Литва сегодня: «Аморальная партия» власти и мечты об инвестициях

Обзор последних политических событий Литвы - в материале литовского корреспондента «NewsBalt» Валерия Мокрушина.

Президент Литвы Даля Грибаускайте продолжает пожинать плоды триумфальной, по однозначной оценке местных экспертов и политиков, поездки на саммит НАТО в американский Чикаго, где главе государства удалось успешно решить практически все стоящие на повестке дня задачи. И на саммите, и по возвращении домой президент только что не стучала себя в грудь, подчёркивая демократическую сущность возглавляемого ею государства и горячую решимость продолжать движение по избранному пути.  

А министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис пошёл ещё дальше, заявив на международной конференции по проблемам демократии, состоявшейся недавно в Литве, о том, что небольшая, но гордая «балтийская сестра» является знаменосцем (то есть лидером) похода за демократию на просторах Восточной Европы, которая, если следовать логике уважаемого министра, погрязла в варварстве и жить не может без живительного литовского урока и примера. 

Трезвомыслящий наблюдатель, в том числе и практикующий демократ, почешет репу и удивлённо-философски воскликнет: «Эк куда их занесло!» Конечно же, ему известно, что почётным гостем, если хотите, козырным тузом на слёте являлся член американского сената Джон Маккейн, который даже у себя на родине прославился своими крайне реакционными взглядами (ну как Витаутас Ландсбергис в Литве), а компанию этому махровому ястребу составили такие же маргинальные политики из России, Украины, Белоруссии, которых объединил один антироссийский вектор.

Итак, Литва как столп, оплот демократии — сколько тут правды и для чего власти страны пытаются обмануть мировое сообщество?

«Я выхожу из аморальной партии»

Так заявил на днях Саулюс Стома (Saulius Stoma), что и стало сенсацией местного масштаба. Потому что эту информационную гранату бросил не кто иной, как ветеран Сейма, а аморальной, по его мнению, является правящая партия «Союз Отечества — Христианские демократы Литвы», членом которой депутат много лет состоит и с которой теперь решил расстаться. Причиной (хотя скорее это повод, причины значительно глубже: антинародное правительство Андрюса Кубилюса своей политикой довело народ до ручки, люди в поисках лучшей доли массово эмигрируют, обостряются межнациональные отношения в собственной стране и с двумя главными соседями) он обозначил скандальную историю с передачей малолетней дочери известного борца с педофилами, по сути народного героя (ныне покойного) Драсюса Кядиса матери, которую подозревают в пособничестве сексуальной эксплуатации малышки. Это мерзкое дело тянется уже более двух лет, уже нет в живых проходящих по делу четырёх человек, причём в официальной причине смерти двух из них, включая Кядиса (он, занимающийся спортом молодой человек, якобы утонул, и случилось это в нужный момент и в нужном месте — помните, один исторический деятель по похожему поводу заметил: нет человека – нет проблемы), сомневается едва ли не вся общественность.

Вообще весь этот кровавый марафон весьма смахивает на спектакль, главные роли в котором играют первые лица правительства и государства. Кядис в течение долгого времени стучался во все двери, бил во все колокола по поводу процветающей в верхних эшелонах власти педофилии, называл конкретные фамилии, адреса и явки – и наталкивался на стену противодействия или равнодушия. Не найдя понимания в органах правосудия, Драсюс решил вершить самосуд, застрелил двух человек, больше всего, по его мнению, виновных в глумлении над его дочерью. Народ выходит на многолюдные митинги и шествия, круглосуточно несёт вахту позора у президентского дворца в столице, ждёт, когда восторжествует справедливость, как это водится в истинно демократических формациях, однако Фемида безмолвствует. 

Вместо неё говорит уважаемая Грибаускайте на встрече с представителями литовской диаспоры в Чикаго, которые остановили её кортеж многочисленным пикетом с весьма нелицеприятными лозунгами и обвинениями в защите высокопоставленных извращенцев, она с доброй долей цинизма заявила: « У нас демократическое государство, у каждого есть право на своё мнение». То бишь собака (народ) лает, караван (власть) идёт, не обращая на шум внимания.

А вот что думает об этом мятежный депутат Стома: «Группа влиятельных людей в окружении премьера действует недемократично, попирая ценности христианской демократии. Равнодушие к боли ребёнка и к попыткам общественности добиться правосудия окончательно обнажили преступный цинизм политических взглядов руководства партии (консерваторов. — «NewsBalt»)». 

Сомнения, по меньшей мере, вызывают слова президента и о свободе мнений и их выражении. Сестра Кядиса Неринга Вянцкене, которая взяла на себя заботу о пережившем травму ребёнке и которая не стесняется в выражениях, обличая власть, рискует потерять работу местного судьи исключительно по политическим мотивам, сейчас в компетентных органах рассматривается её соответствие занимаемой должности. Народное же движение против педофилии, в защиту доброго имени Кядиса и его сестры ширится, создана «партия смелых» (Драсюс – значит смелый), которая намерена заявить о себе во весь голос на осенних парламентских выборах.

Получается, демократия по-литовски с душком и мало чего имеет с истинной властью народа. Так и хочется дать государственным дамам и мужам банальный, но от того не менее дельный совет: вместо насаждения демократии в «варварских» странах на Востоке обратить взор на собственный «огород», прислушаться к голосу и чаяниям собственных граждан, навести у себя порядок.

