«Результат промывания мозгов патриотическими речами»: референдум в Латвии глазами очевидца

Избирательница из Риги рассказала «NewsBalt» свои впечатления от голосования о судьбе русского языка.

В минувшую субботу граждане Латвии сделали выбор: быть ли русскому языку вторым государственным в стране. И хотя исход референдума был предрешён, основной интригой для всех оставалось, сколько граждан Латвии проголосует «за» русский язык в качестве второго государственного.

Организаторы референдума надеялись, что великий и могучий поддержат все 300 тысяч русскоязычных граждан, проживающих в Латвии. Однако этого не случилось, хотя не добрали совсем немного – всего-то 30 тысяч голосов до установленного рубежа. Тем не менее, большинство голосовавших за второй государственный на самом деле продемонстрировали, что власть их не слышит и хвалёная министрами модель интеграции на базе латышского языка полностью провалилась.

Итак, пик этнического напряжения пришёлся на субботу. Традиционно русскоговорящие города, такие как Даугавпилс и Резекне, уверенно проголосовали за двуязычие в Латвии. В свою очередь, я со своей семьей голосовала в Риге. Мы приехали на участок в Дом культуры ВЭФ (Valsts Elektrotehniska Fabrika. — «NewsBalt») около 18:00. Было необычно многолюдно. Из-за того, что этот участок находится немного в стороне от жилых домов, то обычно посетителей во время выборов там немного. Вчера, нам даже пришлось подождать минут десять для того, чтобы проголосовать. Однако это ничто по сравнению с тем, что в Лондоне моя одноклассница в очереди к избирательной урне провела около трёх часов!

На участке в ДК ВЭФ царил холод, из-за этого многие члены избирательной комиссии сидели в перчатках. Состав избирательной комиссии был весьма почтительного возраста, и это понятно, поскольку для пенсионеров это неплохой разовый заработок к небольшой пенсии. При этом бабушки подошли к процессу со всей строгостью и серьёзностью. Очевидно именно поэтому стоящего за мной молодого человека попросили снять шапку, прежде чем голосовать за честь страны. Мы проголосовали и удалились в супермаркет напротив, в котором провели несколько часов. К моему удивлению, когда мы вышли уже после 21:00, народная тропа в избирательный участок ещё не заросла. Люди, по-прежнему, приезжали на машинах для того, чтобы высказать своё мнение о языке.

Для того, чтобы объяснить, почему вопрос о втором государственном языке превратился в протестное голосование, пожалуй, стоит обратиться к недавней истории. Ещё в начале 2011 года на мартовской волне национализма (16 марта — День памяти легионеров) национальное объединение «Всё Латвии! И ТБ/ДННЛ» начали сбор подписей за перевод всех школ Латвии на латышский язык обучения. В качестве альтернативы русскоязычные начали собирать подписи за второй государственный язык. Для инициирования референдума по школам не хватило голосов. Собственно для референдума по русскому языку в качестве второго государственного голосов бы также не хватило, если бы не произошло два знаковых события.

Первым стал «приказ № 2». Буквально за неделю до истечения своих президентских полномочий тогдашний глава государства Валдис Затлерс, используя несовершенность Конституции, распустил парламент. Состоялись внеочередные парламентские выборы, в которых убедительную победу одержало объединение «Центр согласия» — партия, за которую исторически голосуют больше русскоязычные граждане. Победу «ЦС» одержал, а вот в правительство его не взяли. Это то и стало точкой кипения для русскоязычных. Им чётко дали понять, что русскоговорящие граждане Латвии являются людьми второго сорта.

В ответ Латвия получила референдум, который поверг правящую элиту сначала в ступор и недоумение, а потом в истерику. Лично я не помню за последние 15 лет, такой массивной агитационной кампании перед народным волеизъявлением. Примерно за месяц до референдума в мой почтовый ящик стали приходить листовки, в которых людей призывали голосовать против русского, как второго государственного. Причём агитки приходили и на русском языке. Правда, с ошибками. Дебаты о языке докатились и до Европарламента, в котором на одном из заседаний премьер Латвии Валдис Домбровскис назвал 180 тысяч граждан (12% жителей), подписавшихся за инициирование референдума по русскому языку, «жалкой кучкой бунтарей», которые не довольны всем, чтобы не сделали власти.

В результате долгих уговоров и промывания мозгов патриотическими речами властям удалось мобилизовать население, и на плебисцит по русскому языку в качестве второго государственного пришло рекордное количество граждан в Латвии и за рубежом (более 70% от всех, кто имеет право голоса). Многие из них никогда не участвовали в политических процессах, но в этот раз население было доведено до отчаяния.

Как напоминает «NewsBalt», 18 февраля на референдуме о придании статуса государственного русскому языку в Латвии против проголосовали 74,78% избирателей, за — 24,9%. В референдуме не приняли участие 319 тыс. человек, которые являются негражданами (эта категория лиц имеет ограничений в избирательных правах). Всего в голосовании приняли участие 1 млн 98 тыс. 593 человека.