Мнение: В плену чужих монополий Литва превращается в должника-«хроника» европейского масштаба

Корреспондент «NewsBalt» в Литве Валерий Мокрушин высказал свой взгляд на острейшую проблему в республике - астрономический долг граждан за оплату услуг отопления.

О том, что Литва занимает одно из последних мест в Евросоюзе по уровню и качеству жизни в целом, не знают только где-нибудь в глухом уголке бразильской Амазонии. Хуже только, свидетельствуют социологи, лишь в Румынии и Болгарии. Но там, на задворках цивилизации, могут и не знать, что литовский народ этому достижению обязан местным консерваторам (так и тянет назвать их «неоконами» – по аналогии с американскими ястребами из республиканской партии, которые в пылу предвыборной президентской гонки объявили Россию «врагом номер один» со всеми вытекающими из этого факта последствиями).

Их меры по унижению наиболее обездолённых и незащищённых, такие как урезание пенсий и сокращение пособий безработным и многодетным при одновременном росте зарплат чиновников вполне достойны Книги рекордов Гинесса в качестве если и не рекордных, то безусловно уникальных мер по «повышению» благосостояния сограждан. К следующим параллельно повышению налогов и введению кассовых аппаратов на каждой торговой точке, включая бабушку, продающую связанные за ночь шерстяные носки на стихийном рынке у торгового центра, народ уже привык, но вот смириться с поистине чудовищными счетами за отопление никак не может.

— И как можно это терпеть: зарплата у меня восемьсот литов, а за квартиру должна отдать более тысячи, причём две трети за отопление? — возмущается жительница столичного микрорайона Жирмунай в интервью журналистам еженедельника «Обзор».

Но это ещё не предел, нередко счета по этой статье превышают и тысячу литов. И это в стране, где минимальная зарплата (на ней «сидит» около трети всех работающих) едва превышает восемьсот литов (230 евро в пересчёте)! Многим просто не под силу нести эту ношу, потому растут ряды хронических должников, а чётко следующие букве закона судебные приставы безжалостно выбрасывают на улицу «злостных» неплательщиков, среди которых и инвалиды, и многодетные семьи.

Катастрофически снижающийся уровень жизни выводит на улицу учителей и таксистов, врачей и дворников, устраивают массовые митинги протеста поляки и представители прочих нацменьшинств, даже прошла массовая (первая в своём роде) акция против политики президента. И хотя лозунги у протестующих разные, глубинная причина лежит на поверхности: стремительное обнищание населения.

Чем же объясняют власти подобное положение, которое народом сравнивается со стихийным бедствием? И премьер-министр Андрюс Кубилюс и министр энергетики Арвидас Сякмокас не устают оправдываться: виноваты суровая зима, а имперский монополист «Газпром» целенаправленно занимается дискриминацией Литвы, отчего природное топливо обходится «балтийской сестре» дороже всех в Европе.

Истинную цену этим отговоркам, настоянным, как правило, на патологической россияфобии, в Литве хорошо знают: редкий член Евросоюза, прежде всего на Востоке, не сетует на то, что газ ему обходится дороже, чем у соседей. Действительно, Литва платит за голубое топливо дороже, чем соседние Латвия и Эстония, но только из-за своего нежелания и, как выяснилось во время недавнего визита высокопоставленного сотрудника «Газпрома» в Литву, неумения договариваться. В результате этого другие «балтийские сестры» – Латвия и Эстония, которых тоже трудно назвать большими друзьми России – получили 15-процентную скидку на газ, а Литва оказалась на «бобах». Как видим, дискриминация тут абсолютно ни причём.

Некоммуникабельность, политическая упёртость литовских власть предержащих — далеко не единственная причина, неминуемо ведущая страну на грань катастрофы, в том числе в энергетической сфере. Стоит внимательно вчитаться в правительственные пресс-релизы, в материалы аналитиков и специалистов, чтобы прийти к неожиданному выводу: правая рука в правительстве не знает, что делает левая.

Апофеозом некомпетентности оппозиция называет действия министра энергетики. Даже была инициирована в парламенте его интерпелляция (отставка). Ну, оппозиции и сам Бог велел прессовать правящих, но солидарна с ними оказалась и Еврокомиссия, то бишь правительство объединённой Европы. И дело тут не только в элементарном разбазаривании денег, отпускаемых Евросоюзом на ликвидацию Игналинской атомной электростанции (десятки миллионов евро пропали, словно испарились бесследно), что не замедлила отметить комиссия специалистов из Брюсселя. Работы по демонтажу выполняются непрофессионально, графики срываются, и это стало далеко не последней причиной, из-за чего Литве в три (!) раза сократили финансирование этого важнейшего проекта, оставив уважаемое правительство один на один с неразрешимыми проблемами.

И даже не в параноидальной идее выстроить новый многомиллиардный атомный (японский типа «фукусима») энергоузел взамен остановленного советского, который мог бы исправно служить, по выводам экспертов, ещё как минимум лет двадцать – и это в условиях, когда на счету каждый лит и когда народ с ужасом ждёт времена, когда Содре (Государственной системе социального страхования. — «NewsBalt») нечем будет платить даже пенсии!

Народный протест достиг такого накала, что инициативная группа активных граждан собирает подписи за проведение общенационального референдума по Висагинской станции. Они считают, что роковые ошибки действующей власти приведут страну к банкротству и рассчитываться за это придётся не только нынешнему поколению.

