«Литовское общество не видит очевидного зла в бытовой коррупции»

Такое мнение на форуме о противодействии коррупции высказал глава литовского отделения Центра антикоррупционных исследований «Transparency International» Сергеюс Муравьёвас, передаёт корреспондент «NewsBalt».

Литовское общество не изменили своего отношения к бытовой коррупции, не видя в ней очевидного зла и рассматривая её как средство решения текущих вопросов. Такое мнение высказал руководитель литовского отделения Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International» Сергеюс Муравьёвас, выступая накануне в Калининграде на научно-практической конференции «Противодействие коррупции в России: пределы возможного», передаёт корреспондент «NewsBalt».

По словам эксперта, «Transparency International» провела объёмное исследование коррупционных проявлений в Литве.

— Основной задачей того этапа казалось лишь ознакомление литовской общественности с собранной информацией, что в последствии должно было привести к воспитанию неприятия коррупции в литовском обществе, — продолжил Муравьёвас. — Однако результаты указанного ознакомления стали неожиданными.

Несмотря на растущую осведомленность граждан о фактах коррупции, по словам эксперта, борьбу с ней они предпочитали делегировать сторонним организациям. Многие представители литовского общества не изменили своего отношения к бытовой коррупции, не видя в ней очевидного зла и рассматривая ее как средство решения текущих вопросов. Сложившаяся ситуация, по словам Муравьёваса, заставила его организацию изменить тактику: помимо публичной критики коррупционных проявлений литовские коллеги обратились к наращиванию своего экспертного потенциала, акцентированию работы с запросами и организации журналистских расследований.

Муравьёвас также назвал антикоррупционные усилия литовских властей за последние 10 лет недостаточно эффективными: финансирование органов следствия не соответствует масштабам проблемы, а специализированные органы противодействия малочисленны и подвержены влиянию политического момента.

В свою очередь член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Елена Панфилова сообщила, что и в российском обществе нет единодушного неприятия коррупции: «Многие граждане не склонны бороться с коррупцией, считая её на бытовом уровне средством решения проблем, они готовы бороться лишь персонально с коррупционерами». 

Председатель Уставного суда Калининградской области Александр Куликов, также участвовавший в форуме, назвал наиболее ярким индикатором успехов в борьбе с коррупцией ситуацию с взяточничеством: насколько эффективно фиксируются и расследуются случаи взяточничества, настолько эффективно и антикоррупционное противодействие в целом. На основании имеющейся у него статистической информации, Куликов сделал неутешительные для современного российского общества выводы. Во-первых, пик борьбы со взяточничеством пришелся на начало 80-х годов прошлого столетия (на времена правления Юрия Андропова), после чего наметилось постепенное снижение ее накала. Во-вторых, вторая заметная волна ослабления внимания правоохранительных органов к взяткам обозначилась именно в 2008-2009 годах — как раз в период начала широкого декларирования властями России необходимости жёстких и последовательных антикоррупционных мер. И в завершение доклада Куликов посетовал на крайне низкий удельный вес количества зарегистрированных преступлений, связанных с взяточничеством: по его информации, на текущий момент он достигает лишь 0,1 — 0,2% от общего числа преступлений.