Мнение: Новый президент ФРГ попытается притормозить несколько преувеличенные ожидания от своего президентства

Политический портрет Йоахима Гаука - в материале директора Центра германских исследований БФУ им. Канта Андрея Левченкова специально для «NewsBalt».

Политический портрет нового президента ФРГ Йоахима Гаука — в материале директора Центра германских исследований Балтийского федерального университета им. Канта Андрея Левченкова специально для «NewsBalt»

18 марта Федеральным собранием Германии 991-м голосом был избран одиннадцатый президент страны. Им стал 72-летний Йоахим Гаук (Joachim Gauck), правозащитник, бывший лютеранский пастор. Соперница Гаука, выдвинутая партией «Левых», 73-летняя журналистка Беата Кларсфельд (Beate Klarsfeld), получила 126 голосов. Однако поддержали её в три раза больше человек, чем число представителей левых сил в Федеральном собрании. О причине этого несколько позже.

Предыдущий президент Кристиан Вульф (Christian Wulff) подал заявление об отставке после серии разоблачений в СМИ, касающихся подозрений в коррупции, после обращения прокуратуры Ганновера к бундестагу с просьбой о лишении президента иммунитета. Сначала выяснилось, что он получил кредит на покупку дома по заниженной ставке от супруги своего друга-миллионера и пытался скрыть это – политический лексикон обогатился таким понятием как „клинкерный домик“ (Klinkerhaus). Затем Вульфа обвинили в давлении на СМИ, когда он хотел помешать выходу материала о сомнительном кредите.

Предшественник Вульфа Хорст Кёлер (Horst Köhler) также был вынужден покинуть свой пост раньше положенного времени (31 мая 2010). Под критику он попал, когда заявил в интервью после посещения Афганистана, что зарубежные миссии бундесвера обоснованы, в том числе исходя из соображений экономической выгоды. Учитывая надполитичность поста президента в Германии, такое геополитическое высказывание, многие расценили как требование к возврату к тем временам, когда внешняя политика Германии опиралась на демонстрацию военной мощи (Германия вообще считается родиной геополитики). Именно с этого момента пост бундеспрезидента, который на протяжении 50 лет оставался в тени ежедневной политической жизни страны, обратил на себя внимание общественности.

Решение по кандидатуре Гаука было принято правящей коалицией совместно и довольно быстро. Если в пятницу 17 февраля, сразу после отставки Вульфа ещё выдвигались какие-то кандидатуры из лагеря христианских демократов, а имя Гаука называлось медийным сообществом, то уже в воскресенье, 19-го вечером, кандидатура Гаука была одобрена и Христианско-демократическим союзом (ХДС), и Христианско-социальным союзом (ХСС), и Свободной демократической партией (СвДП). Также Гаука поддержала и оппозиционная Социал-демократическая партия Германии (СДПГ).

В 2010 году Гаук уже участвовал в президентских выборах как кандидат от СДПГ и партии «Зелёных», но уступил тогда Вульфу, выдвинутому правящим ХДС и поддержанному канцлером Ангелой Меркель. Об истинных причинах поддержки Вульфа Меркель можно только догадываться. Назывались и другие не менее достойные кандидатуры из лагеря христианских демократов. Нам кажется, что таким образом канцлер отблагодарила своего однопартийца за «отвоевание» Нижней Саксонии в 2003 году из рук «красных» — социал-демократов, которые правили там с 1990 года. При этом надо учитывать, что Нижняя Саксония – это родина бывшего канцлера Герхарда Шрёдера, где он сам был премьер-министром с 1990 по 1998 годы. Есть и такое мнение, что Меркель просто устранила вероятного конкурента в своих рядах. На момент избрания Вульфу был 51 год, он находился на подъёме своей карьеры, занимая пост премьер-министра Нижней Саксонии.

Биография нынешнего президента Гаука довольна необычна для простого жителя ГДР. Он родился и вырос Ростоке. Когда ему было 11 лет, в 1951 году, его отца арестовали советские оккупационные власти по обвинению в шпионаже в пользу Запада, а также "антисоветской демагогии". Приговор – 25 лет лагерей. Причём семья ничего не знала ни о причинах ареста, ни о том, где он находится на протяжении 3 лет. Освобождён он был только в 1955 г. вместе с последними немецкими военнопленными, находившимися в СССР. Вообще, тема арестов немецких граждан сразу после окончания войны, хоть и не очень популярна в Советском Союзе, но хорошо известна в самой Германии. Например, хорошо известна похожая история с отцом Гётца Георге (Götz George) (комиссара Шимански в известном детективном сериале). Генрих Георге (Hermann George) – популярный театральный и киноактер, в июне 1945 г. был арестован НКВД по доносу и умер 25 сентября 1946 г. в лагере Заксенхаузен. Мотивом для этого могло послужить активное участие Генриха Георге в нацистской пропаганде на радио и в кино. Чего стоит только его участие в картине «Кольберг» (1945) или антисемистском фильме «Еврей Зюсс» (1940).

