Политолог: Ударяя по памятникам, польский философ целится исключительно в своих сегодняшних политических оппонентов

Российский политолог Владимир Абрамов из калининградского университета им. Канта ответил на статью польского философа из Варшавского университета Богдана Дзёбковского, считающего, что инициатива правительства Польши отреставрировать памятник героям Красной армии в Варшаве исходит из «невежества, глупости или страха».

Статья «Непобедимая Красная армия» кандидата философских наук, сотрудника Института философии Варшавского университета Богдана Дзёбковского (статью польского философа, вышедшую на минувшей неделе в газете «Rzeczpospolita», можно прочитать здесь. — «NewsBalt») выглядит тем, чем она является на самом деле – попыткой уесть оппонентов из лагеря левых и центристов после недавнего разгрома правых на выборах в сейм. На сей раз поводом выступает решение о реконструкции памятника Красной Армии. Честно говоря, за последние четверть века приходилось читывать и более ангажированные тексты, авторы которых путем несложных манипуляций выводили евроинтеграцию чуть ли не из печей Освенцима.

Пан Дзёбковски до подобной ахинеи не опускается, за что ему отдельное мерси. Равно как и за тезис о том, что никто не сомневается в необходимости содержать в порядке все воинские захоронения, как советские, так и немецкие. На самом деле, судя по регулярным надругательством над памятникам павшим бойцам Красной Армии, далеко не весь электорат «Права и справедливости» разделяет такую толерантность, но это можно списать на выходки отдельных чрезмерно экзальтированных граждан.

Базовым тезисом уважаемого пана является утверждение о том, что Красную Армию в Польшу никто не звал. И уж освободителем Речи Посполитой данная структура не могла быть по определению. Ибо возглавлял её мрачный тиран Сталин, а её подразделения активно принимали участие в чистках против польских граждан.

Признаюсь, что и сам нередко подумываю о бессмысленности гибели двух миллионов моих соотечественников на полях Европы. Не хай бы НСДАП проводила бы политику единой Европы в рамках собственных представлений об этом. Если припомнить, полякам в этих планах места не нашлось, но к чему заострять внимание на этой мелкой детали? Зато к родным пепелищам вернулось бы гораздо больше тех, кто погиб за шаг или полшага от победы.

Военно-политические реалии распорядились так, что к границам генерал-губернаторства первыми вышли соединения Красной Армии. У солдат которой не спрашивали, хотят они идти освобождать Польшу или им ближе иные маршруты. Подобные риторические вопросы хорошо смотрятся в философских размышлениях. Хотя это тот случай, когда мудрствования далеки от фактов, как небо от земли. Солдаты к четвёртому году кровопролитной войны хотят только домой. Новобранцы и ветераны одинаковы в подобных стремлениях. Если кто забыл, то солдат Красной Армий по статистике ходил в атаку не больше трёх раз подряд. А там или ранят, или похоронка родным. И у бойцов никто не спрашивает о направлении следующего удара, т.к. понятно, что только полная победа способна отвести от мира безумный замысел строителей «арийского рая». Ведь даже в середине 1944 года за нацистами не замечалось ни малейшей попытки либерализировать свой режим. Просто стали охотнее призывать в ряды вермахта «недочеловеков» в связи с колоссальными потерями на фронте. Видать, именно этим можно объяснить удивительный факт, нахождения среди пленных, захваченных советскими войсками, 60 тыс. поляков. Это, кстати, больше, чем число пленных итальянцев, третьего по численности союзника рейха на Восточном фронте.

Безусловно, советские штыки несли не только спасение от нацистов, но и насаждение социализма в той версии, которая к тому времени утвердилась в СССР. И бесполезно кивать на иную сторону, которая также утверждала не абстрактную демократию, а именно тот вариант, который был ближе властям западных союзников. В результате чего освобождение Греции плавно переросло в полномасштабную войну левых с королевскими войсками, активно поддержанными английским экспедиционным корпусом.

Тот факт, что советские солдаты защищали не только свою страну, но и большевистский режим с его ГУЛАГом, НКВД, колхозами и прочими мерзостями, является одной из тяжелейших трагедий в истории русского народа. Которая не отменяет, при всём при том, ни подвигов солдат и офицеров, ни того, что ликвидация нацистской оккупации была объективным благом. Даже в том случае, когда она заменялась советскими порядками. Может быть, такая трактовка не подходит для сателлитов нацистов – Венгрии, Румынии, Болгарии и усташской Хорватии. Но как раз Польша не имела под властью рейха даже намеков на самостоятельность и сохранение национальной идентичности. По этому поводу Гитлер и его окружение высказывались не раз и не два со всей возможной откровенностью.

Что же касается жертв, которые понесло население Польши от советских войск, то пану философу нет причин ссылаться на российского историка и упоминать только об акции в Августове. Институт национальной памяти ещё в прошлом году подсчитал потери поляков от действий советских властей с период с 1939-1949 гг. Речь идет о 330 тыс. жертвах. Это страшная цифра. Но середина ХХ века не самый мажорный период в истории цивилизации. Режим, который сгноил в Сибири миллионы свои сограждан, не был склонен к проявлению пацифизма «на экспорт». И если бы на памятнике содержались восхваления «отцу всех народов» нервная реакция пана Богдана была бы не только понятна, но и во многом оправдана. Попытки оправдать сталинизм океаном крови, пролитой нашими солдатами на полях войны, не могут вызывать ничего, кроме отвращения.

Между тем, на памятнике, который стал поводом для полемики, славословий в адрес Сталина нет. Поэтому всё сводится к незатейливой формуле: «Польше не за что благодарить Красную Армию». Что, по сути, означает наплевательское отношение и к тем 600 тысячам её погибших бойцов, за могилами которых пан философ предлагает ухаживать. Не может вредная для Польши структура – в данном случае Красная Армия – состоят и прекрасных, или на худой случай, нормальных людей.

Ещё раз возвращаюсь к мысли о том, что, ударяя по памятникам, автор публикации целится исключительно в своих сегодняшних политических оппонентов. Ведь кроме Красной Армии ему не нравится и памятнику Войску Польскому. Естественно, как созданному все тем же советским режимом. Было бы здорово, если бы Польшу смогла освободить Армия Крайова. Но у неё это не получилось. Что ж теперь, перезапускать историю и начинать этот тур заново? Подобная операция возможно лишь в теории. Или в таком своеобразном виде творчества, как приобретшая немалую популярность «альтернативная история».

На самом деле, сохранение или ликвидация памятников – сугубо внутреннее дело конкретного общества. Сочли варшавяне или власти польской столицы, что на этом месте должна возвышаться монументальная благодарность армии США за всё, что она сделала, могла сделать и сделает для Польши – пускай так и будет. Это не повод для того, чтобы в качестве ответного хода сносить памятники солдатам того же Войска Польского, начинавшим свой поход к Варшаве с полей под Смоленском. Всё-таки не на каждую чужую глупость надо отвечать адекватно. Хотя памятник российско-польской дружбе в родном для меня Калининграде я бы в контексте темы, затронутой Богданом Дзёбковски, рекомендовал тоже демонтировать. Уж какая тут дружба, когда война с прошлым у наших западных соседей продолжается с таким энтузиазмом, что ей не видно ни конца, ни края.


Также по теме:

В столице Польши демонтирован памятник «Советско-польскому братству по оружию»; власти говорят о реставрации

«Я не слышал, чтобы красноармейцы отказывались воевать против поляков»