Традиции государственного веселья Литвы

Недавно один знакомый из Калининграда, немного знакомый с реалиями литовской жизни, с […]

Недавно один знакомый из Калининграда, немного знакомый с реалиями литовской жизни, с лёгкой ноткой зависти заметил: «У вас хорошо, у вас весело!» Формат телефонного общения не позволил углубиться в тему, поэтому можно только гадать, что тут имелось ввиду. Не знаю, как в других странах, хотя бы у тех же соседей-калининградцев, но в Литве точно не соскучишься.

Причём эта традиция государственного веселья заложена давно, лет около ста назад, в первые годы первой республики. Получившая из рук молодого советского правительства независимость, а вместе с нею и солидную помощь (и это при том, что сама Россия ещё не оправилась от Революции и Гражданской войны) в виде золотых червонцев и – по особой просьбе правительства — горючего для керосиновых ламп, (электричество в ту пору имелось даже в крупных городах далеко не во всех домах), молодая власть плохо представляла, что с ней, с этим подарком судьбы, делать.

И пускалась в разные сомнительные предприятия. Одним из них стало желание заработать на выращивании птицы для стран Западной Европы, которые, хотя тоже ещё до конца не восстановились после мировой войны, но кое-какими деньгами располагали. И вот трудолюбивые литовские крестьяне — а они на заре века составляли подавляющее большинство населения страны — бросили большие силы на выращивание птицы. Стадо в кратчайшие сроки выросло многократно. И можно поверить свидетелям – это был качественный продукт, выращенный, в отличие от нынешних инкубаторских бройлеров, натуральным образом на натуральных кормах. Однако надежды на разыгравшийся аппетит немцев и прочих французов не оправдался, Запад взял только небольшую часть выращенного «урожая». Страна тяжело переживала фиаско, но зато сама «купалась» в деликатесной и вкусной еде.

По разным сведениям, ещё в античности заметили: это стало бы смешным, если бы не явилось грустным. Конечно же, это был не единственный повод для смеха сквозь слёзы, что и дало основание философствующим гражданам задаться практическим вопросом: может, наши горести и несчастья имеют географическую причину? То бишь — не пора ли сменить место жительства? Нет-нет, тут речь не о эмиграции, которая в первой республике приняла массовый характер (по разным оценкам, в Америку, как Северную, так и Южную, уехало от нескольких сотен тысяч до миллиона граждан самого производительного возраста, и нынешняя эмиграция, которая даже превосходит первую, просто повторяет традицию), а о смене места обитания всей страны. Идейный вождь «переселенцев» Казис Пакштас на полном серьёзе доказывал, что во всех бедах – нищете и разрухе, низкой культуре и плохом образовании – виновата география.

Ну не в тех координатах располагается земля Марии, гибельное это место. Идеологу верили, и как тут не поверить, если у Пакштаса все карты в руках, ведь он в ту пору возглавлял Национальный союз географов. По его расчетам, литовцам надо искать себе другую землю — и жизнь там будет совсем другая, богатая и счастливая. Главный географ придумал и название новой родине — Даусува. Правда, почему именно это и чем это имя лучше старого, учёный муж не объяснил.

Да это, по большому счёту, и не столь важно. Важнее другое — эта идея, которую в своё время трезвые политики окрестили бредовой, оказалась на редкость живучей. Вспомнил о ней не кто иной, как вильнюсский мэр Артурас Зуокас. Этот молодой, амбициозный политик аккурат под Новый год приготовил подарок — предложение прикупить Остров и перенести туда часть столицы. Он, кстати, пошёл дальше географа Казиса — чётко сориентировался по размерам, цене и географии. Мэр предлагает приобрести у погрязшей в долгах Греции за бесценок – менее чем за семь миллионов евро – остров в тёплом Ионическом море площадью в семь квадратных километров. Там можно бы устроить туристический комплекс, Центр современного искусства, театр оперы и балета привлекли бы меломанов и театралов со всего Средиземноморья, хватило бы места и для представительства Литвы в этом важном регионе, а на местных курортах туристы из родного отечества и других стран оставляли бы кровно заработанные…

Одним словом, настоящее Эльдорадо. А чтобы эта «курица», несущая золотые яйца, далеко не уходила, мэр намерен сделать остров одной из столичных сянюний (районов).

Идея прирастить территорию, тем более на благодатном юге, спору нет, хороша, только вот уважаемый Зуокас не доложил народу, а как относятся к этой идее сами греки. А наследники древней Эллады, хотя там, как утверждают, есть всё и в достатке, уверен, приторговывать своими островами, пусть даже их более тысячи, вовсе не настроены. Хотя, справедливости ради, следует упомянуть, что и там есть головы (назовем их безобидно горячими), предлагающие решить финансовые проблемы за счёт продажи сотни-другой островов. Что называется, баш на баш – там «продают», у нас «покупают». И как ту не вспомнить опять мудрецов, которые тонко подметили: история повторяется, только уже в виде фарса.

Эпопею со ставшей уже легендарной Даусувой вполне можно записать в разряд экстравагантных, но литовская действительность много ярче и богаче на подобные. Вот уже который год на слуху у отечественной и европейской общественности литовская ядерная энергетика: то атомную станцию закрывали, то теперь надумали строить. Ну ладно, хотели французы (а у них, как известно, в Евросоюзе не последнее слово) получить многомиллиардный контракт на строительство новых реакторов, потому и потребовали остановить старые советские как потенциально опасные. Остановили, расчитывая на щедрую европомощь. А еврочиновники, уличив местных энергетиков-ликвидаторов в неэффективном (и это мягко сказано!) расходовании средств, втрое урезали помощь — двести миллионов евро вместо требуемых семисот миллионов.

