Андрей Выползов: Польша и Литва обошлись с Россией как в сказке «Лисичка со скалочкой»

Главный редактор «NewsBalt» проанализировал итоги программы приграничного сотрудничества «Литва – Польша – Россия 2007-2013».

Программа приграничного сотрудничества «Литва – Польша – Россия 2007-2013 гг.», которую в минувшем году сотрясали многочисленные скандалы (подробнее здесь и здесь), с горем пополам финишировала. Высокие стороны согласовали 35 из 190 проектов, которые призваны дать дюжее развитие приграничным территориям.

Но вот что странно: громкого обнародования одобренных проектов я не встретил в российской прессе (а ведь голосование завершилось ещё в марте). Не нашёл и комментариев экспертов и участников программы.

Почему такое молчанье? Ведь сама программа «Литва – Польша – Россия 2007-2013 гг.» всегда позиционировалась властями, как большое достижение для сотрудничества России и Евросоюза, как серьёзный дополнительный ресурс развития самого западного российского региона. Вообще создать совместный российско-европейский единый кошелёк – дорогого стоит (общий бюджет программы с 2007 по 2013 годы составляет 144 млн. евро плюс дополнительно к этому Россия выделяет 44 млн. евро).

Нашёл я-таки проекты-победители на сайте правительства Калининградской области, но они там слишком глубоко запрятаны. Экспресс-анализ грантов дал мне ответ на вопрос об игре в молчанку. Хвастаться-то нечем! Львиная доля выделяемых средств, в том числе и российских денег, осядет в Польше. Калининградской области достанется меньше одной трети, причём на совершенно миниатюрные проекты в сравнении с польским громадьём планов.

Впрочем, обо всём по порядку.

Итак, часть проектов можно смело объединить по принципу детской сказки «Лисичка со скалочкой». Помните, рыжая плутовка сумела никчёмную кухонную утварь обменять сначала на курочку, курочку на гусочку и т. д. Судя по всему, Калининграду отведена роль как раз «скалочки». Живопишу на самом ярком примере, который носит самое длинное из всех 35 проектов название — «Улучшение трансграничной инфраструктуры между Польшей и Россией путём реконструкции воеводской дороги № 591 к государственной границе Барчаны – Кентшин – Мронгово; фаза I – усиление верхнего слоя секции дороги № 591 из Кентшина в Мронгово».

Лидирующий партнёр в этом деле — самоуправление Варминьско-Мазурского воеводства, второй участник – администрация Багратионовского района Калининградской области.

А теперь ещё раз внимательно перечитайте название проекта, который между прочим стоит 4 млн евро. Понимаете, как польская сторона, выражаясь языком лихих 90-х, развела российскую? Панам потребовалось отремонтировать кусок автодороги Кентшин-Мронгово, но они не нашли денег в своём бюджете. Или решили подэкономить. В итоге они придумали гениальную вещь: взяли третью точку – городок Барчаны, что рядом с приграничными к России Бартошищами. Таким образом формально были соблюдены условия российско-европейской программы приграничного сотрудничества. Осталось дело за малым – обозвать ремонт трассы Кентшин-Мронгово «фазой номер один» и взять деньги. Пустяк, что к развитию Калининградской области эта дорога будет иметь весьма посредственное отношение. Багратионовские чиновники тоже участвуют в проекте — говорят, составляют документацию.

И таких проектов достаточное количество. Администрация Клайпеды выбила деньги за реконструкцию очистных сооружений, взяв в партнёры муниципалитет российского Немана и назвав проект «Улучшение окружающей среды на литовско-российской границе». В Клайпеде будут очистные, а Неман готовит бумажки. Польские Сувалки реконструируют центральную часть города, взяв в партнёры администрации Черняховского и Гурьевского районов, которым также отведена роль скалочки. Проект назван не менее красиво – «Улучшение инфраструктуры зон общественного пользования для повышения туристической привлекательности трансграничной территории».

Ладно — «сельские». Не так давно администрация Калининграда раструбила прорывную новость о вкладывании средств ЕС в реконструкцию бывшего кёнигсбергского Макс-Ашманн-парка. Дело очень хорошее, если бы не одно но. Лидером (а значит и получателем львиной доли гранта) в этом совместном проекте выступает администрация Юрбаркского района Литвы, которая собирается реконструировать… весь центр города. Чувствуете разницу – центр Юрбаркса и парк на окраине Калининграда?

Но всё-таки, спросите вы, Калининград отхватил хоть один жирный кусок? Отхватил. Тоже 4 млн евро. Лидером в этом российско-польском проекте является наша сторона. И какая! Министерство финансов Калининградской области с позитивнейшим проектом «Хорошее управление и сотрудничество – ответ на общие вызовы в государственном финансировании». Партнёры самые подходящие – муниципальные финансисты из курортов Гданьск и Гдыня. Впереди целое лето для «хорошего управления и сотрудничества» совершенно разных финансовых систем. Тут уже приходят на ум аллегории с распилом скалочки.

В сухом остатке из 61 млн евро на Калининград приходится всего 12 млн; это те проекты, где калининградцы являются ведущими партнерами.

P.S. В программе приграничного сотрудничества значился проект «Е-70» — масштабный внутренний европейский водный путь, который идёт из голландского Роттердама через Германию в Польшу. Российская сторона планировала включить в маршрут Калининградскую область с дальнейшим выходом на Литву. Но «Е-70» не получил гранта, несмотря на то, что он является символом не только российско-польско-литовского трансграничного сотрудничества, а трансграничного сотрудничества в Европе в целом. Значительная часть этого пути рукотворная. И на сегодня Калининградская область – это чёрная дыра на этом маршруте. По неофициальной информации, проект (создание проектно-сметной документации на обустройство общественной приводной инфраструктуры) зарубили, потому что в нашем регионе оказалось слишком много партнёров. Это семь муниципалитетов, через которые проходит «Е-70». Кстати, эти муниципалитеты были готовы самостоятельно финансировать свою часть столь масштабного проекта.


Также по теме:

Брюссель сгладил противоречия Литвы, Польши и России по программе приграничного сотрудничества

Еврокомиссия выступит третейским судьёй по провалившейся программе приграничного сотрудничества Литва-Польша-Россия

Мнение: Калининградской области десятки миллионов евро от ЕС, видимо, не нужны

«Литва-Польша-Россия»: утверждение проектов сорвано