Дух чикагской речи Дали Грибаускайте: Литва лихорадочно строит этническое государство

Оговорки по Фрейду литовского президента на саммите НАТО в Чикаго проанализировал журналист «NewsBalt» из Литвы Валерий Мокрушин.

Литва пожинает Литва пожинает обильный урожай на «историческом» (термин отечественных политиков и комментаторов) саммите НАТО, который завершился в американском Чикаго: страны Прибалтики будут укрыты натовским зонтиком ПРО, продлена миссия воздушной полиции (охрана воздушного пространства Прибалтики натовскими самолетами, базирующимися на аэродроме под Шяуляй, от распоясавшегося крылатого «русского медведя»), подтверждены гарантии коллективной, опять же натовской обороны беззащитных, но ух каких гордых (а ну берегись!) балтийских «сестёр» от имперской России, которая спит и видит себя всевластной хозяйкой янтарного побережья.

Опытный наблюдатель скажет: нового тут немного, о смертельной угрозе со стороны большого восточного соседа литовские власти стали кричать ещё до того, как восстановили независимость, и старательно подливают маслица в костёр антироссийской истерики. А как же, ведь надо отрабатывать эти самые обещания и гарантии, глядишь, чего-нибудь да и перепадёт с барского стола: подержаные норвежские миномёты, отслужившие свой срок в британских королевских флотах тральщики, почти новые армейские ботинки и сапоги…

Отрабатывать надо всё и везде: в Косово и Афганистане, в Чечне ( мировые масс-медиа не раз и не два писали о снайперах из Прибалтики, участвующих в боях на стороне сепаратистов) и Грузии, даже в самой Литве, на которой американские «друзья» по альянсу держали – как сообщают иностранные источники — несколько секретных тюрем ЦРУ, в которых без суда и следствия – и это светоч, столп мировой демократии! — держали, а есть данные – и пытали — захваченных в разных странах граждан иностранных государств. Кто чем богат: кто-то торгует нефтью и газом, а для стран, подобных Литве, самым ходовым, пока востребованным и неплохо оплачиваемым товаром на экспорт является россияфобия.

Президент Литвы Даля Грибаускайте, добравшись, наконец, до США (после отказа встретиться с коллегой Бараком Обамой, прибывшим пару лет назад с инспекционной поездкой в Европу, янтарной леди, как какому-нибудь груму, отказавшемуся по привычке забраться на запятки господской кареты, без обиняков указали, что отныне в Белом доме она сможет побывать разве что в качестве рядового туриста. Госпожа президент, похоже, сильно горевала о своей опрометчивости и делала всё, чтобы заслужить прощение и вернуться на запятки), встретилась всё-таки с Обамой и лично засвидетельствовала свое нижайшее почтение. Но и тут, как говорят, тоже мало новизны.

Модератором в некотором роде сенсации стала встреча главы литовского государства с представителями многочисленной литовской общины, которая считает как раз Чикаго столицей литовской Америки (по разным данным, в городах и весях Соединённых Штатов проживает от одного до двух миллионов выходцев из «страны Марии»). Много чего было сказано на этой встрече, которую некоторые деятели тоже окрестили эпохальной — о сохранении литовскости, национального духа и традиций, о важности связи с исторической родиной…

Особое звучание эти слова о сохранении идентичности приобрели в наше время, когда многие политики (экс-президент Литвы Роландас Паксас, например, возглавляющий ныне одну из ведущих парламентских партий «Порядок и справедливость») бъют в колокола по поводу эмиграции, принявшей массовый характер и ставшей реальной угрозой существованию Второй республики: за двадцать лет и без того небольшая республика потеряла около миллиона граждан — без малого четверть всего населения.

Однако не констатация этого грустного факта насторожила политологов – президент резко, как никогда до этого, отчитала восточную соседку Польшу, товарища по Евросоюзу и соратника по НАТО. С обидой госпожа Даля высказала смелую догадку: обостряя отношения с Литвой, Польша играет на руку России, против которой, следуя логике литовского президента, и следует дружить Литве и Польше. Балтийской сестре в этом неоклассическом треугольнике достаётся, по мнению Грибаускайте, роль козла отпущения.

Все эти оценки приведены в пресс-релизе президентуры по итогам встречи. Там много ещё разного не просто интересного, а поистине сногсшибательного. Но по порядку. Начнём с оценки Польши как опустившую Литву до положения козла. Думается, далеко не случайно эта отповедь прозвучала на земле нынешнего хозяина положения, который строит не только «янтарную леди», но и глав государств покрупнее. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы заключить: добро на конфронтацию получено на самом верху американского госдепартамента, где, видимо, считают, что западную соседку Литвы, начинающей трудный, но всё же содержательный диалог с Россией, пора ставить на место. Дипломаты западных стран в течение веков практикуют таскание каштанов из огня чужими руками, а Литва и рада стараться.

