Польский политолог: К сожалению, с приходом нового губернатора видение роли Калининградской области постоянно меняется

Руководитель Института геополитики в Ченстохове Лешек Сыкульски в интервью «NewsBalt» рассказал подробности свежей политической идеи в Польше - концепции польско-русско-немецкого сотрудничества на основе формулы «Калининградского треугольника».

Руководитель Института геополитики в Ченстохове Лешек Сыкульски (Leszek Sykulski) в интервью «NewsBalt» рассказал подробности свежей политической идеи в Польше — концепции польско-русско-немецкого сотрудничества на основе формулы «Калининградского треугольника».

Первая публикация «NewsBalt» о проекте польских геополитиков «Калининградский треугольник» вызвала в Калининграде усмешки и раздражение в том плане, что «поляки отвели особую роль Калининграду, не спросив об этом самих калининградцев». Как говорится, без меня меня женили. Чтобы вы ответите на эти реплики?

— «Калининградский треугольник» это конструкция по образцу Веймарского треугольника. Калининград очень хорошее место для начала нового распределения «соседской истории». Город – символ, в прошлом находившийся во владении каждой из трёх стран, может стать превосходным символом примирения трёх народов: польского, немецкого и русского. Польша должна направляться дорогой примирения с соседями, по образцу франко-германского и немецко-русского примирения.

«Калининградский треугольник» должен стать форумом сотрудничества, началом нового этапа строения регионального партнёрства. Польша, Германия и Россия должны стремиться к сформированию Калининградской зоны безопасности, регионального дипломатическо-военного форума, основными задачами которого должны стать: вырабатывание обстоятельных решений в сфере трансграничного сотрудничества, антитеррористической профилактики, силовой безопасности. Эти достижения в дальнейшем смогут также давать прибыль в процессе интеграции ЕС и Евразийского союза.

— Насколько идея «Калининградского треугольника» известна, обсуждаема в Польше? Насколько ваш институт и ваши единомышленники представляют ведущую польскую геополитическую мысль, к которой прислушиваются? Либо всё же, как говорится, «вы — большие оригиналы и не более того».

— Концепция польско-русско-немецкого сотрудничества на основе формулы «Калининградского треугольника» впервые была публично представлена несколько месяцев назад активистами и сотрудниками одной из польских политических партий («Союз левых демократических сил». – «NewsBalt»). Подобные концепции были разработаны с конца прошлого года в Институте геополитики в Ченстохове (прежде всего, концепция Калининградской зоны безопасности). Важным фактором, побудившим развитие этих идей, было совместное заседание парламентариев Польши, России и Германии в Калининграде 21 февраля 2011 года.

Идея очень свежая. На публичном форуме её обсуждают всего несколько месяцев. Пока её не принимает большинство политических кругов Польши. Но в новом парламенте сидят сторонники этой концепции, также в академических кругах она набирает популярность. Во время последнего съезда польских геополитиков (20-21 октября 2011 года), который проходил в Академии морского флота в Гдыни, основными вопросами дебатов стали идеи «Калининградского треугольника», Калининградской зоны безопасности и проект интеграции нашего континента от Лиссабона до Владивостока.

— Как комментируют идею «Калининградского треугольника» польские политики (правящие круги, оппозиция). Кто критики? Какие аргументы приводят оппоненты, критикуя пан-континентальной интеграцию Европы с Россией через «Калининградский треугольник».

— Варшава ведёт политику проатлантическую, направленную на чёткие связи со США. Атлантический путь развития польской восточной политикой базируется на концепции «прометейской» политики («разрезание страны вдоль национальных швов»), которая направлена против России. Она ещё усилена в последнее время «Восточным партнёрством». Надо понимать, что много польских политиков, а также польских СМИ постоянно указывают либо на «российскую угрозу», либо на «угрозу немецкую». В Польше пан-континентальную интеграцию критикуют из-за нежелания сотрудничать с Россией, отношение к которой явилось результатом польской исторической политики.

Наша среда — это, прежде всего, молодое поколение. Мы не согласны с таким направлением польской внешней политики, реализацией американских интересов в Европе, исполнением роли «троянского осла» США, управлением исторической политики, наставленной против наших соседей. Мы намереваемся изменить главный вектор польской внешней политики с атлантического на континентальный. Я глубоко убеждён, что близкое сотрудничество между нашими народами возможно, а Калининград как символ, а также как место для реальной кооперации подходит к этому процессу.

— Сами калининградцы смогут принять участие в этом проекте в случае его реализации? Как именно?

— Калининград в центре игры между Москвой и Европой. Калининградцы должны использовать своё географическое положение. Широкие возможности открываются и для бизнеса, и для научной среды, и для политиков.

Новая структура сотрудничества должна, прежде всего, концентрироваться на таких полях как: либерализация визового режима, упрощение процедур реадмиссии, интенсификация кооперации научных центров, реализация совместных оборонных программ (например, создание единой системы воздушной обороны), развитие торгового обмена, имплементация новых правил и систем регулирования для бизнеса, юридические облегчения для инвестиции между ЕС и Россией (между прочим, урегулирование дел связанных с публичными наказаниями, охраной конкуренции, охраной интеллектуальной собственности), интенсификация приграничного сотрудничества, совместное стремление к увеличению конкурентоспособности экономик членских стран, углубление сотрудничества в сфере борьбы с трансграничной преступностью или охрана перед террористической угрозой.

Укрепление отношений между научно-исследовательскими центрами и неправительственными организациями, создание совместных (польско-русско-немецких) фондов и предпринимательств, продолжение встреч политиков на высоком уровне в Калининграде — это первый шаг. Я считаю также, что стоит пригласить к Центру польско-российского диалога и согласия экспертов из Германии и Франции. Это позволит использовать ценный опыт этих стран.

— Вопрос-прогноз непосредственно по Калининграду. Что подсказывает ваш опыт: что ждёт в будущем Калининградский регион в 10-летней перспективе? Прокомментируйте крайние точки зрения: от военизированного и закрытого региона как при Холодной войне до отделения от России с переименованием в Кёнигсберг.

— К сожалению, видение роли Калининградской области постоянно меняется – с приходом нового губернатора, со сменой команды, экономического курса и т. п. Я полагаю, что этот регион может стать и «туристической Меккой» (в противовес курортам Чёрного моря), и российским центром импортозамещающего производства. Военная роль Калининградской области может свестись к обеспечению безопасности регионов Центральной и Северной Европы. К сожалению, в нашем регионе (прежде всего, в Прибалтике и на Украине) растут шовинистические и реваншистское настроения. Наше страны должны тесно сотрудничать с собой и противодействовать этому. По нашему мнению, надо построить новую систему европейской безопасности. Калининградская зона безопасности как региональный договор о взаимопомощи, может стать первым шагом к этому.

— Что вы посоветуете российским властям сделать для развития Калининградской области? Вы, наверняка, в курсе типичных анклавных проблем — прежде всего, в экономике и обществе.

— Сегодня перед Калининградской областью стоят такие вызовы как развитие особой экономической зоны, модернизация экономики, либерализация визового режима ЕС, интеграция с рынками Балтийского региона и ЕС, распространение технических норм и стандартов ЕС, модернизация системы расселения и качественного улучшения инфраструктуры жизнедеятельности, формирование прозрачного транспортного пространства, включение энергосистемы области в энергосистему ЕС, развитие бизнес-инфраструктуры, или включение области в Европейское информационное пространство.

Одними из ключевых задач, стоящих перед властями, является модернизация системы государственного и муниципального управления, в том числе создание новых объектов управления. Таких как технопарки или локальные туристско-рекреационные зоны. Важной задачей поддержание и развитие региональных кластеров является создание промышленных округов и иных инструментов промышленно-технологической политики.

Существует необходимость упрощения таможенных процедур оформления транзита грузов в Калининград через Литву. Особое дело — экологические проблемы. Страны ЕС сегодня уверены, что российские проблемы в этой сфере станут проблемами для прибалтийских стран ЕС. Надо вместе решать эти проблемы.

Калининград — это превосходное место на создания совместных польско-российских предприятий, в том числе по разведке и добыче сланцевого газа. 


Также по теме:

«Проблема в том, что восточная политика Варшавы направляется польской разведкой, тесно сотрудничающей со спецслужбами США»

«Не всё яблоко раздора»: Польша заговорила о «калининградском треугольнике» как о несущей конструкции Средней Европы