«Польские перевозчики начинают бояться ездить в Россию!»: подробности нового польско-российского конфликта

Новая польско-российская война международных автоперевозчиков в материале «NewsBalt».

Международные грузоперевозчики в Польше начали акции протеста, тем самым намереваясь привлечь внимание правительства республики к сложившейся ситуации: новые российские законы, по мнению дальнобойщиков, могут привести к исключению польских перевозчиков с рынка России, пишут сегодня, 27 апреля, польские СМИ.

— Мы просим о встрече с премьером Туском. У нас есть подозрения, что он не информирован о наших проблемах, – заявил изданию «Wyborcza» Вальдемар Ящук (Waldemar Jaszczuk), представляющий Беловежское соглашение транспортных фирм, которое осуществляет свою деятельность на восточных рынках.

Эти фирмы опасаются, что новые российские законы поставят под знаком вопроса их будущее.

Со 2-го мая сотрудники российской дорожной полиции смогут выписывать штрафы до 60.000 рублей фирмам-перевозчикам и водителям за использование неправильного разрешения на международные перевозки — так называемого «дозвола». В соответствии с договором между правительствами России и Польши, до конца будущего года перевозчики обеих стран получат по 150.000 разрешений на международные перевозки. В случае польских перевозчиков эта квота была поделена на часть общих перевозок (транспорт товаров между Россией и Польшей и транзит), и вторую, значительно более меньшую часть транспортировки товаров в Россию из других стран.

Вся проблема заключается в том, что в России закон интерпретируется удивительным образом, отмечают польские СМИ: для россиян товар – даже если он произведён в Польше, но был продан в Россию фирмой, находящейся в третьей стране – является уже экспортированным из этой страны. 

— Если у перевозчика есть разрешение на общие перевозки, то на него налагается штраф, – заявил вчера президент объединения международных автоперевозчиков в Польше (ZMPD) Ян Бучек. — Точно также – как груз из третьих стран — в России рассматриваются товары, доставленные в польские логистические центры, а из них отправленные уже в Россию, часто в виде сформированного нового груза.

По мнению ZMPD, такая трактовка противоречит международной конвенции CMR о международных перевозках, а также российско-польским договорам.

Планируемые теперь в России драконовские штрафы для иностранных перевозчиков при таких неясных интерпретациях законов вызвали переполох у польских фирм.

— Польские перевозчики начинают бояться ездить в Россию. Из-за этого они теряют контракты, на которые работали годами, – продолжил Бучек. Он предостерёг, что это может поставить под вопрос существование некоторых логистических центров в Польше.

В ZMPD не сомневаются: «Уже несколько лет российская сторона пытается вытеснить иностранных перевозчиков с рынка доставки грузов в Российскую Федерацию». Примером служит сокращение Россией годовых лимитов для польских перевозчиков при растущих оборотах в торговле между Польшей и ЕС с одной стороны, а Россией с другой.

Речь идёт о будущем многих польских фирм и водителей. 

– В прошлом году минимум 25.000 тысяч польских грузовых фур въехало в Россию хотя бы раз. А в России, для сравнения, имеется в сумме только 35.000 фур для осуществления международных перевозок, – уточнил эксперт ZMPD.

Польские перевозчики тем более возмущены действиями российской стороны, что, по их сообщениям, российские перевозчики обходят правительственные постановления, въезжая в Польшу без проверки разрешений из Литвы. Таким образом, уверяют в ZMPD, российские перевозчики совершают до 400 тыс. перевозок через Польшу, хотя по международному соглашению, они имеют право только на 150.000 перевозок в год.

Именно поэтому польские перевозчики провели вчера акцию протеста у деревни Будзиско (Budzisko) на границе с Литвой. 

– На неё может прибыть до тысячи перевозчиков. Мы не хотим блокировать дороги или затруднять проезд, – сообщил координирующий акцию Витольд Ящук.

Он добавил, что акция может быть отменена, если успехом закончатся переговоры с министром транспорта Славомиром Новаком (Sławomir Nowak), запланированные на утро четверга. Однако польский Минтранс не проявил активности, и протестное мероприятия состоялось. За акцией мирно наблюдала польская полиция, не предпринимая никаких действий, уточняет литовское издание «15min.lt»

— Мы сигнализируем властям о проблеме уже два года, но нет никакой реакции, – пожаловался Бучек, добавив, что ZMPD с ноября безуспешно добивается встречи с Новаком, а Ящук добавил, что вице-министр транспорта Тадеуш Ярмузевич (Tadeusz Jarmuziewicz) говорил перевозчикам, что по этому вопросу будет созвана правительственная антикризисная группа. 

– Но по нашей информации такая группа не создана – заключил Ящук.