Почему российские чиновники, вещая о «неиссякающем долге памяти», финансируют киноподелки о войне

В День российского кино латвийский журналист Владимир Веретенников проанализировал для «NewsBalt» современные фильмы о Великой Отечественной войне.

Сегодня, 27 августа, в России отмечают День российского кино (именно — 27 августа 1919 года Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа). К этой дате латвийский журналист Владимир Веретенников проанализировал для читателей «NewsBalt» современное кино о войне: по мнению автора, «ядовитое варево для неискушённого зрителя».  

Не очень удобно начинать мысль с до блеска затёртой фразы, но из всех важных искусств для нас важнейшим, действительно, является кино. А какой ещё вид массовых развлечений, претендующих одновременно на некую интеллектуальность, можно было бы сейчас поставить рядом по значению? Чтение литературы всё более выходит из моды, вытесняемое компьютерными играми. Хорошая музыка давно уже превратилась в нишевый продукт для представителей определённых субкультур, а живопись и вовсе изначально являлась сугубо элитарным хобби. В связи с этим, не может не печалить с каждым годом все более определенно проявляющаяся тенденция деградации киноискусства: а в особенности тот кошмар, что творится с одним из его жанров – военным кино.

…Хотя с того дня, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной, миновало уже без малого семьдесят лет, та война по-прежнему стоит огромным верстовым столбом в мёртвенном пейзаже нашей действительности. Есть мнение, что победа в той беспрецедентной четырёхлетней битве остается едва ли единственной скрепой, худо-бедно, но мешающей огромному постсоветскому обществу окончательно превратиться в полностью атомизированную структуру. Гордость за подвиг дедов и прадедов пока ещё объединяет десятки миллионов людей, по всем остальным вопросам готовых беспощадно вцепиться в глотки друг другу. Особенно хорошо это заметно на примере Российской Федерации, с её лоялистами-охранителями, «белоленточниками», коммунистами, монархистами, националистами, либералами, почвенниками, христианами, мусульманами, атеистами и т.д. Не для всех из них, но, по крайней мере, для большинства Победа 1945 года, по-прежнему, является предметом гордости – а для многих, кстати, и единственным. Нечто подобное наблюдается и на территории большинства бывших республик СССР.

Естественно, при таком положении дел предпринимаются огромные усилия к деконструкции Победы, низведению её с пьедестала, превращению из предмета гордости в нечто прямо противоположное. Эти усилия отнюдь не безуспешны – в чём с лёгкостью можно убедиться, посетив, например, республики Прибалтики. Здесь общепринятой для большинства населения (за исключением, главным образом, людей из русской общины) является точка зрения, представляющая события 1941-45 гг. схваткой двух тоталитарных монстров, из которых ещё неизвестно, кто был хуже (разумеется, Советский Союз! — как усиленно намекают государственные чиновники и транслирующие официальную точку зрения медиа). Но то, что вполне объяснимо в рамках националистических режимов, усиленно отстраивающих свою идентичность на максимальном отталкивании от «проклятого советского прошлого», точно так же характерно и для современной Российской Федерации, руками своих кинодеятелей занимающейся оплёванием подвига тех, чьими жертвами и усилиями до сих пор существует русский народ. Получается парадоксальная ситуация: с одной стороны, российские чиновники с высоких трибун неустанно вещают о «бесконечной благодарности» и «неиссякающем долге памяти» перед ветеранами Великой Отечественной, а с другой – выделяют деньги на создание киноподелок, представляющих деяния этих самых ветеранов в максимально неприглядном свете.

Если воспользоваться данными кинообозревателя Натальи Эфендиевой, в современной России война привлекает не меньшее внимание кинематографистов, чем в советское время. Если с 1941 по 1991 год было снято 583 военных кино- и телефильма, то с начала нулевых – не менее 192. Но вот что именно стремятся показать нам их авторы? Ничего хорошего, если судить, по крайней мере, по тем образчикам специфически российского киножанра «наплюй в прошлое», которые довелось, к несчастью, отсмотреть автору этих строк. Такое впечатление, что раньше творцам мешала советская цензура, но теперь то уж, никем не сдерживаемые, они постарались развернуться во всю ширь! Навскидку удаётся вспомнить разве что пару достойных военных фильмов последних двенадцати лет – «Звезду» и относительно недавнюю «Брестскую крепость».