Уже одного этого было бы достаточно, чтобы власти (имеются в виду и Кубилюс во главе имеющего отрицательный рейтинг популярности правительства, и президент Даля Грибаускайте, фактически «крышующая» правящий кабинет) ради сохранения страны и собственного лица дружно подали в отставку, мужественно признав своё поражение. Но это возможно в других странах с развитыми общественными институтами, с богатым опытом многовековой демократии, хотя и там, признаем, случаются казусы. Литовскую власть на испуг не возьмёшь, она держится за «вожжи» (сатирики употребляют другой термин – за корыто) до последнего. Думается, именно этим стремлением не потерять доходное место у кормушки и можно объяснить не совсем логичные или совсем нелогичные действия властей по раздаче «слонов», то бишь лакомых кусочков в виде концессий. В Литве по этому вопросу богатая история, однако нас в данном случае интересует исключительно энергетика, наотмашь бьющая литовца по и без того пустому карману.

Тут можно бы вспомнить давнюю и скандальную эпопею, ставшую уже классикой, с нефтеперерабатывающим заводом «Mažeikių nafta», который правящие в то время консерваторы продали лучшим друзьям — американцам в лице компании «Williams International» буквально за один доллар. Заокеанские благодетели через пару лет довели предприятие до ручки и бросили на произвол судьбы.

Или вот новость с пылу – с жару: мэрия Каунаса запретила концерну «Газпром» строить в городе новую современную теплоэлектроцентраль на газе, которая могла бы помочь в решение многих проблем, не исключая и стоимость тепла для горожан. А ведь все необходимые договоренности достигнуты и документы подписаны ещё несколько лет назад, россияне всерьёз готовились к выполнению контракта, потратили немало денег, а когда дело дошло до забивания символического первого колышка на объекте, городские мужи вдруг обнаружили, что через эту станцию коварный монополист расчитывает окончательно подчинить себе вторую столицу страны, опутать её, как ядовитый паук, тенётами электрических проводов. Не выйдет! — отрубили в мэрии и обрекли горожан на прозябание в холоде и дорогом тепле. Как тут не вспомнить сорванца, который решил назло бабушке уши отморозить!

Поразительное открытие сделала на днях президент Грибаускайте: оказывается, в астрономически высоких счетах за отопление столичных квартир и офисов виновата… монополия. Да-да, читатель не ослышался: именно монополия в лице французского концерна «Dalkia» (в скобочках поясним, что французский траннациональный гигант ничего общего с именем главы литовского государства не имеет, скорее, это случайное совпадение). Только через два с половиной года заступления на самый важный пост в государстве Грибаускайте обнаружила злостного монополиста, взвинтившего цены на энергоносители до небес, о чём она и поведала отечественным и зарубежным журналистам.

А история сколь типична, столь и банальна: уже давно тепловое хозяйство столицы сдано в концессию французскому концерну, который, согласно хрестоматийной схеме, оказался небезкорыстным – даже очень — монополистом с самыми широкими полномочиями и возможностями ловить рыбку в мутной воде. Запредельные счета за отопление – это далеко не все «подвиги» любителей лягушатины на «земле Марии». Сейчас они собрались порадовать вильнюсцев чудо-котельной на биотопливе стоимостью 500 млн литов. Чем это порадует рядового квартиросъемщика, подключённого к цетральному отоплению? Не надо заканчивать финансовую академию, чтобы вынести резюме: увеличением счетов за отопление, ведь поставщик должен вернуть потраченные средства, причём с лихвой. Закон рынка суров, но, как говорили в Древнем Риме, это закон.

Полмиллиарда литов — сумма для небольшой Литвы огромная. А нет ли вариантов дешевле? Оказывается, есть, и Грибаускайте знает один. По её мнению, если бы объявить тендер, то стоимость такого энергоузла упала бы на 40% — до 300 млн литов. Логично задаться вопросом: а куда же разницу в двести миллионов, уж не на пресловутые ли откаты, премиальные и представительские? И это при том, что одинокие пенсионеры и прочие малоимущие считают каждый цент.

Однако в этой истории самое удивительное то, что острой нужды в подобной котельной вовсе нет. Дело в том, что в Вильнюсе и его окрестностях тепло пропадает зря, его просто не знают, куда девать. Большая промышленность в стране по большому счёту уничтожена, однако кое-что ещё осталось, и некоторые заводы имеют избыточное технологическое тепло и они заинтересованы пустить его на нужды горожан. Вот, например, крупнейший целлюлозно-бумажный комбинат «Grigiškės» мог бы поставлять попутное, а потому дешёвое тепло в столичную сеть, за счёт чего стоимость тепла можно снизить минимум на 10%. Но монополист «Dalkia» в лице своей дочки «Вильняус энергия», отстаивающая своё монопольное право, ставит бумажникам непреодолимые условия искусственного характера, и в полном смысле слова бесценное тепло пропадаёт зря. И такой пример не единственный в своём роде.

Это что получается, полнейшая анархия, «Dalkia» что хочет, то и ворочает? И нет на неё никакой управы? А куда смотрят власти? Правительство, министерство энергетики, наконец, Сякмокас, номинант на звание «Человек года»? Вместо того, чтобы носиться с строительством атомной станции и прочими фантомными проектами, встречающих к тому же отторжение в обществе, не лучше ли посмотреть вокруг, себе под ноги, где кроется поистине золотая жила?

Или у себя под ногами неинтересно, тут нет больших денег, нечем поживиться? И, потом, счета за отопление министров волнуют в последнюю очередь, они получают достаточно, чтобы не чувствовать нужду и боль простого человека.