Ещё один интересный пассаж о том, что положение с преподаванием польского языка в отечественных школах просто идеально-беспрецедентное, этнический поляк только в Литве может получать образование на родном языке, начиная с детского сада и кончая вузом. Почему же бунтуют поляки, а вместе с ними и представители других национальных диаспор? Козни политиканов, которым поляки, русские, белоруссы и прочие некоренные этносы по ошибке выдали карт-бланш на представительство в публичном пространстве. Ну, проживающим за океаном соратникам Валдаса Адамкуса, направленного Америков на президентство в Литву(лигитимность его двух сроков до сих пор у многих вызывает сомнение), десятилетиями оторванным от балтийской реальности, ещё можно повесить лапшу на уши в виде сусальных сказочек про мир, согласие и твёрдую поступь демократии на многострадальной земле Марии, но местных на подобную развесистую клюкву развести трудно, если вообще возможно. Ну кто здесь не знает, что, согласно недавно принятым поправкам к закону, образование практически переводится на литовский язык преподавания, начиная с детских садов, а о высшем образовании на национальных языках и раньше нельзя было и подумать.

Вывод, на мой взгляд, однозначен: в Литве набирает обороты насильственная ассимиляция некоренных народов, идёт лихорадочное строительство этнического государства, в результате чего только за два десятилетия второй независимости доля нетитульных народов сократилась на пять процентов — с 20 до 15 пунктов. Похоже, история ничему не учит местную власть, все попытки построения таких государств окончились катастрофой, достаточно вспомнить хрестоматийные примеры хортистской Венгрии, фашистской Германии, османской Турции…

Очевидны проблемы и с логикой, ведь если следовать ей, то право решать, хорошо ли живётся национальным диаспорам, принадлежит прежде всего тому , на кого направлена забота государства. А сейчас иначе, как изощрённым гуманитарным садизмом, положение назвать трудно. У диаспор, населяющих Литву, отнимают язык, а вместе с ним культуру, традиции, как следствие, национальное самосознание, и при этом не устают ханжески причитать мантру — это во благо личности, народа, страны.

Страсти по языку бушуют уже около двух лет, и поначалу президент занимала нейтральную позицию, держалась дипломатично над схваткой, помятуя, что она президент всех граждан. Однако «держать позу» госпожа Даля скоро устала, и вот воспитанник советской партийной школы сбросила маску и предстала во всей национальной (воздержимся от более смелого определения — националистической ) красе. На встрече с соотечественниками в Чикаго она заявила буквально следующее: «Напряжение (в межнациональных отношениях. — Прим. автора) достаточно, и оно пока не исчезнет. Польские власти надеются на выборы в парламент, что придут политические силы, которые якобы будут более благоприятно настроены по отношению к меньшинствам».

Маски сброшены, рано или поздно шило вылезет из мешка. В этих трёх строках – целая эпоха. Наконец-то глава государства признала, что до национального мира далеко и, что более важно, она предполагает продолжение противостояния и рассчитывать на шаги навстречу массовому протесту не приходится. Не забыла госпожа Грибаускайте и большого западного соседа: мы знаем ваши расчеты на возможную смену парламентской и исполнительской власти, но не надо обольщаться, ведь право подписи под любым законодательным актом остаётся у президента, а я сделаю всё, чтобы инородцы чувствовали себя как дома, знали литовский язык как родной. А русский, польский знать можно, но не обязательно, поскольку только через литовский можно приобщиться к высоким стандартам западной демократии, культуре, образу жизни. Можно представить реакцию на это «дружеское» послание польских властей, которые и без того уже не хотят разговаривать с коллегами из Литвы: конструктивного разговора с бывшими согражданами по Речи Посполитой, по их оценкам, не получается. Не желают толочь воду в литовской ступе и российские власти, не менее поляков обеспокоенные судьбой этнических россиян.

А теперь о политических силах, которые, по словам президента, могут быть «более благоприятно настроены по отношению к меньшинствам». В иных, цивилизованных странах типа Бельгии или Германии после таких слов можно было на политической карьере автора ставить жирный крест, поскольку глава государства признала, что нынешние власти к меньшинствам настроены неблагоприятно или недостаточно благоприятно. А дух её чикагской и других речей на родине чётко говорит о том, что никаких перемен в этой политике она не допустит.

Иные сердобольные аналитики возразят: и на старуху бывает проруха, замотанная визитами, встречами и переговорами бедняжка Даля оговорилась, на деле же она полна участия к меньшинствам, жаждет справедливого решения возникших проблем (хотя буквально на днях власти заверяли взволнованную мировую общественность в том, что никакой проблемы на самом деле нет, а если и есть, то она высосана из пальца). У этой самой общественности, которую не может не волновать нарушение прав человека, возведённое в ранг государственной политики, мозги набекрень: так всё-таки видят проблему власти или не видят?

 И мало что тут объясняет обычай двойных, а то и тройных стандартов, исповедуемый сильными – и не очень — мира сего: какие тут стандарты, если дискриминируют собственных законопослушных граждан, чьими руками, собственно, и создано это государство? Или, как ставят вопрос ребром унионисты в Молдавии, спасибо, что мы вас ещё не вешаем на телеграфных столбах.? 

Допускаю, что в данном случае его превосходительство президент оговорилась, но классик психоанализа Фрейд ещё около века назад доказал, что оговорки выдают сокровенные мысли. Ну, это вроде как — что у консерваторов (а янтарная леди по только ей известным причинам делает ставку на проигрывающих большую политическую борьбу, братается с самыми одиозными силами) на уме, то у патологического россияненавистника Витаутаса Ландсбергиса на языке.