«Почему мы в Европе не можем рассчитывать на более дешёвый газ»

«NewsBalt» перевёл статью польского режиссёра Сильвестра Латковского с «киношными» обвинениями «Газпрома» в участие в организованной преступности.

«NewsBalt» перевёл статью польского режиссёра, публициста Сильвестра Латковского (Sylwester Latkowski), опубликованную в газете «Wprost», о российском «Газпроме», «чтобы понять, почему мы в Европе не можем рассчитывать на более дешёвый газ».

Только что вышла в свет новая книга Юргена Рота «Газпром: необыкновенная империя, как обманывают потребителей и шантажируют государства», автора многих книг о мафиозных структурах в Восточной Европе. Немецкий еженедельник «Die Zeit» написал об авторе: «Он является одним из лучших знатоков преступности в Германии». Следует ознакомиться с его последней публикацией, чтобы понять, почему мы в Европе не можем рассчитывать на более дешёвый газ.

Цезары Гмыз и Мариуш Станишевски писали на станицах газеты «Rzeczpospolita» что польское Агентство внутренней безопасности (ABW) предостерегало перед покупкой азотного комбината в Тарнове российским гигантом «Акрон». В докладной записке ABW от 26 мая читаем: «Для России и русских вопросом жизни и смерти является обладание как можно большим количеством промышленных потребителей (газа), поскольку это продлевает их жизнь. Очевидно, что они, опираясь на дешёвый газ, могут начать строительство собственных предприятий, так, как это уже делают США, но у нас они уже есть, и мы ни под каким видом не можем от них избавляться. В Польше есть большие фирмы, которые могут быть потребителями польского сланцевого газа, и, что самое главное, они являются собственностью государственного имущества».

В мае 2010 года в Варшавском университете выступил с докладом вице-президент концерна «Газпром» Александр Медведев, который подписал в Варшаве соглашение о стипендиальной программе для учащихся университета. «Gazeta wyborcza» так описывала это событие: «Актовый зал трещал по швам, и Александр Медведев подчеркнул, что он высоко оценивает факт присутствия такого количества студентов на докладе, проходящем после 17.00. Не желая утомлять слушателей, вице-президент «Газпрома» упростил содержание своего выступления почти до уровня википедии. Например, слушатели могли узнать, что около 90% природного газа это метан, и, что хотя газ называют «голубым топливом», иногда его пламя горит ярко-жёлтым цветом, и добывается он из месторождений, лежащих подчас на глубине нескольких километров под поверхностью земли. После доклада пришло время отвечать но вопросы студентов. Казалось, что атмосфера в душном зале вот-вот оживится. Первые вопросы прозвучали со стороны студентов Института международных отношений. Казалось, что они засыплют вице-президента «Газпрома» градом трудных вопросов из своей области. Например, как «Газпром» видит развитие партнёрских отношений с ЕС, если Россия в прошлом году оказалась от энергетической хартии – настоящей конституции энергетических отношений между Россией и Европой – разработанной после распада СССР. Или почему «Газпром» не хотел разговаривать о повышении поставок газа в Польшу, прежде чем правительства обеих стран не согласуют в новом договоре, каким образом будут производиться расчёты льгот для концерна по оплате транзита газа в Германию. Но трудных вопросов не было. Студентов Института международных отношений интересовало, правда ли что «Газпром» не хочет заниматься использованием газа как горячего для автомобилей, или почему компания перестала финансировать хоккейные соревнования».  

Большинство из нас имеет слабое представление что такое «Газпром». Какие цели назначили ему кремлёвские вожди? Какие методы он использует для их достижения? Книга Юргена Рота не оставляет иллюзий. Ниже мы приводим несколько примеров, описанных автором.  

«Газпром» возник в 1989 году – после реформирования российского газового министерства, и получил во владение 95% всего российского «голубого горючего». В 1992 году «Газпром» стал акционерным обществом, сейчас доля государственного участия в компании составляет 50.002%. В компании работает свыше 400.000 сотрудников и она принадлежит к числу важнейших поставщиков нефти. Кроме того, «Газпром» является совладельцем банков, инвестиционных обществ, авиакомпаний, страховых компанией, строительных фирм и СМИ. Она стала крупнейшим игроком на газовом рынке в германии, Австрии, Швейцарии, Голландии и Франции. Штаб-квартиры филиалов «Газпрома» располагаются в различных «налоговых раях» для уклонения от уплаты налогов. И есть от чего уклоняться: в 2010 году прибыль компании превысила 23,8 млрд. евро.

С момента прихода к власти Владимира Путина в 2000 году «Газпром» стал первой компанией, ключевые посты в которой заняли его знакомые либо близкие друзья из Санкт-Петербурга. Это люди, которые работали в 90-х гг. в городской администрации или в порту Санкт-Петербурга или в КГБ, позднее переименованном в ФСБ. Такой состав управляющего персонала в энергетической компании глобального масштаба является уникальным. Повсюду подобные должности занимают люди с соответствующим образованием и многолетним опытом работы в энергетике – тем временем возникают большие сомнения в наличии подобной квалификации у бывших сотрудников администрации, работников порта или фирм, торгующих недвижимостью. Однако, их выбрал Путин. Все они связаны тайной, которая – в полном смысле слова – похоронена в Санкт-Петербурге.

Для того, чтобы спокойно работать, необходимо контролировать общественное мнение. Кремль (люди Путина) через «Газпром-Медиа», филиал «Газпрома», контролируют минимум две трети всех российских СМИ. Компании принадлежит 5 крупнейших телеканалов и 14 печатных изданий, в том числе «Известия».

Алексей Симонов, возглавляющий «Фонд охраны гласности», говорит в книге: «Свободное распространение информации столкнулось со многими трудностями за последние 5 лет. Причиной стал суровый государственный контроль, непрямое давление, оказываемое государственными чиновниками на издателей и главных редакторов, равно как и судебное преследование критикующих журналистов». По словам автора, национализация типографий тоже привела к усилению натиска неявной цензуры, «вместе со свободой слова мы в России потеряли свободу выборов», — утверждает Симонов.

«Репортёры без границ» поместили Россию в рейтинге свободы прессы на 142-е место, ниже, чем Уганду и Гамбию. В «Газпром-Медиа» никогда не комментировали этот факт – ведь они не могут причинить вред имуществу Путина, который, по данным «The Guardian» (21 декабря 2007 г.) является владельцем 4,5% акций «Газпрома». В декабре 2011 г. автор книги послал e-mail в штаб-квартиру «Газпрома» в Москве с вопросом, каким процентом акций владеет Путин? Ответа он так и не получил.

В 2006 году депутат Европарламента от Христианско-демократического союза Германии Эльмар Брок (Elmar Brok) предостерегал перед экспансией «Газпрома», который информировал о намерении подумать о частичном закручивании газового крана, если его планы экспансии в Европе будут заблокированы.

Согласно расчётам Бундестага, сегодня потребность ЕС на 25% покрывается за счёт российского газа, в 2030 году это количество возрастет до 60%. Болгария, Эстония, Финляндия, Литва и Словакия зависят от российского газа и тем самым от «Газпрома» на 100%. Дания, Швеция, Испания, Португалия, Ирландия и Люксембург абсолютно не зависят от русских. Бельгия, Голландия, Франция и Румыния потребляют российский газ в незначительном количестве. Чехия, Венгрия, Греция, Австрия и Словения в значительной степени зависят от российских поставок. Польша, Германия и Италия покупают много российского газа, на, всё-таки менее 50% потребности.

Что означает зависимость от «Газпрома» показывает пример Литвы, снабжение которой опирается на договор с государственной компанией РАО ЕЭС от 2001 года, несмотря на все попытки очередных правительств расторгнуть контракт, до сих пор не удалось это сделать. Каждый раз следовало новое продолжение договора. Мало того: РАО ЕЭС предприняла попытку завладеть литовской атомной электростанцией через действующего из Вены агента КГБ.

Когда на Украине начались разговоры о вступлении в НАТО, тогдашний посол России Виктор Черномырдин попросил премьера Юлию Тимошенко о встрече в её частном доме и пригрозил торговой войной, т.е. исключением из СНГ и немедленном прекращении поставок энергии, незамедлительной выплате всех долгов, а так же использованием влияния России в СНГ для введения экономических санкций против Украины остальными членами содружества. Когда Тимошенко проиграла президентские выборы, Украина была вознаграждена более дешёвым газом.

Россия использовала газ как орудия давления и в случае с Грузией. Тбилиси поддался этому давлению. А если кто-то думает, что боятся нечего, Грузия далеко, а Польша входит в ЕС, то следовало бы ознакомиться с краткой историй российского газового шантажа: в 2003 году Латвия оказалась отрезанной от поставок нефти, 1992, 2002 и снова 2006 год – Литва, в 2004 году закрутили газовый кран Польше, 2009 г. – произошло полное прекращение поставок газа в Польшу и Венгрию по газопроводу, идущему через украинскую территорию.

У нас в Польше не знают закулисной стороны возникновения «Южного потока», более того — мало кто вообще осведомлён о существовании этого газопровода. Зато мы слышали о «Северном потоке» — т.е. о состоящем из двух труб газопроводе, транспортирующем в Европу газ по дну Балтийского моря, минуя Польшу. Ему предстоит функционировать минимум 50 лет. Следует, однако, ознакомиться с тайнами создания южной «паутины» «Газпрома».

