Фото:

Валерий Мокрушин: ДГБ Литвы, инспирировавший «охоту на ведьм», обострил межнациональные отношения как с Россией, так и Польшей

Первые последствия скандального отчёта Департамента госбезопасности - в материале литовского журналиста «NewsBalt».

Автор этих строк уже высказывал догадку об открытии в Литве сезона «охоты на ведьм», честь которой принадлежит Департаменту госбезопасности, уличившей неправительственные и общественные организации в подрывной деятельности против государства, причём не без участия и помощи иностранных посольств. О реакции литовских экспертов на отчёт ДГБ «NewsBalt» уже писал (смотрите, в частности, мнение главного редактора BNS в Литве Артураса Рачаса «Может быть, сам того не зная, я вызываю угрозу национальной безопасности?»). В этой связи любопытна реакция Польши. Представители же польской общины заявили: выводы ДГБ, опубликованные ведущими отечественными СМИ – это акт, могущий обострить межнациональные отношения, которые и без того являются проблемными. 

Как в воду смотрели. На следующий день группа отморозков осквернила памятник маршала Юзефа Пилсудского, уроженца Литвы, национального героя Польши и создателя послевоенной республики. В литовской же историографии маршал – тиран, захватчик Виленщины, колыбели Литовского государства. На столичном кладбище в могиле матери покоится сердце польского полководца, и это придаёт захоронению особую святость. Представитель партии «Избирательная акция поляков Литвы» назвал этот акт вандализма следствием «охоты на ведьм», инспирированной Департаментом госбезопасности.

А мы же зададимся вовсе не риторическим вопросом: кому нужно было именно сейчас, впервые в отечественной практике, публиковать скандальный отчёт? Правительству, называемому антинародным и которое готово пуститься во все тяжкие, чтобы заработать политические очки перед выборами, госпоже президенту, теряющей почву под ногами в связи с очевидными провалами прежде всего во внутренней политике? Подлить маслица в огонь, думается, в интересах всех правящих. Мировая практика наработала в этом случае достаточный опыт, а литовские власти, бесспорно, усердные ученики и хорошо понимают, что может отвлечь электорат от растущих проблем в жизни, сплотить народ на борьбу с подрывными элементами.

Не мог остаться в стороне от схватки и главный идеолог правящих консерваторов Витаутас Ландсбергис. Как натура креативная, близкая к высокому искусству, музыковед, сделавший политическую карьеру на россияфобии, он развил мысль стражей госбезопасности и предложил в качестве возмездия нанести удар в самое святое и хрупкое – в память народную: хватит, мол, цацкаться с этими русскими, надо перенести мемориал советским воинам в Паланге из центра «куда-нибудь подальше – так спокойнее».

Под небольшим гранитным обелиском покоятся останки почти шестидесяти воинов, погибших в местных боях. В их числе Герой Советского Союза Михаил Тоболенко, 23-летний лётчик, которого в небе над литовским взморьем смертельно атаковали четыре немецких мессера. Тоболенко награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями. Именем Героя в советские годы была названа улица в Паланге, однако после независимости Литвы улицу переименовали. В посёлке Чкаловске Калининградской области на площади Героев М. Н. Тоболенко установлен бюст.

8.JPG

Мемориал воинам Великой Отечественной войны в Паланге. Фото: Militaryheritage.eu.

Неужели брюссельский сиделец (Ландсбергис уже много лет представляет Литву в Европарламенте) не знает, какой большой кровью закончился перенос Бронзового солдата в Таллине? Безусловно, знает, как догадывается и о том, что русские, а в равной степени украинцы, белорусы и прочие нацменьшинства так просто, без «боя» своих не сдают, как посвещён и в то, что воевать с мёртвыми всегда и везде считалось – надеюсь, и считается – делом недостойным, греховным.

На что же расчитывает клинический русофоб? Поставить на место эту проклятую «пятую колонну», пустить немножко юшки, сыграть, что тоже беспроигрышный вариант, на националистических чувствах, граничащих с фашизмом? О благих, а тем более благородных мотивах инициативы Ландсбергиса думать было бы странно. Да этот озлобленный (заметим, не на одну Россию) политик всегда хочет быть первым – то ли в объявлении литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса гением всех времён и народов, то ли в утверждении, что местные поляки вовсе не поляки, а полонизированные литовцы. Вот и тут он выступил первооткрывателем этой пакостной темы. И у него сразу объявились последователи.

Шарунас Вайткус, мэр Паланги, поддержал своего духовного вождя: мемориалу в центре города не место, напротив костёл, народ гуляет… А не задумывался ли уважаемый градоначальник, что собирается пилить сук, на котором сидит? Он сам и его город? Более половины отдыхающих на курорте – выходцы из России, Белоруссии и Украины, память о Великой Отечественной войне для которых одинаково свята. Святотатство не добавит, мягко выражаясь, популярности его бархатным пляжам и приличному сервису. Давать советы, как известно, дело бесперспективное, и всё же осмелюсь пожелать палангскому самоуправлению хорошенько взвесить все «за» и «против» провокационного намерения Ландсбергиса – Вайткуса.

Как бы не оказаться на месте хрестоматийной унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла.