«Боюсь, что после вступления России в ВТО у иностранных инвесторов произойдёт демотивация к Калининграду»

Такое мнение в интервью «NewsBalt» высказал руководитель консалтинговой компании «Бизнес-Эксперт» Георгий Дыханов, дав прогноз развития Калининградской области после вступления России во Всемирную торговую организацию.

Путь России во Всемирную торговую организацию (ВТО) после того согласия Грузии в октябре 2011 года фактически открыт. Генсовет ВТО может одобрить присоединение России к торговой организации 15-17 декабря 2011 года. Руководитель калининградской консалтинговой компании «Бизнес-Эксперт» Георгий Дыханов в интервью «NewsBalt» дал прогноз развития Калининградской области после вступления России в ВТО.

— Георгий Яковлевич, выступая недавно на радио «Балтик плюс», вы обмолвились, что Калининградская область уже давно живёт в режиме ВТО. Как это понимать?

— Начнём с того, что такое ВТО. Это, прежде всего, идея свободной торговли. Без какого-либо протекционизма. То есть беспошлинное перемещение товаров и услуг. Мы сейчас не говорим про перемещение капитала и рабочей силы, это уже более тесные взаимосвязи, как, например, в США и Евросоюзе. Так вот, любой мировой экономист вам скажет, что в тот момент, когда мы начинаем устанавливать барьеры для товаров и услуг, то начинаем кого-то защищать. А если мы защищаем, значит, искажаем рыночные условия. Что ведёт к потере конкурентоспособности. У производителей пропадает мотивация заботиться о том, чтобы обогнать конкурента. Они сидят за забором и чувствуют себя хорошо. Отсюда прорастает лень, или — в силу ментальности того или иного народа – воровство. Яркий пример идеи свободной торговли произошёл в Швеции, где предмет национальной гордости Saab продан китайцам под негодование половины шведов. Правительство имело возможность помочь отечественному автомобилестроению в кризис. Но в итоге поддержало ни рабочих и производителей, а потребителей.

И вот теперь, оглядываясь назад, мы видим, что рынок Калининградской области на самом деле вступил в «режим ВТО» ещё в 1991 году, когда начал работать первый закон «Об особой экономической зоне». Тогда начался массовый импорт товаров из Польши, Литвы и Германии. Тогда местный производитель фактически не был защищён административными барьерами и не получал в крупном масштабе прямые субсидии. Помните, дешёвую литовскую «молочку», грошовое польское пиво? Чего мы не наблюдали в России. Ладно мелкий импорт, но и промышленность Калининградской области фактически работала в зоне свободной торговли. Начиная с судостроения и заканчивая сельхозпроизводством.

— Аграриев, по-моему, субсидировали во времена губернатора Леонида Горбенко…

— Не спорю, калининградские сельхозпроизводители получали субсидии, но они были, скорее, рассчитаны на выравнивание условий. В частности, деньги должны были идти на поддержку почв, льготное кредитование сельхозпроизводителей.

— Руководитель польского Института геополитики в Ченстохове Лешек Сыкульски в интервью «NewsBalt» высказал мнение, что видение роли Калининградской области постоянно меняется – с приходом нового губернатора и сменой команды. Скажите, наши губернаторы также по своему понимали «режим ВТО по-калининградски»?

— Безусловно. У губернаторов было своё видение. Например, чего стоит знаменитая попытка губернатора Леонида Горбенко ввести квоты на весь импорт. Пожалуйста, можно ввозить всё беспошлинно, но в определённом размере – от яиц до автомобилей. Потом была попытка отмены льгот для определённых товаров. В частности, отменяли областную растаможку автомобилей. Были и нетарифные барьеры, когда мы меняли систему допуска на рынок. Вспомните самый свежий пример — конфликт с дозволами на польской границе в ответ на наши пожарные и санитарные сертификаты (дозвол — жаргон профессиональных перевозчиков, означающий пропуск на грузовые автоперевозки. — «NewsBalt»).

— Что же ждёт Калининградскую область, когда Россия вступит в ВТО?

— Боюсь, что у иностранных инвесторов произойдёт демотивация к Калининграду, поскольку им станет интересна вся Россия. Давайте будем честными друг перед другом – мы, с меньше чем одним миллионом жителей и низкой покупательской способностью, никому в Европе не интересны. И это чётко видно по динамике инвестиций в Калининградскую область за последние годы. У нас был всплеск только, когда мы объявили о таможенных льготах в 90-е годы и когда дали налоговые льготы крупным инвесторам в середине нулевых годов. Я прогнозирую импульс к снижению инвестиций, поскольку те же поляки и литовцы, которые думали о вложении в России, то начинали с Калининграда в силу логистики и более менее прозрачного бизнеса. Но если теперь, со вступлением России в ВТО, открывается общероссийский рынок, нет смысла сидеть только в Калининграде. Ведь основной принцип инвестора в конкурентной борьбе – либо ты находишься близко к рынку сбыта, либо к сырью.

Приведу такой пример: Калининградская область была пионером по автосборке и претендовала на ведущую роль в этом производстве. Но что в итоге получилось? Автосборка развернулась в России, где квалифицированная рабочая сила и рынки сбыта. Возле Питера Toyota и Ford, возле Калуги Volkswagen и Volvo. А это сделал президент Дмитрий Медведев одним росчерком пера, подписав соглашение о беспошлинной продаже иностранных автомобилей при 50-процентной добавленной стоимости.

— Ещё один калининградский вопрос – как быть региону с законом «Об особой экономической зоне»?

— По правилам ВТО, действующие особые экономические зоны не пересматриваются. Но сейчас, как вы знаете, идёт речь о создании нового закона об ОЭЗ в Калининградской области (действие старого закона заканчивается в 2016 году. – «NewsBalt»). Для России, конечно, выгодно определиться со своими зонами до вступления в ВТО, поскольку затем будет игра не по правилам ВТО. Потом мы уже не сможем сделать «Гонконг на Балтике» без согласования со Всемирной торговой организации.

— Есть ли шанс, что новый закон о калининградской ОЭЗ создадут и примут в Госдуме до вступления России в ВТО?

— Теоретически да. Практически — вряд ли. Чётко организованной работы над новым законом на региональном и федеральном уровнях я пока не видел, а реальное вступление в ВТО – это середина 2012 года.


Досье «NewsBalt». Георгий Дыханов — профессиональный консультант по стратегии. Окончил с отличием Московский военный институт Министерства обороны, Стокгольмский университет, Шведский институт менеджмента, имеет степень магистра бизнес-администрирования. В 1995 году организовал совместное российско-шведское производственное предприятие. В 1997 году организовал и возглавляет по настоящее время консалтинговую компанию «Бизнес-Эксперт». Входит в состав Балтийского делового клуба. Является членом экспертного совета Агентства регионального развития. Вице-президент регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Функциональная специализация: стратегия, финансы, конкурентоспособность предприятий, экономика региона, международные стандарты качества, МСФО (Международная система финансовой отчётности). Имеет ряд научных статей по тематике, посвященной экономике региона, стратегии экономического развития. Преподаёт в Калининградском институте международного бизнеса, БФУ им. Канта, зарегистрирован как ведущий аудитор систем управления качеством в реестре ГОСТ Р.