Мнение: Согласие Литвы разместить военно-морскую базу НАТО – это притязания на «нацию мореходов»

Литовский корреспондент «NewsBalt» Валерий Мокрушин высказал свой взгляд на перспективы прибалтийской республики стать морской державой.

На днях группа высокопоставленных чиновников правительства Литвы вернулась из Соединённых Штатов Америки, где встречалась с заморскими коллегами, посетила Нью-Орлеан, крупнейший порт на юге страны и, кстати, одну из ведущих военно-морских баз в стратегически важнейшем Мексиканском заливе.

В бытность свою моряком мне приходилось бывать в тех краях, наблюдать американские военные дозоры на важнейших морских путях, даже пройти мимо огромнейшей судоверфи в Паскагуле, штат Миссисиппи – тут неподалёку от Нью-Орлеана строятся и ремонтируются грозные морские разбойники – громадные ударные авианосцы. О чём конкретно договаривались стороны в «кулуарах» визита, остаётся, естественно, тайной, а на публику чиновники вынесли радостную весть — в «оплоте демократии» Литву держат за равного партнёра во всём: в утверждении справедливого миропорядка на планете (можно раскрыть скобки: в России, а тож в Белоруссии прежде всего), в охране демократии. Впрочем, большой новизны в этом заявлении немного, ещё во время последнего визита на «землю Марии» госсекретарь США госпожа Клинтон убедительно подчёркивала равное партнёрство двух государств – ну хотя бы в «миротворческой» миссии НАТО в Афганистане.

Интересно, что государственные мужи Литвы охотно клюют на брошеную наживку, и вот уже министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис рвёт на груди рубаху: мы являемся знаменосцами истины в Европе. Внимательные аналитики считают, что это, а также многое другое укладывается в стратегическую и амбициозную цель – региональное, как минимум, лидерство. Везде – на суше и на море. Ну, насчёт суши, точнее – в воздухе мечта стала явью: военно-воздушная база НАТО неподалёку от Шяуляй действует уже несколько лет контролирует небо над странами Балтии, и не беда, что там всего всего пара-тройка истребителей – главное, начала положено. А вот с водой дело сложнее.

С первых шагов власти второй республики заявляли о том, что Литва — морская страна, а иные политики, войдя в раж, вспоминали куршей, наводящих в средневековье ужас на жителей прибалтийских селений, и настаивали на том, что она может претендовать и на звание морской державы. Справедливости ради заметим, что курши, которых из-за свирепости ставили на одну доску с викингами, терроризировавшими тогда едва ли не всю Европу, с литовцами роднит разве что одна балтийская языковая семья, точно также как русских с поляками или, например, сорбами из Германии объединяет славянство, но ведь мы же не считаем себя одним народом.

Археологи до сих пор терзают взморье в поисках следов мифической литовской рыбацкой деревушки, якобы существующей здесь до прихода немецких крестоносцев и давшей имя нынешней Клайпеде – но всё тщётно. Похоже, как само селение, так и его название не более чем легенда, придуманная для того, чтобы как-то оправдать захват этого важнейшего во всех отношениях форпоста, о чём деликатно, чтобы не обидеть коллег, намекают многие учёные, в том числе и германские исследователи, профессионально изучающие литовское побережье в течение более семи веков – в те времена Мемельский край, как известно, входил в состав Восточной Пруссии.

У Литвы, даже во времена великого князя Литовского Витаутаса, когда страна простиралась от моря Балтийского до моря Чёрного, никогда не было ни одного настоящего морского порта, исключая два десятка лет перед последней мировой войной, когда Литве удалось перехватить у разрушенной революцией Германии Мемель. Гитлер, придя к власти, без излишних церемоний вернул порт.

И, в довершении темы, необходимо заметить, что аппетиты Литвы Клайпедой не довольствуются, здесь ширится движение за возврат Малой Литвы (так именуется, в том числе на официальном уровне, Калиниградская область, а сам Калиниград значится не иначе как Караляучюс) в лоно матери – родины, о чём свидетельствует высеченный в камне мемориал, установленный в центре Клайпеды.

Новая история Литвы как поистине морского государства началась в послевоенное время, когда Клайпеда получила один из мощнейших в Советском Союзе рыбопромысловый флот – более четырёхсот судов, ведущих промысел во всех океанах, несколько судоремонтных заводов. Литовское морское пароходство получило несколько десятков современных балкеров, приносящих стабильный доход. Однако новая власть с упоением начала рушить всё созданное в предыдущие годы. Неизвестно, куда «уплыли» современные траулеры и плавбазы, сейнеры и рефрижераторы, балкеры и паромы, занесённые, кстати, в книгу рекордов Гинесса как самые большие в мире. От великой армады осталось ныне, по данным Морского регистра Литвы, немногим более ста судов.

Где остальные? Это самая большая загадка второй республики. В судебных процессах – их состоялось несколько — пытались найти следы этой армады, но безуспешно: она пропала также таинственно и бесследно, как и Великая испанская Армада, отправленная на покорение Британии. Сведущие люди утверждают: никакой мистики, налицо самое что ни на есть прозаическое воровство в особо крупном размере. Называются конкретные фамилиии, среди них и бывшие чиновники министерств и руководители флотских подразделений (после восстановления независимости на руководящие должности пришли исключительно титульные кадры), однако доказать вину не смогли. Или не очень хотели, как и в отношении всего советского по происхождению.

При всём уважении к литовцам, к их трудолюбию и способностям, следует признать: за несколько десятков лет трудно, если вообще возможно стать нацией мореходов, соперничать в этом деле хотя бы с соседями латвийцами или шведами. Нет традиций, не достаёт знаний, даже морские термины пришлось изобретать заново (международные новую власть не могли устроить), но и они не прижились, не смогли перебороть признанные английские, немецкие и русские. В этом примере, как в капле воды, отражается суть морской политики и бизнеса, которые можно подвести под один знаменатель: дилетантизм.

