«У Польши есть шанс стать посредником между Китаем и Европой, что не удалось сделать в отношении России»

«NewsBalt» перевёл статью эксперта Михала Грабана о месте Польши в экономическом сотрудничестве Европы и Китая.

«NewsBalt» перевёл материал польского экономического эксперта Михала Грабана (Michał Graban) о «польском вопросе» при сотрудничестве Европы и Китая, опубликованный на портале «Konserwatyzm.pl»

Так сложилось, что я имел возможность участвовать во встрече посла Польши в Китайской народной республике Тадеуша Хомицкого с предпринимателями Поморского региона. Эта встреча навела меня на некоторые мысли, с которыми я хотел бы поделиться. Создаётся общее впечатление, что в отношениях Польши с Китаем всё более-менее ясно и просто, что мы перестаем говорить на каком-то странном евросоюзовском новоязе, и рассматриваем наши взаимоотношения сквозь призму экономических интересов и политического реализма.

В начале выступления посол Хомицки сообщил, что хорошие взаимоотношения Польша-Китай возобновились после охлаждения 2009 года, когда по случаю двадцатилетия «Солидарности» многие польские города присваивали титул почётного гражданина Далай-ламе. Теперь всё иначе. Китайское правительство очень серьёзно относится к Польше, и рассматривает её как своеобразный плацдарм для проникновения в Европу. Китайцы питают к нам слабость в связи с общими моментами в истории: и у нас, и у них был когда-то общий «большой брат». В Китае созданы специальные комиссии по вопросам сотрудничества. Кроме того, китайское правительство выделило около 11 миллиардов долларов преференциального кредита, предназначенного для экспансии своих фирм в Центральной Европе – кроме Белоруссии и России, но включая Скандинавию. Кроме того, правительством Китая создан инвестиционный фонд в размере 500 миллионов долларов, выделено 5.000 стипендий для студентов, которые захотят у нас учиться.

Позитивные последствия хороших отношений с Китаем уже почувствовали фирмы морского сектора. С 2010 года между Гданьском и Шанхаем существует прямое океанское сообщение для контейнерных перевозок, благодаря которому Гданьск начал претендовать на роль ключевого перевалочного центра в регионе Балтийского моря. С Поморья грузы могут идти дальше в глубь материка в направлении Балтика-Адриатика, а в конечном итоге могут направляться транзитом, в том числе и в направлении государств Черноморского региона.

К сожалению, в польско-китайском товарообмене имеется отрицательное сальдо: наш экспорт в Китай в сравнении с импортом из этой страны определяется как 1 к 10. Хорошо, однако, что этот импорт осуществляется морским путем, с участием наших портов.

Недавний визит министра транспорта, строительства и морской экономики Славомира Новака в Китай подтвердил, что существует интерес со стороны китайских судовладельцев и фирм морского сектора в инвестировании в Польшу, особенно у судоходной компании «Cosco», которая является одним из крупнейших в мире оператором контейнерных перевозок. Фирма заинтересована в строительстве нового контейнерного терминала в Гданьске. В свою очередь Поморская специальная экономическая зона успешно продвигается в направлении инвестиций в области портовых услуг и логистических центров в одной из приморских провинций Китая. На встрече мы узнали, что коммунистический Китай с авторитарным правительством имеет эластичное законодательство, которое может быть подвергнуто быстрым изменениям для привлечения возможных инвестиций. Большая свобода действий в этом вопросе есть и у региональных властей.

Здесь я хотел бы позволить себе привести некоторые размышления политического и культурно-цивилизационного характера. Чтобы понять наши отношения с Китаем, необходимо мыслить в категориях политического реализма. У нас есть шанс не только на значительные инвестиции, но и на то, чтобы поднять ранг нашего государства в Европе как посредника между Востоком и Западом, чтобы сделать то, что нам не удалось сделать в отношении России, а я считаю, что в обоих этих примерах существует определённое сходство.

