Эдгар Сависаар: Если бы мы не были членами Евросоюза, то в Эстонии давно бы была диктатура власти

«NewsBalt» перевёл эксклюзивное интервью мэра Таллина Эдгара Сависаара газете «Kesknädal», в котором он назвал сегодняшнюю власть в республике «политической полицией».

Мэр Таллина Эдгар Сависаар (Edgar Savisaar) дал эксклюзивное интервью газете «Kesknädal», которое вышло вчера, 18 апреля, под заголовком «Кто они, медвежьи прислужники». «NewsBalt» перевёл на русский язык это интервью, взяв за основу публикацию самого Сависсара в своём блоге, где он назвал интервью проще — «Медвежьи прислужники».

— Сегодня в газете «Kesknädal» было опубликовано мое длинное интервью, — такими словами предварил публикацию в своём блоге мэр эстонской столицы. — Правительственные средства массовой информации, как огня бояться заострять на этом внимание. Если наши масс-медиа зависимы до такой степени, то я по-настоящему боюсь за наших журналистов, боюсь, что в один прекрасный день их начнут оскоплять, и никто не пошевелит пальцем, чтобы защитить их.

— В последнее время, по крайней мере, два журналиста написали, что КаПо (Полиции безопасности Эстонии. — «NewsBalt») подобрались к Сависаару «близко», но не посмели его тронуть, потому что бояться бросить тень на репутацию Эстонии как демократического государства в глазах Западной Европы. Что бы это могло значить: «КаПо рядом»?

— Может быть, действующие агенты некоторых служб пытаются оказать на меня давление. То, что они говорят, является недвусмысленным предупреждением и призывом отказаться от защиты интересов своих избирателей и сосредоточиться на собственной обороне. Это и является целью Партии реформ и обслуживающей её политической полиции.

На самом деле, это всё из серии «часто повторяющихся угроз», которые, однако, будут повторяться, потому что они не действуют на нас, особенно после восстановления единства Центристской партии.

— Те, кто вышел из партии, обещают со слов «Postimees», создать новый избирательный союз «Центральные демократы» и прийти на местные выборы для того, чтобы создать вам конкуренцию. Видите ли вы в этом угрозу?

— Это является давней мечтой идеолога Партии реформ Райна Росиманнуса (Rain Rosimannuse) — создать такой избирательный союз, который, хотя сам по себе и не преодолеет пятипроцентного барьера и в городской совет не попадёт, но отнимет у Центристской партии достаточно голосов, и не позволит нам получить абсолютное большинство в столице.

Помню двое выборов, когда вместе с избирательным союзом выходили из близких к нашей партии округов, но оба раза дело пошло не так. Если единственной программой «Центральных демократов» является союз против Сависаара, я не вижу у них никаких шансов. Противостоящие Сависаару партий находятся уже на месте, числу их избирателей неоткуда больше возрасти. Для новых противников Сависаара нет места. Эта ниша занята.

Та же беда и с Реформистской партией; вся их программа в Таллине заключается в снятии Эдгара Сависаара, их кандидат в мэры Валдо Рандпере (Valdo Randpere) не умеет больше ни о чём говорить, кроме того, что Сависаара надо сместить. Такими разговорами в столице они голосов не получат.

Что же касается тех, кто вышел из Центристской партии, то у всей этой компании имеется единственный субъект — Айн Сеппик (Ain Seppik). С интересом слежу, каким будет его следующий ход. Действительно ли он на местных выборах приведёт к победе за Таллин Инара Луйгаса с Вырумаа, Лембита Кальювее с Вирумаа и Калле Лаанета с Сааремаа? Это напоминает мне роман Эдуарда Вильде, как мужчины из Ания грозились прийти взять Таллин и что из этого получилось (речь идёт об исторической трилогии Вильде о крестьянских волнениях в Эстонии конца 50-х годов XIX века. — «NewsBalt»).

— Предсказывают, что с Центристской партией получится также неудачно, как с Народным союзом. Вы считаете это вероятным?

— Не создавайте себе иллюзий. Если с нами произойдёт то же, что и с Народным союзом, то следующее случится с социалистами, как с нами. Кто находится в очереди после этого? Реформистская партия боится, что они останутся позади социалистов. И правильно боится. Спецслужбы и ведомства переросли политиков на голову, это понимают не только адвокаты, но и более широкий круг.