Первая битва за южный газопровод состоялась в Греции, которая пользуется российским газом с 1996 года, – сообщает Рот. Содействовал российским интересам консервативный греческий премьер Костас Караманлис (2004-2009 гг.), некоторые прямо обвинили его в верноподданничестве Кремлю. Всё было как в дешёвом шпионском фильме. Караманлис полетел в Москву подписать с Путиным договор, касающийся греческой нитки «South Stream». Прежде, чем до этого дошло, русские попросили согласия на деятельность в Греции особой группы из ФСБ, которая должна была выявить «прослушку» западных спецслужб, странам которых не нравилась идея этого газопровода. Подслушивать намеревались Путина и Караманлиса. ФСБ сообщала также, что перед полётом в Москву греческому премьеру угрожает покушение. Группа российских агентов «выследила» машины, из которых проводилась слежка за премьером по дороге из дома на работу. Материал передали для верификации греческим спецслужбам, которые не полностью подтвердили достоверность информации, но и не были убеждены в том, что всё дело сфабриковано. Благодарный за помощь Караманлис подписал договор с русскими.

Перед тем, как передать власть Медведеву, Путин отравился в свою последнюю поездку, но не в Вашингтон или Берлин, а в Болгарию для подписания договора относительно «South Stream». Лидер консервативной партии «GERB», победившей в 2009 году социалистов, хоть и высказывался во время выборов против российских влияний в энергетика, не был настроен по отношению к русским слишком враждебно. Когда в январе 2008 году шеф ФСБ Николай Патрушев прибыл в Болгарию для вручения российских орденов болгарским политикам и бизнесменам, с ним встретился тогдашний мэр Софии и неформальный лидер «GERB» Бойко Борисов.

Патрушев очень интересовался ситуацией в Болгарии и шансами «GERB» на победу в выборах. Борисов был отмечен ещё раньше: в декабре 2007 г. в присутствии российского посла его наградили орден Ломоносова. Тогда это вызвало язвительные комментарии, т.к. в то время это был не государственный орден, а награда Московской академии проблем национальной безопасности, обороны и внутреннего порядка, установленная в 1999 году главой российских шпионов, генералом КГБ Виктором Шевченко.

1 сентября 2009 г. премьер Путин встретился в Гданьске с новоизбранным болгарским премьером Борисовым. В Польше царило убеждение, что Путин приехал почтить наш вклад во Второй Мировой войне, но для него были выше интересы «Газпрома». Во время встречи речь шла среди прочего об атомной электростанции в г. Белене, в которую Россия намеревалась сделать инвестиции через «Газпром». Благодаря американским депешам, опубликованным в WikiLeaks, мы знаем, что Россия пригрозила Болгарии холодной зимой, если вопрос о важнейших российских энергетических проектах не сдвинется с места. Это могла быть как рассчитанная шутка, так и тонкий шантаж. На болгарского премьера этот разговор произвёл, однако, такое впечатление, что он рассказал о нём американскому послу.

Важнейшим российским козырем в Болгарии является её полная зависимость от зарубежных поставок. Единственный НПЗ контролирует «ЛУКойл», который одновременно является вторым по количеству владельцем заправочных станций с 7% участием в ВВП страны брутто, а «Газпром» поставляет 94% всего потребляемого Болгарией газа. 50% акций «Overgas» — второй по величине газовой компании страны — принадлежит дочерней фирме «Газпрома». Остальные же акционеры зарегистрированы на Британских Виргинских островах, где кончаются возможности проследить дальше, кем они являются на самом деле. В депешах из американского посольства в Софии есть мнение, что речь может идти о мире организованной преступности.

Особый интерес для Кремля представляет АЭС в Белене. Партнёром контракта с болгарским правительством выступает российский «Атомстройэкспорт», 53,85 акций которого принадлежат «Газпрому». 18 апреля 2006 году российское информагентство «РИА Новости» сообщало: «Когда болгарское правительство выдаст разрешение на строительство атомной электростанции в Белене, это создаст пространство для проникновения российской энергетической промышленности на Балканы».

Участие в проекте принимает также немецкий концерн «RWE», победивший во время торгов и планирующий вложить строительство 1,7 млрд. евро. Концерн, однако, жаловался на операторов, оставивших без ответа целый ряд вопросов, касающихся безопасности и охраны окружающей среды.

Юрген Гроссманн, председатель правления «RWE», отвечая на вопрос не являются ли вопросы мафиозных сделок и коррупции в Болгарии первостепенной проблемой при такой инвестиции, ответил: «Мы делаем ставку на процедуры открытые, прозрачные и уважающие правопорядок и хотим сделать их дополнительной ценностью этого проекта… участие «RWE» гарантирует большую степень открытости для граждан».