Поговорим о наиболее зияющих «вершинах» современного российского кинематографа и телеискусства, связанных с Великой Отечественной. Так, до сих пор своеобразным эталоном жанра остаётся сериал «Штрафбаты», во всём блеске демонстрирующий точку зрения на войну представителей многочисленного племени российских «либерастов»: «заваливание трупами», заградотряды, бесчеловечные комиссары и, по контрасту – цивилизованные, корректные немцы. В своё время данный шедевр вызвал у благодарных зрителей массу отзывов, вроде «пародийные типы», «подлог», «ложь», «пасквиль», «злостный поклёп», «липа», «враньё», «мутная вода официальной пропаганды», «кроваво-мыльная опера», «Штрафбред», «не одиннадцать серий, а одиннадцать выстрелов в спину солдату-победителю», «вся страна изображается огромным штрафбатом», «издевательство над фронтовиками в преддверии юбилея Победы». Впрочем, это не остановило «гениев от кинематографии» от дальнейшей штамповки подобных изделий.

Достаточно вспомнить скандал, разразившийся на вручении кинонаград MTV в 2007 году, когда именитый кинорежиссёр Владимир Меньшов отказался вручать приз создателям киноподелки «Сволочи». Напоминаем, что в данной картине шёл рассказ о том, как НКВД создал из малолетних преступников отряд диверсантов. Юнцов сбрасывают с парашютами на мифическую базу немецких горных стрелков, где они почти все погибают, а честный немецкий офицер, сняв фуражку, чуть ли не убивается над их телами. Сценарист фильма Владимир Кунин настаивал, что эти факты подлинные и даже для него лично автобиографичные – но припёртый под натиском доказательств к стене, признался, что все это он выдумал.

Вспоминается ещё и сериал «Последний бой майора Пугачёва». Тот самый, о котором возмущённый зритель написал: «Последние серии заставили думать, что сижу я в стране, побеждённой Гитлером, и смотрю кино, созданное геббельсовской пропагандой… Вот ведь чем на самом-то деле, оказывается, была победа в войне — победой преступного режима, который ничуть не лучше фашистского». Или сериал «Апостол», по поводу которого известный публицист Дмитрий Пучков (Гоблин) выразился грубо, но верно: «очередной помойный сериал — снова кровавая гэбня, снова адские застенки, снова несчастных интеллигентов штыками под жопу заставляют отбиваться от немцев, вместо того чтобы спокойно сдаться в плен. Это не «российское кино фальсифицирует историю», это государственные чиновники через Госкино спонсируют производство помоев на деньги налогоплательщиков».

Про эпопею Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем»-2 высказано уже слишком много, чтобы повторяться. Стоит заметить, что сиё творение, помпезно подававшееся творцом в качестве «нашего ответа «Спасению рядового Райана» смотрится, если подойти с необходимой долей здравого цинизма, как отличная трэш-комедия, в которой автор собрал все самые дикие антисоветские штампы и щедро разбавил их собственными «художественными находками». Однако, огорчает, что данный продукт, с помпой демонстрировавшийся на самых престижных экранах страны, выставлялся в качестве «подарка ветеранам» в преддверии 9 мая – можно представить, как отплевывались сии почтенные старцы, отведав такого «подарочка»!