В 1934-х годах социалисты поддерживали Пятса и Лайдонера, потому что верили, что таким образом справятся со своим конкурентами из вапсов. Они не могли предположить, что после уничтожения вапсов возьмутся и за них.

— Из чего можно сделать вывод, что КаПо развернулась против вас?

— Но это и не является КаПо; это слабые люди, которые считают важным ходить перед начальством на задних лапках. К некоторым из них КаПо подобралась ближе, чем ко мне. Люди в большинстве хорошие, но временами слабые. Такие приёмы, как в современной политтехнологии и у спецслужб, использовались уже в античные времена против Сократа и его соратников.

Мне говорили, что на встрече с руководством спецслужб Ильвес (Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. —  «NewsBalt») спрашивал у них придирчиво: разве Сависаар ещё сих пор в политике? И один сотрудник КаПо сам порекомендовал мне, чтобы я Ансипом (премьер-министр Эстонии Андрус Ансип. — «NewsBalt») «договорился», потому что иначе они не смогут ничего сделать, потому что дан приказ вытеснить Сависаара из политики. Опасным является то, что, если чиновники тайной полиции и прокуратуры поймут, что за счёт давления на оппозицию можно хорошо заработать, и очень хорошо.

Что вы думаете о том, как случилось, что Райво Аэг (директор КаПо) получил себе генеральские погоны? Хотя ещё за некоторое время до этого говорили, что их в ближайшее время ни одному из офицеров не дождаться. Аэг должен быть благодарен мне и всю жизнь вспоминать меня добрым словом. Он забетонировал меня в фундамент избирательной кампании IRL, обеспечив таким образом результаты выборов этой партии, а также получил ценную награду от политиков.

— Что бы вы такого сделали ими, чтобы они не прощают?

Они нам не простят, как мы думаем. Нас притесняют за нашу дружелюбную настроенность к Эстонии. Правящие партии и их владельцев устраивает то, что Эстония является страной, экспортирующей рабочую силу.

Мы не с этим не согласны. Правящие партии не заинтересованы в национальном капитале Эстонии и в его накоплении. Мы заинтересованы. У нас другая политика, и этого нам не прощается. Меня рассмешили разговоры пробивающихся в правительство; они говорят, что хотят власти, но оставляют без ответа вопрос о том, какую политику они будут проводить в правительстве.

Например, социалистов всегда рады взять в реформистское правительство, потому что они там проводили правую политику. Пярноя продал Эстонскую железную дорогу, Виркус — большинство акций «Тallinna Vesi», и Падар сократил бюджеты самоуправлений.

— Разве нынешняя правительственная коалиция и её чиновничество справятся по-другому?

— Вот в чём вопрос: справятся ли они с Эстонией? 78 лет назад — в 1934-м году политическая полиция справилась с Эстонским государством. Они считают себя опорой государства, но на самом деле уничтожили это государство. Если у нас не было предыдущего опыта, и мы не были бы членами Европейского Союза и членом Совета Европы, то в Эстонии давно бы диктатура власти.

К счастью, есть и другие примеры — такие, как Словакия, с мэром столицы которой, Братиславы, я только что познакомился. Их народ очнулся, и они завоевали большинство в парламенте — в самом сердце Восточной Европы. В настоящее время взят курс на введение ступенчатого подоходного налога и защиту интересов Словакии. Причём, сначала была оппозиция у власти в столице, а теперь так по всей стране. По аналогичному образцу также будут, вероятно, действовать и в Эстонии.

— Как вы рассматриваете нападки последних дней на средства массовой информации России и на политиков русской национальности?

— Я читал годовую книгу КаПо, — они думают, что они смогут вломиться через двери масс-медиа России, как они привыкли, как это происходит после приказа в эстонских масс-медиа. Читал, что наша КаПо считает телестанцию «Russia Today» антигосударственным деятелем. Над такими оценками издеваются не только русские. Такими обвинениями высмеивается Эстонское государство. Я недавно был в Хельсинки, «Russia Today» показывают почти в каждом номере отеля, и никто не пытаться критиковать эту передающую станцию.

Конечно, нам нужна сильная противостоящая пропаганда, как и любой уважающей себя стране. К сожалению, Эстонское государство в развитии своей способности контрпропаганды было, однако, жалким. Эстония ни участвует в «Euronews», ни присоединялась к предложению трёх Балтийских государств о формировании общего медийного пространства. Нашим единственным орудием внешней пропаганды является англоязычные новости Эстонской общественной телерадиовещательной корпорации, которое, как дамский браунинг против межконтинентальных ракет.

