Польский публицист о Смоленской трагедии: Путин получил приглашение на уничтожение польского президента

Такое мнение высказал главный редактор «Gazeta Polska» Томаш Сакевич, памятуя о жертвах авиакатастрофы под Смоленском два года назад.

Сегодня — вторая годовщина со дня Смоленской трагедии. 10 апреля 2010 года в районе аэродрома Смоленска «Северный» разбился польский Ту-154. В авиакатастрофе погиб президент Польши Лех Качиньски с супругой, всего на борту самолета находились 88 пассажиров и 8 членов экипажа. «NewsBalt» представляет взгляд главного редактора «Gazeta Polska» Томаш Сакевича (Tomasz Sakiewicz) на причины и следствия Смоленской трагедии (авторскую колонку польского эксперта, опубликованную на портале Niezalezna.pl под заголовком «Должны ли мы бояться России?», специально для «NewsBalt» перевёл Николай Пенчуков). 

Блокирование смоленского следствия, а также уступчивость воле Кремля во многих других областях — это не только результат деятельности немалого пророссийского лобби. К тому же Россия охотно использует оставшуюся коммунистическую агентуру. Но само это лобби Польши бы не завоевало. Наиважнейшим союзником Путина в Польше является страх. Кремлёвский атаман имеет репутацию – и не только у нас – человека сурового и непредсказуемого. По этой причине многие предпочитают уступать ему дорогу. Почти как с пьяным хулиганом, который сыплет ругательствами и ищет повода прицепиться. Все предпочитают уступить, чтобы не ввязываться в склоку, в которой можно и неслабо получить. В результате такого поведения приличные люди толкутся у края тротуара, а хулиган получает себе почти всю улицу. Фактически хватило бы отпора одной решительной личности или солидарной позиции нескольких человек, чтобы вернуть себе тротуар. Люди, однако, в таких делах редко руководствуются разумом.

Правда ли Путин так грозен? Я не верю в какой-либо серьёзный конфликт в центре Европы. Даже наивернейшие союзники Путина не пойдут на риск, пока Запад в десять раз сильнее России. Целью Путина есть не столько покорение, сколько воссоздание и удержание остатков былой империи. Стало быть, он не может ввязываться в какие-либо дорогостоящие политические акции. Его страна попросту не в состоянии пойти на это. 

Россию всё более ущемляет растущая китайская экспансия, а в скором времени ей придется столкнуться с амбициями набирающей силы Турции и всего мусульманского мира. Обе проблемы слишком серьёзны, чтобы России стоило «идти на Запад». Уступчивость Польши и иных стран воле Кремля — результат глупости и трусости. Редко кто, видя идущего напролом Путина, хочет сказать: «Справлюсь». Естественно, у России до сих пор в распоряжении сильно разросшиеся спецслужбы и немало купленных друзей. Это, однако, скорее помогает в политике запугивания, чем даёт реальный перевес. Грузинская война стала лучшим этому доказательством. Путин мог рискнуть затеять распри с маленькой Грузией, однако когда Польша и другие страны нашего региона поддержали Тбилиси, вынужден был остановиться.

Очевидно, Москва может пробовать воздействовать на правительства отдельных стран – одних поддерживать, других уничтожать. Но это возможно только тогда, когда эти страны не проводят единой политики по отношению к Кремлю. Так было до 10 апреля 2010 г. Путин использовал политический эгоизм правящей коалиции, чтобы соответствующим образом подготовить визит Леха Качиньского. Если бы поляки не высылали явных сигналов, что готовы играть с Путиным против своих, Москва не предпринимала бы никаких агрессивных действий.

Путин, напротив, получил приглашение на уничтожение польского президента. После катастрофы правительство, поражённое результатами своей «игры», предпочитало прятать голову в песок, чем рисковать выявлением прежних шагов. Путин, следовательно, выиграл дважды. 

Третий раз уже не выиграет. В Польше растёт гнев в отношении смоленской трагедии. Это скажется и на политической ситуации у нас в стране, но и на шансах России войти в цивилизованное общество. Это, скорее, Путин должен бояться поляков, если не хочет стать балластом для собственной страны.


Справка «NewsBalt». Томаш Сакевич, 45 лет. Польский журналист, публицист, главный редактор еженедельника «Gazeta Polska». По образованию — клинический психолог.