Фото: Gazetaprawna.pl.

Юрист Роберт Тарнацки: Польский взгляд на права России на Арктику

«NewsBalt» перевёл статью доктора юриспруденции Варшавского университета Роберта Тарнацкого, опубликованную в газете «Rzeczpospolita», о правах России на освоение континентального шельфа.

«NewsBalt» перевёл на русский язык статью из польской газеты «Rzeczpospolita», в которой доктор права Варшавского университета Роберт Тарнацки (Robert Tarnacki) рассуждает о правах России на Арктику.

Пять лет тому назад, 2 августа 2007 года, два российских батискафа «Мир-1» и «Мир-2» опустились на дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе и установили там российский флаг.

— Это успех, который можно сравнить с событиями 1961 года, когда Советский Союз первый начал покорение космоса, – заявил тогда Алексей Мухин, шеф московского центра политической информации.

Первый батискаф, в котором находился научный глава экспедиции, депутат Госдумы Артур Чилингаров, опустился на глубину 4261 метров, где на дно была опущена титановая капсула с флагом, второй батискаф достиг глубины 4302 метров.

Министр иностранных дел Сергей Лавров объяснил, что «целью экспедиции не является предъявление российских требований, но подтверждение того, что наш шельф достигает Северного полюса».

«Россия, как страна, связанная Конвенцией ООН по морскому праву, не может эффективно предъявлять свои права на часть дна, находящуюся под Арктическим океаном иным способом, чем предписания Комиссии по вопросам континентального шельфа», — заявил в то время на страницах «Rzeczpospolita» автор этих строк.  

Размещение на океанском дне российского флага, несомненно, было демонстративным и символическим актом вступления во владение этими глубоководными территориями. Ибо Россия полагает, что часть морского дна (и его недра), находящаяся под Северным Ледовитым океаном, является частью её континентального шельфа, на эксплуатацию богатств которого она имеет исключительное право.

Континентальный шельф — это продолжение части материка, погружённое в море. Обычно его дно плавно опускается в сторону моря на глубину примерно 200 метров, где достигает края шельфа. За этим краем понижение дна резко увеличивается. Там начинается склон, который, продолжаясь в сторону моря, доходит до подножия шельфа. Затем его понижение становится более пологим, достигая глубины даже нескольких километров. Там континентальная кромка заканчивается и начинается глубокое морское дно.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, которую ратифицировало 155 государств, в том числе Россия и Польша, определяет понятие континентального шельфа приморского государства как «морское дно и подземные территории, распространяющиеся за пределы его территориальных вод на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до наружного края континентальной кромки или на расстояние 200 морских миль от основных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, если наружный край континентальной кромки не достигает этого расстояния». Основной линией здесь называется береговая линия при самом низком положении воды во время отлива.

Сложность определения континентального шельфа порождает неясности в вопросе расположения его наружной границы. Однако определение этой границы имеет первостепенное значение, как для приморского государства, так и для третьих государств в связи с тем, что она очерчивает максимальные географические пределы права приморского государства на природные богатства шельфа. К этим богатствам, среди прочего, отломятся нефть и природный газ. Именно благодаря открытию запасов нефти и газа на норвежском континентальном шельфе, Норвегия смогла войти в группу самых богатых стран мира.

На разных континентах и островах шельф может принимать разнообразные формы. Иногда он простирается на небольшой глубине на расстояние до тысячи морских миль от побережья, иногда почти сразу отвесно погружается в глубины моря. Во втором случае можно говорить даже об отсутствии шельфа.

Принимая во внимание именно интересы приморских государств с «коротким» шельфом, конвенция утверждает, что наружная граница шельфа проходит на расстоянии 200 морских миль от основных линий, если наружный край континентальной кромки не достигает этого расстояния.

Ещё более сложная проблема определения континентального шельфа возникает тогда, когда континентальная кромка располагается на расстоянии более 200 морских миль от основных линий. С примером такого шельфа мы имеем дело в случае российского континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

Конвенция требует, чтобы установление наружной границы шельфа, выходящего за пределы 200-мильной зоны, осуществлялось приморскими государствами с учетом предписаний, выданных специально созданной для этих целей Комиссией по границам континентального шельфа. Границы такого шельфа считаются окончательно установленными и обязательными к признанию другими странами тогда, когда государство установило их на основании предписаний этой комиссии. 