— Недавно сравнивали в одном статье Эльмара Сеппа с известным российским бизнесменом Ходорковским. Разве это не было слишком?

— У нас полностью с Ходорковским сопоставим Тоомас Аннус, и в меньшей степени, Оливер Крууда. Аннус потерял здоровье, вместо занятия коммерческой деятельностью он ходит по судам. Кто может этому радоваться? Возможно, его только его конкурент из строителей и тесно связанный с политикой «на правильной стороне» Тоомас Луман?

Что касается Эльмара Сеппа, то если бы он просто положил деньги в карман, то, в большой вероятностью, никто бы его не тронул. Но его вина в том, что он эффективно организовал издание оппозиционной газеты. Это был его смертный грех.

— На протяжении всего интервью вы были слишком пессимистичны! Но есть и что-то хорошее — предсказывали же нам резкое снижение численности населения, но теперь видно, какие хорошие результаты были получены при переписи населения!

— Это была действительно лучшая новость о том, что за десять лет, никакого сокращения численности населения, достойного обсуждения, не произошло. Только я не могу понять, зачем тогда необходимо закрывать школы, почему магазинов исчезают, почему на земле нет услуг частного сектора? Однако, результаты переписи населения утверждают, что земля полна людьми, как раньше. Этот аргумент может быть правдоподобным, если бы в то же время население городов выросло.

Кроме Таллина население не растёт ни в одном городе. Мы вернулись назад в брежневское время, когда уши слышали одно, а глазами видели другое. И нет уже Голоса Америки, откуда можно узнать правду. Вывод прост — если жизнь исчезла с земли, но население городов не выросло, следовательно, что люди покидают страну, пусть говорят переписчики населения, что хотят.

Зачастую живём в виртуальном э-государстве. Оглянулся на некоторое время назад, когда Сиим Каллас и Тоомас Хендрик Ильвес открывали с помпой пограничный пункт Койдула. На самом деле это был холостой выстрел стоимостью более миллиарда крон, так как ещё до открытия было известно, что ветеринарный пункт приёма животных был отведён российской стороной из Печор в Ивангород. Хотелось бы надеяться, что тоже самое не произойдёт с «Rail Baltica». Проект предполагает, что из Финляндии в день будет приходить в южную сторону, по крайней мере, семь составов товарных поездов, но если вы посмотрите, как северные соседи развивают железнодорожное сообщение Санкт-Петербург — Хельсинки — Стокгольм, тогда у вас может возникнуть вопрос: откуда прибудут товарные потоки, которые на «Rail Baltica» будут содержать?

— Считаете, что перед выборами снова вынут национальную карту, переставят на другое место какой-нибудь памятник или сломают Русский танк, и народ побежит голосовать за правых?

— Не всегда и не навечно. Например, президента Франции Николя Саркози не спасёт и национальный аргумент, хотя он в последнее время всячески пытался его использовать. Если средства массовой информации находится в равновесии, то невозможно дурачить людей. Эстония находится более сложной ситуации, но я не думаю, что Бронзовый солдат оставит Ансипа во власти навсегда.

— И, наконец, следует ли поддержать перевод Академии Министерства внутренних дел в Ида-Вирумаа?

— В любом случае, это укрепит безопасность Эстонии в большей степени, чем строительство Музея эстонского народа или Художественной академии в каком-нибудь месте. Когда я был премьер-министром, то мы сначала основали пограничные школы в Ремнику и затем Усть-Нарве. Позднее их оттуда перевели и оставили пограничный уезд незащищённым. Я обратил внимание, что часто IRL (Isamaa ja Res Publica Liit — Союз Отечества и Res Publica) ведёт себя так — Лаар (министр обороны Март Лаар. — «NewsBalt») ещё не встал с больничной койки, но политику полностью обновляют. Это подобно кармическому долгу, который они пытаются погасить. Например, Рейнсалу уже говорит и том, что у предпринимательства Эстонии отсутствует доступ к капиталу. Правильно. Но кем является это общество, которое толкнуло банковскую систему Эстонии в руки шведов? Рейнсалу действительно прав, но то, что он говорит, является глубоко центристским тезисом, с которым IRL раньше боролась. Может быть опять развернутся? С этим следует считаться.