Катастрофа! У Литвы таких денег просто нет, что делать? Заместитель министра энергетики Арвидас Дарулис выдвинул альтернативу: можно запустить второй блок атомной станции, к демонтажу которого ещё не приступили. А как же с опасностью, с Иваном, которого решено не только не «пущать», но и посылать на известное сочетание из трёх так ненавистных русских букв где только можно? Другое важное лицо Пятрас Ауштрявичюс, договаривающийся с экспертами Евросоюза об условиях закрытия ядерного узла, открывает другую возможность: подать в суд и таким образом добиться исполнения договоренностей. Однако серьёзные люди рассматривают оба варианта как запоздалую шутку, так как запуск второго реактора потребует не одну сотню миллионов литов. А российские специалисты, курирующие в свое время Игналинскую станцию, поясняют, что литовцы за годы простоя потеряли права на запуск реактора. А местные аналитики убеждены, что решение вопроса силовым образом — через суд — обойдётся себе дороже: у кто после этого захочет иметь дело с не совсем честным дилетантом со скандальной репутацией?

Не до смеха и со строительством новой атомной станции. Уже в новом году премьер Андрюс Кубилюс заверил: Станции быть! На это бывший министр Кястутис Даукша, ныне парламентарий, прямым текстом отрубил: « Наш премьер или гений, или «бум-бум». И тут та же фигура умолчания: как понимать «бум-бум», не пояснил, но думается, и без коммента ясно: денег — а стоимость вопроса десятки миллиардов литов — нет, а тут ещё прояснились практически неподъемные – опять же по деньгам — проблемы доставки неразборного тысячетонного реактора диаметром более семи метров на место монтажа. Японский концерн «Хитачи», основной подрядчик и исполнитель, монтирует свои ядерные блоки исключительно у воды, как в Фукусиме, а доставлять огромный блок за триста с лишним километров от моря ещё не приходилось. Строительство специальных дорог и мостов потянет едва ли не больше, чем вся электростанция. Автор не считает себя достаточно подкованым по медицинской части, чтобы определить, насколько «бум-бум» господин Кубилюс, но то, что многие в Литве – да разве только там! — умирают со смеху, наблюдая эту мышиную возню вокруг эфемерного проекта — абсолютно ясно. Как ясно и то, что желание играть в серьёзные ядерные «игры» должно подкрепляться финансовыми ресурсами. Иначе перестанут пускать за один стол с солидными джентльменами.

В бытность свою президентом Валдас Адамкус, более двух лет назад сдавший свои полномочия, многократно заявлял о претензиях Литвы на роль регионального лидера. Отсюда желание погромче заявить о себе, ветирование переговоров Евросоюза с Россией, особая позиция в НАТО и пр. Нынешний президент Даля Грибаускайте после непродолжительных колебаний подхватила упавший было флаг и достойно продолжает дело засланного Америкой «казачка». И тут, пожалуй, в одном из немногих успешных дел, налицо серёзные достижения. Речь о войне, пока, слава Богу, холодной с заклятым врагом на Востоке.

Ещё одним успешным шагом на этом бесславном пути стал традиционный антироссийский шабаш, устраиваемый в Литве и носящий трогательно-невинное название «Снежные встречи». Суть форума, на который съехались едва ли не большинство критиков имперской России, включая высокопоставленных эмиссаров американского госдепартамента, можно выразить двумя словами — суд над Россией, которая виновата кругом, во всём и перед всеми. Главным обвиняемым выступила принимающая сторона, и в этом нет ничего необычного. Удивительно другое: при всём дилетантстве во внешней и внутренней политике, приводящей к серьёзным просчётам и ошибкам, из-за чего население стремительно покидает страну в поисках лучшей доли, власти «балтийской сестры», нимало не смущаясь, опять заявили о своём лидерстве. Не о намерениях, а о лидерстве как состоявшемся факте.

Министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис, выступая на «Снежной встрече», не без апломба заявил: «Постепенно общее понимание истории становится реальностью, а Литва является знаменосцем этого процесса». Ох, боюсь, многие в зале сами не прочь приписать себе лавры знаменосцев антироссийского похода, ну чем, к примеру, Латвия или Эстония хуже? Или лучше? Да и в других странах бывшего советского блока на Россию всех собак вешают, и там готовы предъявить ей многомиллиардные иски. И всё же сказать, что все понимают историю так, как литовские власти – явный перебор. Для примера приведу всего лишь две страны — Китай и Индию, которые не торопятся маршировать под флагом Ажубалиса. А ведь это едва ли не половина человечества. Есть здравые и политики, и историки и в странах – членах НАТО, Евросоюза.

Да и в самой Литве очередной «Дранг нах остен» одобряют далеко не все, суд, точнее — судилище — над лидером Социалистического народного фронта Альгирдасом Палецкисом яркое тому доказательство.

Причин для веселья уже сейчас в Литве достаточно. А будущее обещает не менее интересное продолжение. Так что будем хохотать. Голодные, разутые, раздетые, но гомерически смешливые.