Китай это страна совершенно иного культурного круга, кроме того, там до сих пор у власти стоят коммунисты. Модель экономической власти, реализованная в Китае, может, тем не менее, быть для нас необычайно интересной. Не только по причине реализации популярного в консервативных кругах постулата соединения политического авторитаризма и экономического либерализма, но так же по причине существующего в китайском обществе культа труда. Там нет требовательных профсоюзов, а инвестиции имеют преимущество над текущим потреблением, хоть в последнее время появился всё более многочисленный класс богачей, генерирующий спрос на средства потребления, в чём видят шанс некоторые польские предприятия (например, производители яхт класса люкс). В основном китайцы делают ставку на экономию и развитие. В Западной Европе в свою очередь господствует требовательная и гедонистическая потребительская модель.

Разделение мира по критериям: Запад — потребление, Восток – производство достаточно популярно и среди китайцев, и не трудно догадаться, что такая концепция для них достаточно интересна. Исходя из этого, они поделили мир на разные сферы, планируя на 40 лет вперёд. Согласно этой концепции, почти всё промышленное производство должно быть сосредоточено в Китае, США производили бы продукты питания, Европа, с учётом туристической привлекательности культурного богатства, должна стать тем регионом мира, куда китайцы будут приезжать на отдых. Перемещение центров производства в до сих пор отсталые страны является широко известным трендом, связанным, в том числе, и с меньшими требованиями в этих государствах в области охраны окружающей среды. На Западе в свою очередь должна господствовать постиндустриальная экономика, основанная на высоких, энергосберегающих технологиях. Согласно с принципами аутсортинга, наступает отделение сферы производства от сферы управления.

Но нет ли сходства этой концепции с теорией заката Западной цивилизации Освальда Шпенглера? Не доказывает ли она, что европейцы впадают в старческое декадентство? И где во всём этом место Польши? Должна ли она также двигаться в направлении постиндустриальной экономики, закрывать судоверфи и любой ценой ликвидировать тяжёлую промышленность? По-моему, необязательно.

Китай может быть важным экономическим партнёром для Польши. Для нас и для Европы это неосвоенная территория, что даёт шанс нашей экономике. В XXI век Китай, наперекор мировым трендам равноправия и эмансипации, остаётся обществом замкнутым и консервативным. Его власти за счёт экономического роста рекомпенсируют грехи прошлого, а мы знаем, что они не малые. Такая двузначная ситуация принуждает Запад принимать коммунистический Китай для спасения капитализма на Западе перед угрозой кризиса. Ирония истории.

Следовательно, в отношениях с Китаем необходимо руководствоваться осторожностью и чувством ситуации. Тут необходима мощная «доза» школы политического реализма, которая учит отделять чувства и моральные суждения от выгоды, а мы хорошо знаем, что со знанием этого искусства в Польше дела обстоят не лучшим образом.

Спроецируем эти решения на политическую ситуацию в Польше. При всей нелюбви к правящему в стране либеральному лагерю, используем шанс, который появился перед ними, для продвижения вперёд польско-китайских взаимоотношений. У меня есть удивительное ощущение, что, если бы в Польше у власти находилась «Право и справедливость», наши отношения с Китаем то и дело торпедировались бы пламенными призывами о соблюдении прав человека в «срединном государстве». Теперь есть шанс избежать этого, и делать своё дело.

В конце я бы хотел подвергнуть критике некоторые высказывания и комментарии, которые появились в СМИ правой ориентации, клеймящие позором визиты в Китай некоторых персон, связанных с «Гражданской рлатформой», как например, поездка Михала Туска (сына премьера Польши Дональда Туска, сотрудник отдела анализа и маркетинга аэропорта в Гданьске и частный предприниматель, оказывающий услуги в области PR. — «NewsBalt»). Такие визиты идёт нам на пользу. Будем «болеть» за наших, которые едут в Китай. Реализм по-польски.


Справка «NewsBalt». Михал Грабан — главный специалист воеводского самоуправления Поморского воеводства, сотрудник бюро развития города Гдыня, предприниматель. Инициатор создания Ассоциации польского транспортного коридора Балтика-Адриатика. Автор публикаций на экономические темы.