Игорь Калакаускас: Лёд недоверия растает тогда, когда Россия и Эстония перестанут подозревать друг друга в подрывной деятельности

Такое мнение «NewsBalt» высказал заместитель председателя Эстонской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы Игорь Калакаускас.

Лёд недоверия растает тогда, когда Россия и Эстония перестанут подозревать друг друга в подрывной деятельности. Такое мнение корреспонденту «NewsBalt» высказал заместитель председателя Эстонской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, преподаватель истории, медиа и общественных наук в старейшей русской школе Таллина – Тынисмяэской реальной школе — Игорь Калакаускас, участвовавший в Калининграде на международной конференции «Культура сохранения русского языка межнационального общения в странах СНГ и Балтии», организованной БФУ им. Канта под эгидой Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ.

— Борьба за русские школы в Эстонии, едва начавшись, уже проиграна, — считает Калакаускас. – Нам не остановить эстонизацию русских школ, поскольку обе стороны, участвующие в споре о будущем иноязычной школы в республике, спорят о совершенно разных вещах. Родители многих русских учеников пытаются отстоять своё право обучать своих детей на русском языке (теоретически это возможно, исходя из закона «О школе»). Государство в лице Министерства образования пытается убедить всех, что обучение на русском языке неперспективно и неконкурентоспособно. 

По мнению Калакаускаса, «по сути, диалога между сторонами нет, ибо, как в поговорке: одни говорят, что мяч круглый, другие возражают – нет, синий! И никто не слушает оппонента».

— Эстонское правительство десяти столичным гимназиям (то есть тем школам, где есть старшие 10-12 классы), после девяти месяцев раздумий отказало в ходатайстве о продолжении обучения на русском языке в объёме большем, чем 40% (по закону не менее 60% курсов в 10-12 классах должно преподаваться на государственном – эстонском языке), — продолжил зампред Эстонской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы. — И хотя сейчас есть обращение в суд и многие готовы дойти до Страсбурга, я думаю, что опротестовать решение властей не удастся. Потому что закон по своей сути не нарушен: он гласит, что правительство разрешает или не разрешает. И точка. Без объяснения причин. Такой принят закон нашим парламентом, и мы слишком долго осознавали значение русских школы в Эстонии вместо того, чтобы просто бороться против принятия таких законов. Судебная тяжба может затянуться на годы, но де-факто борьба проиграна и начался процесс мучительного угасания образования на русском языке. Это очень печально и лично для меня, поскольку работе в русской школе я посвятил более 25 лет своей жизни. Тяжело наблюдать, как меркнут глаза педагогов, загнанных в угол и осознающих свою «бесперспективность»: в рядах русских учителей упаднические настроения в последние годы ощутимы – есть ощущение какой-то безысходности.

В Калининграде Игорь Калакаускас предложил представителю администрации президента России (речь идёт о замначальника Управления президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Игоре Маслове. — «NewsBalt») идею создания в Эстонии элитного русского лицея. 

— Но, судя по реакции, в реальность такой перспективы в России не особенно верят, — сказал «NewsBalt» эксперт. — Но ведь есть же в Эстонии Немецкая гимназия, которая частично оплачивается правительством Германии через фонды. Есть Французский лицей, где обучение идет на французском, и это никого не пугает. В Английском колледже уже несколько лет уроки проходят на английском. Есть, наконец, Еврейская школа, которая имеет очень тесные связи с Израилем.

Вторая причина проигранной войны, по мнению преподавателя, это государственная пропаганда, «которая всё более убеждает русскоязычных родителей, что только образование на эстонском сделает вашего школьника конкурентоспособным».

— Доля русскоязычных учеников в школах с эстонским языком обучения неуклонно растёт, что косвенно подтверждает успешность этой пропаганды, — сказал Калакаускас. — Проблема здесь ещё и в том, что русская община в Эстонии живёт абсолютно обособленно от эстонской. И в таких городах, как Таллин (где для половины жителей русский язык является родным), Нарва (русскоязычных – 97%) и некоторых других эти общины «пересекаются» только в общественном транспорте и в магазине. Нынешняя русскоговорящая молодёжь знает эстонский гораздо лучше, чем их сверстники двадцать лет назад, но говорить о свободном владении государственным языком пока преждевременно.

Третья причина, по мнению собеседника «NewsBalt», кроется «в порой совершенно невообразимых русскоязычных организациях, которые часто получают гранты от России, делая элементарный междусобойчик».

— Я не хочу сказать, что ведётся нечестная игра – просто работа проделывается без особых усилий, для своего круга, — считает представитель Эстонской Ассоциации преподавателей русского языка и литературы. — Весьма узкого, надо сказать, круга. Это делается просто, используя интернет и демонстрируя заказчику, что «вся Эстония стоит на ушах» от того или иного проекта. Но, на самом деле, что называется, «вся сила пара уходит в гудок». Да и гудок порой раздается «пост-фактум», когда мы вдруг узнаем, что где-то прошло награждение участников викторины: смотришь на список участников и понимаешь, что все они учатся в двух-трех школах (а тех же русских школ в стране – около полусотни). И в первую очередь, так происходит потому что «страшно далеки эти организации от народа»: живут в собственном мире, напрягаться сильно не хочется. «Среднему русскому обывателю» порой очень трудно разобраться в хитросплетениях отношений между этими организациями, которые вечно устраивают тяжбу друг с другом. Жалуются друг на друга в посольство России, в российские правительственные учреждения. А большинству из тех, о ком якобы пекутся всякие союзы, ассоциации, благотворительные организации, просто некогда вникать в суть противоречий.

Проблема межгосударственных контактов России и Эстонии решится, по мнению Игоря Калаускаса, только тогда, «когда обе стороны перестанут подозревать друг друга в подрывной деятельности». 

— Лёд недоверия смогут растопить новые люди, чьи головы не замусорены такими понятиями как «оккупация», «неофашизм», «проимперские амбиции» — они должны появиться и в Эстонии, и в России, — заключил эксперт.