Случившиеся события наложили отпечаток на всю дальнейшую жизнь семьи в целом и Й.Гаука в частности. Он дистанцировался от всей официальной жизни социалистического государства: не вступил ни в одну детскую или юношесткую организацию. Учится пошёл на теолога, вынужденно, так как дорога некомсомольцам на факультет журналистики был воспрещён. В 1990 г. Гаука назначили на пост уполномоченного по делам Штази (Министерства безопасности ГДР) (до 2000 г.).

Однако, хоть ожидания у общества в отношении Гаука и велики, не всё так, на первый взгляд, гладко. Согласно опросам, в случае общенациональных выборов Гаука поддержало бы 54% избирателей. Результат отличный, даже для российских условий. Но определённая часть общества всё же относится к нему критически, особенно на востоке страны. Именно по этому кандидат, получивший поддержку практически всех представителей политического спектра страны, не получил её от партии «Левых», которые отправили соперничать с ним своего кандидата – Беату Кларсфельд, хотя и с плохими картами на руках. Это проявилось в результатах голосования. При наличии 1100 голосов поддержки (из присутствующих 1232), Гаук при голосовании получил только 991 голос, что составило 80% (наилучший с 1949 г. результат однако не был достигнут: в 1954 г. Теодор Хойс (Theodor Heuss) получил 85,6%).

Председатель земельного отделения партии „Левых“ в Мекленбурге-Передняя Померания Штеффен Бокхан (Steffen Bockhahn) утверждает, что Гаук «несёт соответственность за всё то, что было за последние 20 лет стигматизировано и вычеркнуто (из истории ГДР. – А.Л.)… Гаук также содействовал тому, что разделяющая нас пропасть так глубока». Для Бокхана Гаук не примиритель, а больше раскольник. Тут возникает интересный момент. Когда стало ясно, что его кандидатуру предлагают в президенты, одновременно по положению ему необходимо бы присвоить звание почётного гражданина Ростока. Однако против этого выступила имеющая большинство в городском совете партия «Левых», заявив: «А в чём собственно заключаются его особые заслуги перед ганзейским городом?» Позиция властей поддерживается и населением: 58% участников опроса региональной газеты «Ostsee-Zeitung» выступили против присвоения Гауку почётного звания.

Не всё так просто и с ареолом борца с тоталитаризмом. Пастор Ганс-Йохен Тшихе (Hans-Jochen Tschiche), активный участник диссидентского движения в ГДР с 1968 г., утверждает, что Гаук никогда не стоял у истоков правозащитного движения, как и не находился среди основателей «Нового форума», оппозиционной организации, возникшей на излёте существования ГДР в середине 1989 г., «лишь позже он просто вскочил в двигавшийся поезд». Гаук «принадлежит к той части западного общества, которая развязала руки свободному рынку и привела к банкротству целые государства», «любые левые взгляды вызывают у него подозрения». И действительно, Гаук придерживается буржуазно-консервативных убеждений, в целом разделяя взгляды, типичные для многих лидеров антикоммунистического движения на постсоветском пространстве: консерватизм, резко отрицательное отношение к любому левому течению, уверенность в преимуществах капитализма.

В своём первом интервью после избрания Гаук попытался притормозить несколько преувеличенные ожидания от своего президентства: он «не спаситель и не ангел, но человек из средней прослойки общества… я хотел бы мотивировать людей к большей ответственности, прежде всего тех людей, которые игнорируют выборы». Под ответственностью Гаук понимает социальную ответственность, интеграцию, или европейскую солидарность.

Как это назначение повлияет на отношения Германии с Россией – трудно сказать. Отец у Шрёдера, как мы знаем, воевал на восточном фронте и погиб в 1944 г. в Румынии, что однако никак не повлияло (в негативном смысле) на его отношение к России, вспомним его дружбу с российским президентом и работу в совместном российско-германском предприятии. Поэтому в случае Гаука не стоит ожидать как и особенных привилегий для России, так и резко негативного отношения. 

Уже известно, куда Гаук совершит свой первый зарубежный визит – в Польшу.