Юрий Павловец: Белоруссия рискует попасть в двойной капкан в деле о «растворительно-разбавительном бизнесе»

Политолог Юрий Павловец проанализировал для «NewsBalt» последствия громкого околонефтяного скандала, в который Белоруссия втянула Россию и страны Прибалтики.

Уже более полугода российские и оппозиционные белорусские СМИ муссируют тему нового «разбавительно-растворительного» бизнеса Белоруссии, способного в очередной раз привести к осложнению отношений между двумя странами. Суть проблемы можно охарактеризовать достаточно просто: белорусская сторона в обход достигнутых договоренностей, нелегально продаёт на экспорт нефтепродукты, произведённые из российской нефти, не уплачивая при этом в бюджет России никаких пошлин.

Считается, что по разработанной схеме контрабанды из Белоруссии в прошлом году было экспортировано разбавителей и растворителей на 1,41 млрд. долларов США, что превысило даже доходы от основного белорусского экспортного товара калийных удобрений – 1,13 млрд. долларов.

В нынешнем году, по данным статистики, республика уже успела поставить подобных химикатов только в Латвию в размере 661 тыс. тонн на сумму 583 млн. долларов и Нидерланды — 634 тыс. на 554 млн. долларов. При этом стоит напомнить, что за прошлый год Латвия купила 1,5 млн. тонн растворителей и разбавителей (1,1 млрд. долларов США), а Нидерланды, куда до этого Белоруссия вообще не поставляла эту продукцию, приобрела 480,7 тыс. тонн (405,2 млн. долларов). Помимо этого, к белорусскому экспорту смогли приобщиться Эстония на 15 млн. долларов и Литва на 25 млн. долларов (в нынешнем году поставки в эти страны уже превысили прошлогодние практически в три раза).

Может быть Белоруссии и дальше удавалось бы заниматься экспортом нефтепродуктов, спокойно получая так необходимую ей сегодня валюту, если бы не одно обстоятельство – за каждую экспортированную тонну Минск обязан выплачивать в российский бюджет пошлину, которая составляет в среднем около 300 долларов США. По подсчётам экспертов, только в прошлом году Россия не досчиталась более 700 млн. долларов, а в нынешнем может недополучить 2 млрд. долларов США, а это уже весьма и весьма крупная сумма, потерять которую, похоже, в Москве не желают. Правда, до конца остаётся не ясным вопрос, почему российское руководство заинтересовалась белорусским нефтяным экспортом только сейчас, закрывая глаза на проблему весь 2011 год. По-видимому, политика и интересы крупных нефтяных компаний всё ещё играют заметную роль при решении экономических вопросов, что и позволяет белорусской стороне использовать столь удачный момент.

Однако на существующую проблему экспорта нефтепродуктов под видом растворителей и разбавителей стоит взглянуть с иной стороны и, в первую очередь, со стороны стран, которые всё это время скупали их у Белоруссии. Если официальная позиция России должна проясниться уже в ближайшее время (15 июня глава Минэнерго РФ Александр Новак заявил о том, что Министерства промышленности, энергетики и экономразвития по поручению вице-премьера правительства Аркадия Дворковича, курирующего ТЭК, начали изучение экспортного вопроса. — «NewsBalt»), то позиции других государств и, в том числе, Литвы и Латвии, всё ещё весьма туманны.

Дело в том, сегодня прибалтийским государствам выгодно хранить молчание по указанной проблематике по ряду причин, как экономического, так и политического характера. Для примера стоит взглянуть на позицию Латвии. Естественно, что миллионы тонн нефтепродуктов и химикатов, которые приобрела эта республика, для её внутреннего потребления абсолютно не нужны и были реэкспортированы в другие европейски страны. По латвийской статистике, в прошлом году в этой стране не было зафиксировано рекордного экспорта со стороны Белоруссии, а вот погрузка нефтепродуктов в латвийских портах выросла на целых 2,5 млн тонн. Где Латвия смогла найти столько нефтепродуктов, если не из Белоруссии, пока остаётся «загадкой».

При этом Рига, как, впрочем, Вильюс и Таллин, гордо хранят молчание, делая вид, что ничего не происходит. Оно и понятно – загрузка портов определяет собой львиную долю местных бюджетов. Если к этому добавить, что Белоруссия и раньше обеспечивала более трети оборота латвийских портов, то становится понятно, почему та же Латвия будет до конца сотрудничать с белорусскими нефтетрейдерами, с наивным видом разводя руками и утверждая, что она ни причём.

Однако в сложившейся ситуации есть и другая, более тонкая, сторона – политика. Появившаяся проблема белорусского реэкспорта нефтепродуктов даёт в руки не только Латвии, но и всего Евросоюза ещё один козырь в игре с Минском. Дело в том, что никакая экспертиза российской стороны не сможет со стопроцентной точностью доказать возможные махинации Белоруссии без подтверждения со стороны третьих стран. Тем более что Минск уже сегодня заявляет о надуманности проблемы и готов предоставить российской стороне все необходимые документы, где вряд ли будет хоть одна зацепка для продолжения расследования. Да и госорганы Белоруссии, по всей видимости, не собираются сдаваться. Например, 14 июня председатель белорусского Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский отверг обвинения, категорически не согласившись с выдвинутыми обвинениями: «Все поставки нефтепродуктов проходят в соответствии с действующими соглашениями. Я, как председатель таможенного комитета утверждаю: никаких незаконных поставок за рубеж не существует и просто не может быть». Это заявление говорит о том, что белорусские власти будут до конца стоять на своём, вне зависимости от сторонних обвинений.

Для Евросоюза подобная позиция Белоруссии более чем выгодна, так как предоставляет возможность шантажировать Минск руками Риги и Вильнюса, которые считаются одними из наиболее лояльных стран в ЕС по отношению к политическому режиму в РБ. Не приходится сомневаться, что вне зависимости от того, действительно ли существует белорусская схема махинаций с нефтепродуктами, уже в ближайшее время Минску будет предложено рассмотреть варианты продолжения диалога с Европой на условиях Брюсселя. Что станет предметом торга предусмотреть не сложно – освобождение тех, кого в ЕС считают политзаключенными, проведение политических реформ, обеспечение проведения честных выборов по европейским стандартам и т.д.

В обмен Европа будет молчать и делать вид, что ничего не происходит. Правда, даже при таком варианте развития событий осложнений между Россией и Белоруссией избежать, по всей видимости, не удастся, если только вопрос не будет полюбовно решён на самом высоком уровне: Минск прекратит поставки так называемых растворителей и разбавителей (для справки, в мире в год обычно приобретается не более 1,5 млн. тонн разбавителей и смазочных материалов, в то время как Белоруссия за прошлый год продала их 2 млн. тонн), а Москва не будет настаивать на санкциях по отношению к своему экономическому партнёру.

В ином случае, Белоруссия рискует попасть в двойной капкан. С одной стороны, недовольство России, которое может критически сказаться на белорусской экономике, а с другой стороны – позиция Евросоюза, который помимо шантажа с удовольствием использует сложившуюся ситуацию с целью дальнейшей дискредитации белорусского режима на международной арене.

Как будут развиваться события, покажет ближайшее время. Однако уже сегодня ясно, что позиция прибалтийских государств и, в первую очередь, Латвии и Литвы, в немалой степени будет обуславливать решение проблемы. И от того, как этим воспользуются в Брюсселе и Москве, зависит не только политическое, но и экономическое будущее Белоруссии.