Фото:

Латвия: нелёгкий выбор между могилой и отъездом на Запад

Эксперт «NewsBalt» Дарья Кузнецова из Латвии проанализировала ситуацию с растущей бедностью рядового населения республики.

В то время, как вся Европа увлечена решением финансовых проблем горящей от народных восстаний Греции, Латвию из-за нищеты покидает всё больше людей. В этой стране уже давно урезали зарплаты, ужесточили порядок получения социальной помощи и перестали индексировать пенсии. За последние 10 лет это европейское государство по результатам последней переписи населения официально покинули 350 тысяч человек. По неофициальным данным ещё столько же работает за границей, и лишь время от времени навещает свою родину. То, что сейчас происходит в Греции, гражданка ЕС – Латвия переживает тихо и без особых потрясений вот уже несколько лет. Кризис ударил по ней со всей силы, заставив население Латвии выбирать между борьбой с ветряными мельницами и отъездом за рубеж.

По последним данным социологических опросов, каждый пятый работник в Латвии получает зарплату в 150 латов ( примерно 300 долларов). Многие из этих людей лишены помощи от государства, поскольку их доход на одного члена семьи превышает 90 латов (примерно 180 долларов). По латвийским законам претендовать на социальное пособие могут лица, не имеющие постоянной работы или безработные, чей доход на одного члена семьи не превышает сумму в 90 латов. В других случаях людям просто отказывают в помощи при оплате коммунальных счетов или получении других льгот, предусмотренных законом о социальной помощи. В случае, полного отсутствия доходов, государство гарантирует минимальный доход на члена семьи в размере 40 латов (примерно 80 долларов). При этом, минимальная потребительская корзина составляет примерно 170 латов (340 долларов) на душу населения.

Любопытным фактом является то, что с 1 января 2012 года, в силу вступили поправки к закону о социальной помощи, которые предусматривают лишение социальной помощи для тех лиц, которые хотя бы на один день опоздали с отметкой на бирже труда. Так, к примеру, человек, живущий на селе, который даже в социальную службу за пособием раз в месяц добирается с трудом, вынужден ежемесячно ездить в районный центр, чтобы отметиться на бирже труда. Таким «гуманным» образом, правительство решило сократить число, выдаваемых населению социальных пособий и соответственно размер социального бюджета страны.

При этом, власти страны подчеркивают, что самоуправления могут по своему усмотрению помогать нуждающимся, если их социальный бюджет это позволит. Так, правительство перекладывает заботу о благосостоянии населения страны со своих плеч на плечи муниципалитетов. При этом власти не забывают ежегодно повышать процент налогов, уходящих в государственный бюджет. В большинстве случаев, социальные бюджеты самоуправлений составляют более 20-30% процентов от сборов налогов.

Нужно отметить, что за последние 5 лет число семей, хотя бы раз обратившихся за социальной помощью в местные органы власти, выросло в 10 раз. Так к примеру, в Бабитском крае — типичном латвийском самоуправлении — за последние три года число клиентов социальной службы возросло с 500 до 3 500 человек.

Когда-то успешные и хорошо зарабатывающие люди теперь вынуждены просить денег на выживание в местной социальной службе. Те, кто такого унижения вынести не может, отправляются в поисках лучшей жизни за рубеж. При этом, латвийское законодательство не даёт возможности получить государственную поддержку тем, кто имеет в собственности две и более квартиры, две машины или любые другие ценные вещи.

Возьмем, к примеру, среднестатистическую латвийскую семью, которой необходима социальная помощь. Мать нетрудоспособна, поскольку тяжело и неизлечимо больна. Она регулярно за собственный счёт вынуждена покупать дорогостоящие лекарства. Её муж работает, но после урезания зарплаты на заводе, его доход составляет 300 латов (примерно 600 долларов). С ними в доме живут её дочь-инвалид вместе с мужем и их несовершеннолетний ребёнок. Их квартиру в столице они вынуждены сдавать, чтобы хоть как-то прокормиться. Мужа дочери недавно уволили, и доход на члена семьи в этой ячейке общества составляет немногим более 90 латов (примерно 180 долларов). Неожиданно глава семейства попадает в больницу с приступом каменной болезни почек, а за дом приходит счёт по налогу на недвижимость в размере 300 латов (примерно 600 долларов). В принципе, они могут претендовать на социальное пособие от самоуправления, но в их собственности выше упомянутые две квартиры и две машины и они автоматически лишаются какой-либо помощи от государства. Парадокс ситуации заключается в том, что таких семей в Латвии тысячи, и все они вопреки отчётам правительства о растущем благосостоянии населения поставлены перед выбором, либо покидать страну, либо купить на последние гроши место на кладбище.

Истинное положение вещей в Латвии очень хорошо иллюстрируют из года в год растущие долги по коммунальным платежам. Так, прошлый отопительный сезон в Латвии закончился для поставщиков тепла с минусом в 40 млн. латов (примерно 80 млн. долларов). Люди были просто не в состоянии платить по счетам, накапливая долги. Таким образом, поставщики услуг понесли многотысячные убытки, в надежде вернуть, хоть часть долгов населения. К началу нынешнего отопительного сезона долги населения всё ещё составляли около 10 млн. латов (примерно 20 млн. долларов). К сожалению, уже сейчас понятно, что этот отопительный сезон закончится для поставщиков услуг ещё большими долгами населения, поскольку стоимость мегаватта тепла в час по сравнению с прошлым годом выросла примерно на 20%, достигнув 42,16 Ls/MWh без учёта НДС.


Об авторе. Дарья Кузнецова — по образованию дипломат, закончила факультет международных отношений им. Паула Страдиня. Работает депутатом Бабитского края. Специализация в думе Бабитского края: социальные вопросы и молодёжная политика.