В октябре 2009 года «RWE» отказалась от участия в инвестиции. Представитель компании объяснила это отсутствием ясной информации относительно финансирования проекта стоимостью несколько миллиардов (это не имело ничего общего с сомнениями по вопросам безопасности). Тогда в Софию прилетел российский министр энергетики и выразил готовность взять на себя часть проекта, за которую отвечала «RWE» — финансовые неясности ему были не помеха. По мнению противников электростанции, в карманы членов правительства и высоких чиновников поступали тогда щедрые взятки. В конце концов, от проекта отказался и «Атомстройэкспорт», объясняя этот шаг материнской компании «Атомэнергопрому» отсутствием с болгарской стороны решения о финансировании проекта. В корреспонденции американского посольства – что подтверждается мнением о Борисове в Брюсселе – он является очень непостоянным политиком, часто меняющем свое мнение. Так случилось и в этом вопросе – вместо строительства АЭС, правительство пошло на сотрудничество в строительстве «Южного потока», поскольку русские пригрозили, что в противном случае он пройдёт через Румынию.

Считается, что в Румынии ГРУ имеет огромное влияние. До такой степени, что вся румынская экономика зависит от русских. Крупные предприятия — особенно из энергетической отрасли — приватизированы, и в большей или меньшей степени находятся под российским контролем. Часто это происходит при участии бывших агентов и членов номенклатуры, ставших собственниками и совладельцами ключевых фирм. Румыния платит одну из самых высоких ставок за газ в Европе, поскольку неосмотрительно продала фирму «Distrigaz» французскому концерну «Gaz de France». Завышенную цену за газ, которую Румыния вынуждена была принять после этой сделки, журналисты и комментаторы называют местью «Газпрома».

В последнее время со стороны представителей «Газпрома» (например, вице-президента компании Александра Медведева) и российских дипломатов стали поступать сигналы, что Румыния не обязана пользоваться услугами посредников, таких как «Wintershall» или «Imex Oil», и могла бы иступить в непосредственный контакт с газовым гигантом «Газпромом», очевидно, при условии определённых уступок в других вопросах.

Турции тоже не особенно повезло из-за её твердой позиции по отношению к Москве. Россия решила запретить ей реэкспорт российского газа. Это так разозлило турецкого премьера Эрдогана, что он приказал проинформировать Москву, что государственный концерн «Botas» не продлит действующего с 1986 г. контракта, по которому цены газа привязаны к цене на нефть. Вице-президент «Газпрома» прокомментировал это так: «Если договор с концерном не будет продлен, мы готовы продать это количество как уже существующим, так и новым партнёрам – частным предприятиям, которые доставят газ конечным потребителям».

Он, вероятно, имел в виду «Bosphorus Gas», 40% которого контролирует компания «ZMB GmbH», которая в свою очередь полностью принадлежит фирме «Gazprom Germania». Обе эти фирмы подписали договор на поставку российского газа в Турцию.

Описание этой ситуации соответствует сведениям, что множество контрактов в Восточной Европе содержат пункт, запрещающий реэкспорт заказанного объема газа. Что вышло из турецких протестов? Ничего. В отличии от угроз. В конце 2011 году Турция дала разрешение на прохождение «Южного потока» через свои территориальные воды в Чёрном море. Россия со своей стороны будет снабжать Турцию газом до 2025 года, о зависимости цены газа от цены на нефть нет в договоре ни слова.

Очередной целью, связанной с «Южным потоком», стала Хорватия. Договор был подписан в марте 2010 году. Следует заметить, что в конце того же года заканчивалось действие предыдущего договора, по которому Хорватия получала 1,2 млрд. квадратных метров газа. Благодаря этому, «Газпром» получил возможность оказать давление на хорватов. Загреб хотел увеличить количество закупаемого газа, а Москва дала понять своим хорватским партнёрам, что это будет возможно, только если Хорватия примет участие в проекте «Южный поток».

27 мая 2007 года президент Медведев в своём выступлении перед членами правления «Газпрома» сказал, что: «Фирма является силой, с которой надо считаться, одной из крупнейших сил в мире». Шеф восточноевропейского филиала компании подтвердил эти слова, сказав автору книги Юргену Роту: «Это политическая фирма, настоящую власть в ней имеют политики. Поэтому всегда было и есть достаточно денег, чтобы эту политику финансировать».


Об авторе. Сильвестр Латковски, 46 лет. Родился в Эльблонге. Известный в Польше режиссёр, сценарист, журналист, писатель. Автор таких фильмов как «Клетка» (о польских футбольных хулиганах), «СИЗО», «Педофилы». Автор книги «Польская мафия» (2011).