Однако, не может не удивлять то, что, по словам Никиты Сергеевича, в течение десяти лет подготовки данного кинематографического уродца он отсмотрел километры военной кинохроники, детально проштудировал свидетельства очевидцев. Правда, позже, поднятый на смех из-за своих «парусных танков» и многого другого, столь же нелепого, режиссёр сменил стратегию – теперь он начал напирать, что таков, мол, его авторский замысел. И вообще, отстаньте от творца – он видит мир именно таким образом! Характерно, что к подобному демагогическому приёму авторы клеветнических поделок прибегают всякий раз, когда сталкиваются с критикой. Автор сценария тех же «Штрафбатов» Эдуард Володарский так отбивался от нападок в свой адрес: «Речь идёт о художественном произведении, а не об историческом документальном исследовании. А у произведения искусства свои законы». Тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой сопроводил выход фильма «Сволочи» лапидарной фразой, что «художник имеет право на вымысел».

На сей счёт блестяще выразился тот же Гоблин: «А скажи дураку: давай-ка заснимем фильм о том, что твоя мать — грязная плечевая шлюха, подрабатывавшая минетами на стоянках грузовиков? Что с того, что ты считаешь свою мать приличной женщиной? Она вполне могла быть шлюхой, ты просто не в курсе. Ну и сам ты, как подобает дураку, не от своего папаши народился, а от одного из пьяных водил, которых у неё в ту ночь было трое — именно поэтому ты такой. Ну а когда дурак начнёт орать, что его мать — честная женщина, ему надо строго сказать: ты эта, дурак, давай уже оценивай фильм по художественным достоинствам, а не про свою мамашу тут визжи. Художественные достоинства фильма — несомненны, а кто твоя мамаша — всем из фильма понятно».

Продолжим выборочный обзор реестра псевдовоенных киноподелок. Вот фильм «Поп», посвящённый рассказу о том, в каких нечеловеческих бытовых и психологических условиях жили коллаборационисты, как тяжело им было предавать свою Родину и свой народ, и как несправедливо обошлась с ними бездуховная тоталитарная власть. Очевидно, что такими темпами в скором времени следует ожидать картину о подвигах и трагической судьбе генерала Власова…

Вот совсем недавний «Шпион» — о том, как на фоне пейзажей альтернативно-стимпанковой Москвы немецкий разведчик ловко обводит вокруг пальца тупых энкавэдэшников и не менее тупого товарища Сталина. Вот «Служу Советскому Союзу», содержимое которого можно передать словами стихотворения:

Про войну известно тоже — Сталин армию сгубил.

И в Москву почти что Гитлер cвоей армией входил…

Но внезапно три солдата, три солдата из штрафбата

На троих — одна лопата, а точнее – черенок.

Налетели, набежали, окружили и прижали,

И за всю страну сражались, получили орденок.

Но после войны, ребята, справедливости-то нет!

Сталин из того штрафбата всех отправил на тот свет…

f_97864.jpg

Кадр из фильма «Четыре дня в мае» с «благородными» гитлеровцами и советскими «танкистами-насильниками». 

Вот «Четыре дня в мае»: совершенно отвратительная, лживая, не выдерживающая никакой критики история, будто бы случившаяся в мае 45-го на острове Рюген в Германии — где группа советских солдат, совместно с немцами, защищала от советских же танкистов-насильников местных женщин и детей. Автор этих строк хорошо знаком с рижским историком Игорем Гусевым. Гусев является одним из тех немногих людей, коим пристало наименование «подвижника» — за те усилия, ту страсть, что он вкладывает в работу по изучению и донесению до общественности малоизвестных страниц тысячелетней истории русской общины в Прибалтике. Как-то в одном из разговоров он с горечью сказал:

— История Великой Отечественной оставила нам неисчерпаемые примеры подлинного героизма и самопожертвования русских воинов, бесценные образцы преданности, любви к отчизне. Почему же нельзя экранизировать это, возвращая драгоценные крупицы воспоминаний нашему народу, переживающему нынче явный кризис духовности и недостаток положительных идеалов? Почему нельзя культивировать лучшее в сознании людей? В угоду какому врагу на государственные российские деньги из грязи лепятся придуманные, отвратительные истории о «русских чудовищах»?! Уже давно доказано, что «документальный» очерк некоего Д. Фоста, на основе которого снимался фильм «Четыре дня в мае», является полностью вымышленным, высосанным из грязного пальца этого псевдоисторика. Подобный случай не является единичным, он возведён в тенденцию! Когда-то весь мир воспринимал образ настоящего русского воина по действительно великим фильмам «Судьба человека», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие…». Теперь же «Штрафбаты», «Сволочи», «Утомлённые солнцем» и прочие «Шпионы» чётко преследуют одну цель — разрушение нашего исторического самосознания. Народ же, не помнящий своего героического прошлого, не имеет будущего.

