Малое приграничное движение рискует войти в историю как проект «больших приграничных пробок»

Такое мнение «NewsBalt» высказал эксперт центра польских исследований Балтийского федерального университета им. Канта Владимир Балобаев.

Эксперт центра польских исследований Балтийского федерального университета им. Канта Владимир Балобаев высказал «NewsBalt» своё мнение о предстоящем безвизовом режиме с Польшей:

— Говоря о малом приграничном режиме, позволю процитировать живого классика русской литературы Юрий Бондарева. В своё время он говорил про Перестройку, но эта фраза хорошо ложится и на предстоящий безвизовый режим с Польшей: «Наша перестройка — это самолёт, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка».

Очевидно, что в нашем случае аэродром не достроен. Пропускные пункты не готовы к комфортному оформлению большого количества людей, пересекающих российско-польскую границу. Не надо забывать, что в приграничных районах продолжают работать челноки, которые из-за разницы в цене переправляют в Польшу табачные изделия и бензин. Так называемый челночный бизнес сейчас касается лишь самых активных, кто смог получить, допустим, рабочую визу. С открытием безвизового режима этим делом заниматься смогут все жители приграничных территорий! Схема проста: из Калининградской области вывозится дешёвый для поляков бензин и сигареты, а из Польши – недорогая, и качественная мясо-молочная продукция и алкоголь. Учитывая довольно высокий уровень безработицы в приграничных районах, надо ждать заторов на границе. И здесь уже не до культурного или туристического обмена.

Второй момент – не секрет, что Польша, ратуя за безвизовый режим с Калининградом, ставит одной из главных целей – дать толчок развитию депрессивных восточных воеводств, а заодно дать возможность заработать своим соотечественникам. Не зря сейчас строятся на границе с Калининградской области продуктовые и вещевые супермаркеты. При этом, польские политики и СМИ больше внимания уделяют рассказам о том, что Польша открывает «окно в Европу» для Калининграда, нежели о том, какие экономические выгоды это может принести Польше.

Российские власти же, судя по всему, решают скорее политические цели, не задумываясь над практическими аспектами проблемы. Если же, существующие инфраструктурные и процессуальные проблемы не будут решены к моменту запуска малого приграничного движения, то этот проект войдёт в историю как проект «больших приграничных пробок».


Справка «NewsBalt». Россия и Польша накануне договорились об открытии малого пограничного движения между жителями Калининградской области и северной частью Польши. Пересечение границы возможно без шенгенской визы, но при предъявлении специального разрешения стоимостью 20 евро на срок от 2 до 5 лет.

Соглашение позволит в безвизовом режиме жителям Калининградской области посещать часть Поморского воеводства, в частности, так называемое Троеградье — Гдыню, Гданьск, Сопот, а также Мальборк и часть Варминско-Мазурского воеводства — Эльблонг, Лидзбарк, Бартошице, Ольштын, Мронгово, Гижицко. Поляки, проживающие на этой территории, имеют право находится без шенгенской визы на всей Калининградской области непрерывно до 30 дней, а в целом 90 дней в течение полугода, но без права на осуществление трудовой или предпринимательской деятельности.