Односторонние акты, определяющие границы континентального шельфа, выходящего за пределы зоны протяженностью в 200 морских миль от основных линий, всегда являются предметом особого внимания со стороны третьих стран. Такие действия имеют огромное значение с точки зрения интересов мирового сообщества, поскольку, чем большую территорию будет занимать пространство континентального шельфа, тем меньший запас природных ресурсов останется в распоряжении третьих стран. 

Когда наружный край континентальной кромки простирается за пределы 200-мильной зоны, прибрежное государство имеет возможность определения наружной границы шельфа на основании двух принципиальных методов.

Первый основывается на проведении прямых линий (длинной не более 60-ти морских миль) между точками, расположенными на расстоянии 350 морских миль от основных линий.

Второй метод более сложен. Прежде всего, он требует определения места, где дно шельфа, опускаясь в направлении глубокого морского дна, достигает отметки 2500 метров. Затем следует соединить между собой все точки лежащие на этой глубине. Линия, соединяющая эти точки, называется изобатой 2500 метров. Наружной границей континентального шельфа являются в этом случае прямые линии (длинной не более 60-ти морских миль), соединяющие точки, расположенные на расстоянии 100 морских миль от изобаты 2500 м.

Приморское государство имеет право выбрать какой-либо из вышеприведённых критериев. В зависимости от строения шельфа использование одного из этих методов может позволить на обозначение следующих границ шельфа. При этом приморское государство имеет возможность выбора любого из этих методов для использования на отдельных участках шельфа. 

Особый лимит наружной границы шельфа применяется в случае подводных хребтов. Эти хребты могут располагаться на расстоянии многих сотен километров от материка. Использование в таких случаях метода изобаты 2500 метров, как основания для определения дистанции в 100 морских миль привело бы к тому, что в месте расположения подводного хребта наружная граница шельфа простиралась бы в сторону моря на сотни морских миль от границы 350-мильной зоны от основных линий. Опасаясь, что прибрежные государства выбрали бы метод изобаты 2500 метров для определения границ шельфа в районе подводных хребтов, авторы конвенции ввели особое правило, исключающее в данном случае его применение. Согласно правилам конвенции наружная граница континентального шельфа на подводных хребтах не может проходить на расстоянии большем, чем 350 морских миль от основных линий. 

 Это особое правило имеет, однако, исключение в случае «подводных возвышенностей, которые являются естественными составляющими континентальной кромки». В этой ситуации нет препятствий для применения метода изобаты 2500 м. Это значит, что прибрежное государство может расширить наружную границу шельфа на многие сотни морских миль от 350-мильной зоны, в зависимости от того, как далеко расположена подводная возвышенность «которая являются естественной составляющей континентальной кромки». 

С этой точки зрения существенное значение имеет различие в определении между подводным хребтом и подводной возвышенностью, являющейся частью кромки. В первом случае конвенция предписывает использование лимита в 350 морских миль от основных линий, а во втором случае разрешено проведение границы шельфа на расстоянии, несравнимо большем, если подводная возвышенность располагается достаточно далеко в глубине моря от побережья. 

Уже в 2001 году Россия, как прибрежное государство, лежащее на берегу Северного Ледовитого океана, представила в комиссию документы, в которых определяет прохождение наружной границы континентального шельфа простирающейся до Северного полюса и включающей в него территорию в сотни тысяч квадратных километров океанского дна. Такое проведение границы вызвало протест со стороны США, которые поставили под сомнение принципы проведения границы. 

За основание проведения границы в таком отдалении от материка в российских документах называется существование хребта Ломоносова, простирающегося под водами океана со стороны континентального шельфа принадлежащих России Новосибирских островов в направлении Северного полюса. По мнению российских властей, этот хребет считается «подводной возвышенностью, являющейся естественной составляющей континентальной кромки», что позволяет проведение границы с использованием метода изобаты 2500 м. США придерживаются иного мнения, и в своём официальном заявлении утверждают, что хребет Ломоносова следует считать подводным хребтом, что предусматривает использование правила 350-мильного лимита.


Также по теме:

Программа освоения Арктического шельфа принесёт России 8 трлн рублей при расходах в 2 трлн рублей

Николай Гуськов: Успех российской Северной Ледовитой «Одиссеи» в военном присутствии и восстановлении инфраструктуры