С Гусевым нельзя не согласиться. При этом, действительно, ужаснее всего то, что Российское государство само щедро финансирует данные киноподелки из средств налогоплательщика, по сути оплачивая потенциальных могильщиков русского народа. Подобные фильмы вредны не только для россиян – они рикошетом больно бьют и по многочисленным русским общинам бывших республик СССР (да и вообще по всем честным русским людям, вне зависимости от места их проживания). Это отрава, яд, мощное оружие в руках наших прямых врагов, идейных русофобов и духовных наследников гитлеровского нацизма. Тот факт, что подобные «киношедевры» с треском проваливаются в прокате, заставляют киночиновников в показном изумлении разводить руками. Как же так – оказываются, люди не стремятся заполнить залы кинотеатров, дабы посмотреть, как льют грязь на их дедов и прадедов! Более того, общественность начинает публично протестовать против демонстрации таких картин по государственным каналам в святые даты 9 мая и 22 июня. Но если в случае с «Четырьмя днями в мае» добиться отмены показа удалось, то в случае со «Служу Советскому Союзу!» — увы… Как метко выразился бы незабвенный Лев Натанович Щаранский: плохо, совсем плохо обстоит с самосознанием тоталитарного быдла, населяющего эту страну – оно пока ещё не спешит покаяться за преступления своих предков, семьдесят лет назад жестоко расправившихся с демократическими европейцами, несшими им свет культуры и цивилизации!

Остаётся согласиться с Игорем Гусевым и в том, что история Великой Отечественной, наполненная непревзойдёнными образцами героизма и самопожертвования, являет множество достойных историй для экранизации. Даже ничего вымышлять не надобно. Мы являемся обладателями несметных сокровищ – подлинных примеров высокого духа и самоотверженности. Не могу удержаться от того, чтобы не привести один эпизод из рассказа девяностодвухлетнего ветерана Ивана Николаевича Терехова (ныне проживающего в латвийском Даугавпилсе) о том, как он в 1941-м участвовал в боях ещё на относительно дальних подступах к Ленинграду:

— На островах мы продержались до августа — причём, был организован большой десант на остров Койвисто. К тому времени пришли сведения, что финны отрезали нас от своих аж на сто километров. Мы готовились к прорыву с боем на «большую землю». Батарею подорвали, заранее собрали всё, что могли вывезти. Ситуация была очень опасной — в лесу укрылись финские «кукушки», которые очень метко били по нашим. Я до сих пор вспоминаю своего сослуживца Аркадия Леонтьевича Ермошина, парня двадцати одного года от роду. В одном из боев нас окружили. Трое нас было — я, Ермошин, и ещё один наш боец. Деваться, вроде, некуда. Всюду обстреливается. Над головой летает самолёт, корректирует огонь вражеских батарей, гад. Нам кричат по-русски: «Сдавайтесь!» Аркадий достал пистолет, оставил себе пару гранат — одну из них противотанковую — и как старший пулемётного расчёта приказал нам уходить: «Отходите, ребята, я прикрою». Только мы отошли метров на пятьдесят — за спиною раздался грохот, и земля упруго качнулась под ногами, словно люлька. Он взорвал и себя и вражеских солдат. Спас нас, одним словом… 

…Современные российские фильмы о войне ветеран Терехов не смотрит, предпочитая советскую классику. Невольно встаёт вопрос: что же станет с нашим историческим самосознанием, когда последние свидетели тех лет уйдут окончательно, оставив нас один на один с бесстыжим племенем пламенных фальсификаторов?


Читать также:

После протестов ветеранов НТВ снял с эфира фильм о «благородных нацистах» на Балтике