ли это в последующем. Вот мы и приходим к сегодняшним реалиям.

Российская Федерация – правопродолжательница существовавшего союзного государства (Советского Союза), состоит в договорных отношениях с Белорусской республикой о совместном строительстве нового Союзного государства, да ещё и активно участвует совместно с другими государствами на постсоветском пространстве в интеграционных процессах и создании Евроазиатского союза. А это значит, что бывшие граждане СССР были и остаются для России не только объектом влияния, но и фактором успеха усилий будущих судьбоносных событий.

Наберусь смелости сказать, что не имеющие российского гражданства соотечественники в настоящее время оказались организационно в лучшем положении, нежели те, кто чётко обозначен в качестве безусловных соотечественников – граждане России в зарубежье.

Прошли три конгресса российских соотечественников, созданы и действуют Всемирный координационный човет российских соотечественников и правительственная комиссия по делам соотечественников, при посольствах России в разных странах функционируют координационные или просто советы российских соотечественников из представителей многочисленных организаций и объединений со статусом неправительственных общественных организаций (НПО).

Стройная система представления интересов людской массы из десятков миллионов человек подпитывается преимущественно функционерами, которые гражданства России не имеют. И это на протяжении многих лет, как будто нет демократических процедур избрания, ротации и привлечения молодежи к работе с ними.

Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество при поддержке Московского дома соотечественников и фонда «Русский мир» худо, бедно ли, но оказывают поддержку за счёт российского налогоплательщика многим инициативам и проектам российских соотечественников, не имеющих… гражданства РФ. Нонсенс!

А ведь по учёту МИД РФ с его консульской службой за пределами России постоянно проживает более 1,8 миллиона российских граждан, которые по законам государств постоянного проживания могут объединяться в ассоциации для разрешения своих проблем, в том числе и связанных со своим государством. Но… Таких объединений (ассоциаций) катастрофически мало, опыт и результаты их деятельности, без какой-либо поддержки со стороны родного государства, никому не интересен. Более того, ни генконсульства, ни посольства РФ, знающие о существовании таких самодеятельных и легитимных организаций (без права на какие-либо политические акции), не имеют практической возможности оказать поддержку в осуществлении их неоднозначных проектов. Не позволяют ведомственные инструкции, в которых подобные случаи не оговорены.

И это в то время, когда в Израиле проживают почти 300 тысяч граждан России, многие из которых имеют статус ветеранов Великой Отечественной войны, локальных войн, «афганцев», «чернобыльцев» военных и обычных пенсионеров, тесно связанных с союзным государством. Они объединены в землячества и по другим интересам, но не по основному – принадлежности к гражданам РФ. В Эстонии и Латвии проживают более 160 тысяч граждан России, но только в Эстонии есть несколько «союзов российских граждан», не особенно жалуемых посольством и генконсульствами.

И только в Литве имеются три ассоциации российских граждан, руководители которых входят в Прибалтийский Совет российских граждан. С момента создания им руководил ушедший в этом году из жизни Мещеряков Валентин Васильевич, хорошо известный в Русском мире подвижник и борец за права всех соотечественников Союза ССР. Многие его задумки по законодательному закреплению прав соотечественников, и особенно граждан России в зарубежье, осуществить не удалось.

Есть надежда, что рано или поздно, но российские государственные деятели поймут необходимость иметь при посольствах и консульствах общественные организации из российских граждан, которые бы помогали налаживать отношения с НПО стран пребывания, консультировать их по вопросам российского и местного законодательства, оказывать практическую поддержку в осуществлении государственных программ по содействию добровольному переселению в Россию, обучению иностранных студентов в российских ВУЗах, проведению массовых мероприятий в связи с памятными для всех датами.

Пока же российские граждане в зарубежье фактически отодвинуты от этих забот своих чиновников, как и от участия в организации и проведении выборов в Государственную Думу и президента Российской Федерации. Где же покровительство, гарантированное Конституцией РФ?

В заключение хочется отметить большой потенциал, заложенный в Движении соотечественников как союзного государства, так и конкретной Российской Федерации. Необходим пересмотр многих позиций и представлений вчерашнего дня, так как жизнь заставляет видеть перспективы, работать на будущее.

Недавно меня попросили ответить кратко, что необходимо сделать для изменения положения в Движении соотечественников. Я ответил пространно: «Заставлять государственные органы любой страны "изменять ситуацию с их соотечественниками" нереально, так как государство считает, что оно определилось с проблемами и способами их решения. А миллионы людей, о которых государство, якобы, заботится, могут и не знать об этих "титанических" усилиях».

Генеральный консул РФ в Симферополе (на Украине) — вроде бы опытный дипломат — договорился до того, что одни организации соотечественников на Украине угодны его службе, а другие нежелательны, так как будто созданы «провокаторами»! Такой подход — позор для российской дипломатии!

А их сказанного следует вывод:

Если число самодеятельных организаций российских соотечественников превышает число опекаемых и поддерживаемых, то следует в рамках Русского мира самоорганизоваться, устанавливая не столько вертикальные связи и отношения, сколько горизонтальные со своими организационными формами координации и взаимного информирования. Это, безусловно, заставит государственные институты России учесть недостатки нынешней работы с соотечественниками и перестроить всю работу с соотечественниками в зарубежье.

Всё это в равной мере относится ко всем категориям соотечественников без учёта их национальной составляющей. Соотечественники союзного государства в будущем могут оказаться влиятельной силой с богатым опытом организационной работы и консолидации усилий на общественно-значимые цели.


P. S.

Данное обращение опубликовано на блоге президента России Дмитрия Медведева в рубрике «Соотечественники».