Какие риски ждут участников приграничного движения между Калининградом и Польшей

«NewsBalt» приводит яркие фрагменты выступлений экспертов в Калининградской торгово-промышленной палате о проблемах малого приграничного движения с Польшей.

Накануне в Калининградской торгово-промышленной палате прошёл круглый стол, посвящённый проблемам, которые могут возникнуть с началом действия режима малого приграничного движения между Калининградской областью и севером Польши. «NewsBalt» приводит самые яркие фрагменты выступлений экспертов.

Старший офицер отделения службы пограничного контроля Пограничного управления ФСБ по Калининградской области Станислав Крамаренко, отвечая на вопрос — как будет решаться вопрос ожидаемых длинных очередей на границе:

— Если вы помните времени ваучеров (до вступления Польши в ЕС поляки ездили в Калининградскую область по специальным документам — ваучерам. — «NewsBalt»), то определённые проблемы с очередями на границе возникали, но как-то же люди пересекали границу.

Отвечая на вопрос о том, что возможно ли прикомандировать дополнительные силы пограничников на российско-польскую границу, Крамаренко воскликнул:

— Куда прикажите прикомандировать, если кабин на пункте пропуска ограниченное количество!? В настоящее время пункты пропуска технологически поделены на две полосы движения — для граждан Союзного государства (Россия, Белоруссия и Казахстан) и для граждан Евросоюза. Отдельных линий для участников малого приграничного движения без соответствующей реконструкции пунктов пропуска не предвидится. Будет общая очередь.

Председатель объединения калининградских туроператоров «Польский клуб», директор турфирмы «Времена года» Ирина Литвинович:

— Калининградцы должны чётко понять, что карточки приграничного движения будут выданы не всем желающим. Ожидания, что чуть ли не почтальон к вам придёт, выдаст эту карточку и все начнут ездить, не оправдаются. Поляки нам чётко сказали, что разрешение на въезд в режиме малого приграничного движения выдаваться под туристические цели не будут. Для получения карточки нужно основание. Например, родственники в Польше или могилы близких. Даже я, как представитель турбизнеса, не имею права иметь такую карточку, если пилотирую группу, также как и водитель автобуса. У людей не должно быть иллюзий, что это безвизовый режим. Это визовый режим – выдаётся не всем и стоит денег. Не нужно ждать манны небесной!

Начальник отдела предоставления инфраструктуры в пассажирских сообщениях Калининградской железной дороги Александр Дрозд:

— В свете вступления в силу соглашения о малом приграничном движении КЖД прорабатывает вопрос о пригородном международном маршруте Бранёво-Калининград. Необходимо просчитывать экономику. Зная убытки от пригородных поездок по области, никто, конечно, не будет работать в убыток. На сегодня у нас есть пример международного железнодорожного передвижения Калининград-Гдыня. Этот поезд курсирует только в летний период. В среднем едут 17 человек в сутки. Понимаете экономику?

Отвечая на вопрос представителя администрации Гусевского района об идее возродить уникальную узкоколейку Гусев-Голдап, которая, возможно, пользовалась бы спросом у российских и польских туристов, Дрозд усмехнулся:

— Это фантазия, не более. Её нет ни в одной программе и вряд ли будет.

Эксперт по международным проект, бывший вице-губернатор Калининградской области (2000-2005) Виктор Романовский:  

— Очень важный вопрос — медицинского страхования участников малого приграничного движения. Дело в том, что соглашение не предусматривает обязательного страхования, как при получении шенгенской визы. Это дело добровольное. Логика Брюсселя в этом есть, поскольку по всей Европе режим малого приграничного движения действует в пределах 30 км. То есть предполагается, что человек, если наступит страховой случай, найдёт способ быстро вернуться на родину. Но у нас глубина посещений очень большая! До Гдыни — под двести километров! Есть риск, тем более учитывая экстремальные виды отдыха для калининградцев — аквапарки в Миколайках и горнолыжные курорты в Голдапе.

Начальник службы организации таможенного контроля Калининградской областной таможни Светлана Куманёва:

— На недавней встрече с польскими коллегами мы предложили рассмотреть вопрос создания пешеходного пункта пропуска, чтобы люди смогли пройти пешком в случае больших автомобильных очередей. Однако польская сторона озвучила неудачный опыт с Украиной, где в результате организации пешего перехода произошла криминализация пункта пропуска. Поляки сказали буквально: «Мы специально выбили деньги для пешеходных пунктов на украинской границе, а потом убедились, какой это ужас!»