С великой помпой открывали вновь отреставрированный порт для малого флота в Швянтойе, о чём не забыли оповестить европейские масс-медиа, а через пару месяцев многомиллионную новостройку пришлось закрыть: фарватер напрочь занесло песком.

Лет шесть назад довелось брать интервью у Артураса Друнгиласа, директора Клайпедского государственного морского порта по маркетингу. Артурас показывал схемы, объяснял — в Мельнраге, рядом с морскими воротами, расположится искусственный остров, на нём будет развиваться глубоководный порт. Анализ ситуации и расчёты по заказу литовцев проводили японцы, большие доки в морском строительстве. Сейчас же выясняется, что вариант с искусственным островом – не самый лучший, идёт поиск других решений.

Похожая история со строительством терминала сжиженного газа. Премьер Андрюс Кубилюс не устаёт повторять: через два года на Свином горбу в Клайпедском порту он будет пущен в строй, а местная власть утверждает, что даст добро на его строительство только после анализа экологической обстановки и ущерба, который новый объект может нанести. В свою очередь, зоологи бъют тревогу: терминал представляет угрозу гнездовьям многих видов птиц, веками считающих остров своими угодьями, здесь отдыхают перелётные птахи, в связи с чем тут ограничена хозяйственная деятельность. Или протесты местной власти для правительства не указ?

Любопытная картина складывается в отношении популярности литовского порта у иностранных туристов. Речь о набирающем силу круизном туризме. По Балтике в сезон курсируют десятки лайнеров, на борту которых порой по несколько тысяч пассажиров. Города-порты заинтересованы заманить эти плавучие гостиницы на свои причалы, поскольку это хорошие деньги. Лет десять назад в Клайпеду они стали заглядывать регулярно, включая и самые большие. Пять лет назад поставлен своего рода рекорд: порт принял более шестидесяти «бортов» с почти сорока тысячями туристов на борту. Прошлый год дал повод для уныния: лайнеров, как и гостей на них, оказалось в половину меньше. Кризис тут не виноват, в Петербург, например, морским путем прибыло почти полмиллиона пассажиров, или на пятнадцать процентов больше, чем год назад. Ещё больше — на треть до девяносто тысяч — вырос поток морских туристов и в Риге, который считается главным конкурентом литовского порта на рынке морских путешествий.

Выходит, Клайпеде нечем удивить искушенного западноевропейца, нечего ему предложить из местного эксклюзива. Действительно, город небольшой, достопримечательности, которые можно перечислить на пальцах одной руки, в далеко не лучшем состоянии (местный замок, поставленный семь веков назад немецкими рыцарями в устье Дане и по праву считающийся одним из красивейших на Балтике, всё никак не выберется из земли), центральная улица — проспект Тайкос — удивит своей неухоженностью даже не самого изысканного гостя из какой-нибудь развивающейся глубинки, а путь с круизного терминала в центр города лежит через бывший заводской двор с непролазной грязью. Городские власти не могут найти управу на арендаторов стоящего у речного причала парусника «Меридианас» — здесь теперь ресторан — и заставить их отремонтировать местную реликвию…

Никакого сравнения с теми же Ригой и Таллином, где морской турист чувствует заботу с первых же шагов по причалу и где к его услугам и роскошная городская среда с богатой культурной программой. Плохо помогают и ежегодные парусные регаты, ещё лет семь назад привлекающие гостей разнообразием судов, пару раз даже заходил российский «Крузенштерн», один из крупнейших парусников мире. Теперь и парусов стало едва ли наполовину меньше, и, соответственно, желающих познакомиться с ними. А если ещё учесть, что мало профессиональной рекламы в соответствующих морских – и не только — изданиях, что литовский порт слабо и редко участвует в различных презентациях и туристических ярмарках, можно с полным правом говорить о маркетинговых просчётах. Опять же к слову: эта же причина, думается, объясняет снижение в текущем году грузооборота местного порта, тогда как у соседей наблюдается заметный рост.

И всё-таки нынешняя власть не расстаётся с мечтами о региональном лидерстве, ну хотя бы по военно-морской части. В странах Прибалтики, трёх балтийских сестёр, морской базы НАТО пока нет, вот Литва и предлагает устами министра охраны края Расы Юкнявичене устроить такую в Литве и дополнить её подразделением противоракетной обороны. Эта не по-женски воинственный политик везде и всегда трубит о тайном стремлении России подчинить маленькую соседку, и, как следствие, необходимости защитить её от страшной угрозы.

Самолёты НАТО на аэродроме под Шяуляй – хорошо, но этого мало, нужна защита и с моря. И ничего лучше размещения боевых кораблей НАТО в Клайпеде уважаемая министр не придумала, причём, весь строй её мыслей говорит: чем больше кораблей — тем лучше, чем больше ракет, пушек, бомб и прочего смертоносного оружия — тем спокойнее будут спать граждане балтийского государства (о заявлении вице-премьера России Дмитрия Рогозина о планах США развернуть к 2020 году свой флот в Балтийском флоте, читайте здесь. — «NewsBalt»). Вряд ли следует искать логику в подобных умозаключениях, ведь как они попахивают образами и сюжетами холодной войны, которая, как считается в мире, канула в лету! Или Юкнявичене так не считает?

Впрочем, военный министр, как и власти Литвы в целом, на хорошем счету у Вашингтона, хорошо сравляются с домашним заданием — служить цепным псом демократии. Демократии, утверждаемой бомбами, ракетами и снарядами, которых так не хватает литовским властям. Так что будем ждать натовские корабли у литовских причалов. Может, и тут станем лидерами?