Тюрьмы ЦРУ: фантом или реальность?

На днях Литву посетила группа европарламентариев, которые искали ответ на один вопрос: судьба секретных тюрем Соединённых Штатов Америки на земле Марии? История давняя, в Литве работала прокурорская комиссия, которая после долгого изучения обстоятельств и местности, тщательных опросов свидетелей и участников, мучительных поисков вещдоков, применения широко известных дедуктивных методов по Шерлоку Холмсу дала исчерпывающий ответ: мы не можем утверждать, что таких тюрем не было, но не берёмся и соглашаться, что они в Литве действовали.

Такой иезуитский вывод основательно позабавил политикум, а гражданскую общественность заставил задуматься: в каком государстве мы живём, если власти не знают, что в нём делается? А мировые аналитики усмехнулись: ну как можно рвать на груди рубаху, доказывая свою независимость, позволяя американским спецназовцам в тайне вершить непотребное? Или это и есть демократия по-литовски, когда сильным мира сего позволяется сапогами топтать её девственную честь и достоинство? Госпожа президент на одной пресс-конференции в ответ на подобный вопрос раздражённо отмахнулась: раз тюрьмы американские, вот у американцев и спрашивайте. Мол, с нами они подобной информацией не делятся.

А на самом деле это секрет полишинеля, не только в иностранных, но и в отечественных масс-медиа много писалось об этих тайных застенках американских разведчиков, публиковались фотографии, назывались адреса, номера авиарейсов, осуществляемых, по всей видимости, ЦРУ в аэропорты Вильнюса и Паланги. Говорилось о двух-трёх предполагаемых узилищах, где могли находиться более десятка узников. Европарламентарии посетили одно из них под Вильнюсом, которое реконструировалось на американские средства и, по свидетельствам очевидцев, ими же и использовалось. По итогам визита они сообщили, что их удивило несовпадение мнений работников Генпрокуратуры и местных парламентариев: первые утверждают, что заключённых в Литве не было, вторые допускают вероятность их пребывания. Конечно, тут можно бы порассуждать о том случае, когда левая рука не знает, чем занимается правая и чем это чревато для государства и её демократии, но не будем. Только заметим, что в этих условиях абсурден разговор не только о демократии, но и о самом государстве с его государственными институтами. 

Справедливо подмечено: шило рано или поздно из мешка вылезет. И точно: скандальная тема о фантомах тем временем обрастает вполне конкретным материалом. Европарламентарии привели один факт: узник американской тюрьмы в Гуантанамо палестинец Абу Зубайда, арестованный в Пакистане, содержался в секретных центрах в Таиланде, Марокко, Польше и Литве. Американцы подозревают его в связях с «Аль-Каидой», однако за десять лет так и не предъявили официального обвинения. Сейчас он обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на Литву за то, что она якобы недостаточно тщательно расследовала его незаконное заключение. Другие же международные источники уточняют: палестинец намерен предъявить счёт за изощрённые пытки и издевательства в литовских застенках, которые давно уже вошли в арсенал американских дознавательных методов.

Ну, и как это связать с утверждениями властей о Литве как о заповеднике демократии и её опоре в мире? Со стремлением и неким моральным долгом и правом учить других, и прежде всего своих соседей, жить по совести?

Мировое сообщество, большинство собственных граждан не сомневаются, что и секретные тюрьмы действовали, и заключённых со всего света сюда свозили, и что их тут далеко не кормили пирожными и не вели светские разговоры о новом платье английской королевы. Дополнительный свет на это тёмное дело пролил только что бывший президент Польши Александр Квасьневски, который признал: секретные застенки ЦРУ в его стране действовали. А ведь в своё время, когда в мировых СМИ поднялся шум по поводу секретных тюрем ЦРУ, что сродни государственному терроризму США, тоже на голубом глазу отрицал их, возмущался: как такое возможно? Теперь же признал: да, были, с его ведома и согласия.

Иначе, мол, какой же глава государства, если важнейшие решения принимаются помимо него? Его литовский коллега, президент – отставник Валдас Адамкус продолжает стоять на своём: по имеющейся у него информации, таких тюрем в Литве не зафиксировано. Хитрый лис предусмотрел и лазейку на всякий случай: по имеющейся у него информации. То есть информация в принципе и может быть, но не у него, а, к примеру, у премьера, руководителя Департамента госбезопасности и пр.

А то, что ему эти факты не доложили, вина подчинённых, а с меня взятки гладки.

Почему в Литве так усиленно наводят тень на плетень, пытаются скрыть вполне очевидные факты? Причин тут, думается, несколько, и все из разряда решающих. Конечно же, Литва «играет» в иной весовой категории, чем Польша, и что позволительно Зевсу… ну, дальше вы знаете. Но ещё важнее осознание того, что признание секретных тюрем США, где процедуры, весь строй жизни ничего общего с принципами человечности не имеют, сразу подорвёт позиции Литвы как знаменосца демократии при новом походе на восток. Ну что же это за учитель, на земле которого — с ведома или без ведома хозяина — чужая сила ведёт себя по средневековому варварски, не считаясь с законами и нормами цивилизации, международными правовыми актами? Кто будет принимать слова бессовестного ханжи, у которого справедливость, честь, достоинство, демократия – разменная монета в нечестной политической игре? А ведь шулеров, как учит практика, немилосердно бьют. И по заслугам.

И разве можно в этом случае мечтать о помощи и инвестициях?